Как консультант по организационному развитию я много раз реализовывала проекты по построению системы клиентского сервиса.
В подобных проектах мы обычно анализируем поведение клиентов с помощью маркетингового инструмента CJM (Customer Journey Map). Поэтому когда меня пригласили в проект по разработке EJM, то я с радостью согласилась. Мне нравится идея использования методик из маркетинга, продаж и PR в HR-сфере.
Почему компания решила разработать EJM?
Идея разработки EJM в компании возникла в связи с необходимостью увеличить заинтересованность кандидатов и сотрудников в работе, укрепить бренд работодателя, снизить текучесть персонала и повысить вовлеченность.
Почему для этих целей было решено разработать EJM? Все очень просто.
И работодатель, и работник на рынке труда являются товаром. Поэтому все законы маркетинга работают и на рынке труда.
С чего начали?
По аналогии с CJM мы составили EJM. В таблице 1 представлен пример укрупненных данных карты пути клиента в сравнении с картой пути работника в компании.
Каждый из блоков, указанных в табл. 1, мы детализировали на более мелкие шаги кандидата и далее — сотрудника компании. В каждом блоке у нас получилось несколько точек контакта соискателя с компанией, а затем и сотрудника с представителями работодателя.
Первой точкой нашей карты было восприятие кандидатом бренда компании или продукта («Что-то слышал» или «Хороший бренд, хочу туда» и т. д.).
А конечной точкой — возможное партнерство с бывшим сотрудником, превращение его в амбассадора или иные коммуникации с уволившимся.
В EJM мы включили все этапы прохождения собеседований, адаптации, внутреннего обучения, карьерный путь вплоть до увольнения и последующих отношений с бывшим сотрудником.
Как разрабатывали EJM?
Над созданием карты трудилась рабочая группа, в которую помимо меня, приглашенного консультанта по организационному развитию, входили представители службы персонала компании, руководители ключевых подразделений. Для нас было важно, чтобы в данном проекте участвовали непосредственные руководители сотрудников, чей путь мы так тщательно разрабатываем и анализируем. Ведь, как мы помним, часто случается, что сотрудник приходит в организацию, а увольняется от руководителя.
Таблица 1.
Основа для разработки Employee Journey Map (укрупненные параметры)
CJM |
EJM |
Возникновение потребности в товаре или услуге |
Необходимость поиска новой работы |
Знакомство с рынком, изучение информации о товаре или услуге |
Знакомство с предложениями работодателей, изучение информации о вакансиях |
Выбор бренда или места покупки |
Выбор из предложений работодателей |
Совершение покупки |
Прохождение собеседования, принятие оффера |
Формирование мнения о продукции или услуге (уровень удовлетворенности) |
Формирование мнения о работодателе при посещении офиса |
Лояльность к товару или услуге |
Принятие предложения, долгосрочное сотрудничество |
Неудовлетворенность, выбор альтернативы |
Увольнение из компании |
По аналогии с CJM мы провели анализ пути нашего потенциального кандидата до момента прихода на первое собеседование, а затем приема на работу и дальнейший карьерный путь через оформление трудовых отношений, онбординг, обучение, карьерное продвижение вплоть до увольнения. Важно было собрать достаточно информации, чтобы составить портрет кандидата, определить все точки взаимодействия и устранить барьеры. Пример алгоритма по анализу EJM представлен в табл. 2.
Таблица 2.
Сравнение алгоритма работы по составлению CJM и EJM
CJM |
EJM |
Сбор информации, изучение аудитории и составление собирательного образа покупателя |
Сбор информации, изучение потенциальных кандидатов, составление портрета идеального кандидата и далее сотрудника (модели корпоративных компетенций) |
Определение точек взаимодействия — откуда клиент получает информацию (онлайн, офлайн, неофициальное взаимодействие) |
Определение точек взаимодействия с кандидатом — откуда кандидат узнает о нашей компании, |
Выделение критических точек, поиск барьеров и способов их преодоления; мест получения негативных эмоций, риски отказа от покупки |
Выделение критических точек, мест получения негативной информации о компании, бренде, риски отказа от рассмотрения предложения работодателя |
Устранение барьеров, повышение уровня комфорта потребителя |
Устранение барьеров, повышение шансов у работодателя получить ценного кандидата |
Этапы создания EJM
Работа по созданию карты пути сотрудника проходила в несколько этапов:
– Формирование состава рабочей группы.
– Разработка плана-графика проекта, включая совместные встречи рабочей группы.
– Разработка укрупненной карты пути работника.
– Детализация карты пути работника.
– Описание каждой точки контакта.
– Проведение анализа Кано* для выявления факторов, критически важных для принятия решения, нейтральных, наименее важных.
– Выявление барьеров (проблем, трудностей, неудобств) при взаимодействии потенциального кандидата, а далее сотрудника с работодателем.
– Разработка мер по устранению проблем, снижению неудобств.
– Назначение ответственных за каждый этап EJM.
Анализ рынка и сравнение с работодателями-конкурентами, корректировка при необходимости.
Рабочая группа собиралась по определенному графику и в режиме рабочей сессии составляла EJM. Моя задача как консультанта заключалась в том, чтобы организовать методическую подготовку к каждой встрече: анализ рынка, сбор информации и т. д. Кроме этого я была модератором каждой встречи, организовывала групповую дискуссию. Готовую карту EJM мы обсудили с руководством компании и предложили план мероприятий по изменениям.
В качестве изменений мы предложили мероприятия по формированию бренда работодателя, изменению кадровой политики, улучшению онбординговых процедур. Но не только. Работа по анализу Employee Journey Map выявила целый ряд проблем в бизнес-процессах и системе менеджмента. Поэтому кроме улучшений, связанных с HR-блоком, компании предстояло серьезно заняться оптимизацией бизнес-процессов и улучшением коммуникаций.
Одним словом, разработка EJM имела еще и дополнительный побочный эффект — выявление проблем, мешающих организации быть более конкурентоспособной.
* Модель Кано — это метод измерения эмоциональной реакции клиентов на отдельные атрибуты продукта или услуги. Метод помогает оценить важность отдельных характеристик и применяется для разработки продукта/услуги и повышения потребительской удовлетворенности. Модель анализа Кано была разработана профессором Норияки Кано в 1980-х гг.