Эмоциональная зрелость

«Современные технологии управления персоналом» №3 2018 /

Мария КОРОЛЁВА, ведущий консультант кадровой компании AVRIO Group, считает вопрос о важности развитого эмоционального интеллекта у HR-менеджера риторическим. Для специалиста, который работает с людьми, — это критически важный навык.

 

«СУПЕР»: Мария, наверное, вопрос о том, зачем HR-у развивать эмоциональный интеллект, риторический?

Мария Королёва: Вопрос «Зачем HR-менеджеру развивать эмоциональный интеллект?» будет звучать абсурдно, если попробовать его переформулировать следующим образом: «Зачем HR-менеджеру, то есть специалисту по человеческим ресурсам, понимать людей?». Многочисленные определения понятия «эмоциональный интеллект», сложные и простые, сводятся к тому, что это способность человека распознавать и контролировать эмоции, прогнозировать намерения и мотивы других людей, то есть понимать себя и других. А функции HR-менеджера прежде всего связаны с общением с людьми. Он привлекает, рассказывает, слушает, мотивирует, адаптирует, поддерживает. Он формулирует и доносит до сотрудников цели компании, разрабатывает и поддерживает корпоративный стиль. От него зачастую зависит атмосфера в коллективе. Как ему справиться со всеми своими обязанностями без способности и/или желания понимать других? Поэтому ответ на вопрос, насколько эмоциональный интеллект важен в HR-cфере, очевиден.

«СУПЕР»: Видимо, также очевиден ответ на вопрос, насколько важен эмоциональный интеллект для руководителей?

М.К.: Он немаловажен. Но вектор развития задач здесь несколько другой. В работе специалистов отдела персонала внешних референций, как правило, больше — их работа оценивается другими сотрудниками более интенсивно, поскольку HR-отдел должен (в идеале) активно коммуницировать со всеми подразделениями компании.

Как правило, эффективные руководители — это сотрудники с ярко выраженной внутренней референцией, они меньше зависят от оценки окружающих. Но не будем забывать о такой составляющей эмоционального интеллекта, как «управление эмоциями». Допустим, хороший руководитель — это тот, кто грамотно ставит задачи, контролирует их выполнение, умеет делегировать полномочия и прочее. Если при этом он принимает во внимание личностные, эмоциональные особенности своих подопечных, смею предположить, что его работа в целом будет еще эффективнее. Иными словами, в отдельных случаях руководитель с развитым ЭИ сможет простить ошибку одному специалисту, а на ошибки другого обратит более пристальное внимание; похвалить сотрудника за незначительное достижение просто потому, что для него это будет колоссально важно и даст стимул для более активной работы; поставить более высокие планы для другого, поскольку он качественно и с более высокой мотивацией справляется с задачей в режиме аврала. Такое выстраивание работы команды особенно востребовано в профессиях, требующих креативного подхода, где каждый вносит весомый вклад и где у сотрудника есть потребность чувствовать свою индивидуальность.

Один из молодых и эффективных топ-менеджеров на вопрос о своих прошлых ошибках в работе с персоналом ответил, что он «мало разговаривал с людьми».

Он искренне признался, что если бы больше знал о своих подчиненных не как о специалистах, а как о людях, то работа была бы куда эффективнее.

Конечно, подобные признания приходят с опытом, и с возрастом эмоциональный интеллект может развиваться сам по себе. Эмоциональный интеллект неслучайно называют иногда «эмоциональной зрелостью». Это в том числе и жизненный опыт. Отечественные HR-ы и руководители — зачастую очень молодые люди, чего не понять нашим европейским коллегам, которые считают, что HR-ом или руководителем может быть человек с внушительным багажом опыта прожитых лет.

Потому наши амбициозные молодые специалисты и руководители больше нуждаются в развитии ЭИ.

«СУПЕР»: Можно ли эффективно развивать эмоциональный интеллект, не ожидая, пока состаришься?

М.К.: Да. Как и развивать внимание, память, технику активного слушания, то есть те моменты, которые могут улучшить коммуникацию. Но если вы ярко выраженный интроверт и общение с окружающим миром в принципе эмоционально затратно, то и с эмоциональным интеллектом будет посложнее. При этом нужно понимать, что специалист с развитым ЭИ — это отнюдь не «душечка» с хорошей коммуникацией. Разница между специалистом с хорошо развитым эмоциональным интеллектом и позитивным добродушным экстравертом, не испытывающим проблем в общении, такая же, как между эмпатией и сопереживанием. Ведь эмпатия (составная и весомая часть ЭИ) — это не готовность посочувствовать, как принято считать, а готовность «влезть в шкуру» другого и понять его эмоции. А вот принятие этих эмоций не является обязательным фактором. Иными словами, если у вас на собеседовании кандидат испытывает смущение или ведет себя агрессивно, вы, как HR-менеджер с развитым эмоциональным интеллектом, можете (и даже должны) его понять, а вот принимать не обязаны.

Мария КОРОЛЁВА, ведущий консультант кадровой компании AVRIO Group

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 3, 2018.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.