Мои родители никогда не чувствовали себя финансово обеспеченными, поэтому обычно в доме ощущалось напряжение. Отец работал школьным сантехником и, приходя с работы, рассказывал об ужасных туалетах и необоснованных требованиях со стороны школьного руководства.
Я знаю, что таких людей, как отец, очень много. Для 60–80 % людей работа — это не удовольствие, а скорее наказание. Целый день они работают, а потом поскорее бегут домой, чтобы выпить баночку пива, сидя перед телевизором, и хоть как-то расслабиться. Иногда задумываются, пытаясь найти правильный баланс «работа — жизнь», и чаще всего приходят к выводу, что работа и стресс неразделимы, а счастье в лучшем случае надо искать за пределами работы.
Но ученые утверждают, что можно быть счастливым и на работе, а в качестве примера приводят компании, где заботятся о здоровье, карьере сотрудников, где высокая производительность и управление счастьем являются фундаментом организации. Итак, как мы можем стать счастливыми на работе?
Я занимаюсь этой темой и разработала серию онлайн-курсов для научного центра под названием «Наука счастья на работе» (The Science of Happiness at Work) на платформе edX.org. Курсы включают результаты новейших исследований и практические кейсы для всех, кто хочет стать счастливым на работе.
ЧТО ЗНАЧИТ СЧАСТЬЕ НА РАБОТЕ?
С 2014 г. я и мой коллега Дахер Кельтнер ведем курс под названием «Наука счастья». Мы предлагаем следующий портрет счастливого человека: он прекрасно себя чувствует и легко справляется с невзгодами, много общается, считает, что его присутствие в мире имеет смысл.
Мы не считаем, что счастье — это исключительно эмоциональное состояние, что-то вроде потока положительных переживаний. Мы определяем его как качество жизни, которая богата множеством эмоций, включая гнев и грусть.
В начальном курсе «Основы счастья на работе» мы даем следующие характеристики счастья в корпоративном контексте: получение удовольствия от работы, способность переживать неудачи, дружеские отношения с коллегами и взаимопонимание с клиентами, понимание, что выполняемая работа важна для сотрудника, организации и клиентов.
Быть счастливым на работе — значит чувствовать себя здоровым и благополучным, творчески и эффективно решать проблемы, повышать производительность и стремиться к инновациям, а также быстро перемещаться по карьерной лестнице.
Люди, которые счастливы на работе, заточены на нее и готовы вносить свой вклад, выходя за рамки своих должностных инструкций; они также находят больше смысла в своей работе.
Счастливые работники не пасуют перед лицом невзгод и неудач, как правило, лучше справляются с ними, эффективнее решают проблемы. Счастливые работники оцениваются другими как более симпатичные, заслуживающие доверия, уважения и внимания, считаются эффективными лидерами. В таких компаниях люди поддерживают друг друга в трудные времена и приносят больше пользы друг другу.
В счастливых компаниях меньше текучесть, меньше несчастных случаев, быстрее и эффективнее реагируют на неблагоприятные события или неудачу, больше клиентоориентированности.
КАК ДОБИТЬСЯ СЧАСТЬЯ НА РАБОТЕ?
Итак, теперь, когда мы знаем суть и преимущества счастья на работе, как мы можем построить счастливую организацию?
На этот вопрос нет простого ответа. Тем не менее при разработке нашего курса мы определили четыре ключевых компонента: целеустремленность, вовлеченность, гибкость и доброжелательность. В рамках обучения мы рассказываем о путях укрепления каждого из четырех компонентов на личном, социальном и структурном уровнях посредством индивидуальных упражнений и мероприятий, развития ключевых социальных навыков, изменений в стиле управления, общих инициатив и изменений в политике компании.
1. Целеустремленность
Профессор Калифорнийского университета в Беркли Мортен Хансен определяет целеустремленность следующим образом: «Это сознательная и активная направленность человека на определенный результат деятельности, приносящий пользу ему и другим».
Счастливым является работник, ценности которого совпадают с ценностями компании, тогда работа становится осмысленнее и хорошо встраивается в общий контекст. Такой человек может свернуть горы, в отличие от пассивного, который придерживается статус-кво. У кого-то может возникнуть соблазн решить вопрос путем материального стимулирования, но, как правило, это тупиковый путь. Экономист Дэн Ариэли считает, что материальные стимулы имеют краткосрочный эффект — сотрудник быстро привыкает и хочет еще и еще. Эффективна только внутренняя мотивация, которую, конечно же, следует подкреплять. По мнению профессора Барри Шварца, сотруднику важно видеть, как его действия изменяют мир.
Patagonia является ведущим производителем одежды для активного отдыха и делает многое, чтобы оказывать положительное влияние на окружающую среду. Например, они работают только с поставщиками материалов, которые придерживаются экологически безупречных стандартов производства.
В компании сформирована атмосфера доверия. В штаб-квартире расположен развивающий центр для детей-дошкольников сотрудников. Это помогает сотрудникам увидеть друг в друге не только коллег, но и заботливых родителей.
2. Вовлеченность
Вы получаете удовольствие от работы? Вы участвуете в принятии решений, в том числе что касается непосредственно ваших обязанностей? Вы чувствуете, что можете быть эффективными и добиться успеха?
Согласно последним исследованиям большинство работников не могут ответить на подобные вопросы утвердительно, признавая низкую вовлеченность.
Существует три основных способа увеличения вовлеченности. Первый — культивировать фан и креативность, как в компании Southwest Airlines. Такую репутацию она заслужила благодаря тому, что сотрудников поощряют шутить и развлекать клиентов во время полетов.
Второй — дать людям больше самостоятельности (например, определять оптимальный график работы, формировать приоритеты). В компаниях Logitech, Zappos и Davita новички активно участвуют в различных внутрикорпоративных мероприятиях, в том числе в игровой форме. Довольно часто такие мероприятия проводятся с целью онбординга (адаптации новичков).
Третий — создать пространство для творческой работы без дедлайнов и давления.
3. Гибкость
Способность быстро адаптироваться и учиться на ошибках имеет решающее значение для счастья на работе. Гибкость — это не уход от проблем, не способ их избегания, а умение управлять ситуацией.
Гибкость позволяет сотруднику быть самокритичным, толерантным, избегать обвинений по отношению к коллегам. В то же время гибкость позволяет уйти от самоедства и самокопания.
Другой способ укрепить работоспособность — это быть аутентичным, то есть привносить в работу все лучшее, что есть в тебе. Быть самим собой, а не притворяться и постоянно подстраиваться под окружение (что в конце концов приводит к стрессу).
Гибкость также связана с умением отдыхать от работы. Трудоголик очень быстро выгорает, становится раздражительным и неэффективным. Поэтому здорово, когда компания помогает сотрудникам восстанавливаться и организовывает различные оздоровительные, социальные, творческие и благотворительные мероприятия.
4. Доброжелательность
Наконец, мы счастливы на работе, когда проявляем заботу о других и искренне поддерживаем социальные контакты. Быть доброжелательным — значит доверять, относиться к другим с уважением, проявлять сочувствие, быть благодарным и конструктивно управлять конфликтами.
Кристина Порат в книге «Корректное поведение на работе» пишет, что доброжелательность на работе начинается с корректности. Давать обратную связь, обмениваться ресурсами и информацией, быть хорошим слушателем — для лидеров это критически важно.
Эмпатия — это основа для понимания других людей, а также основа для командной работы. По словам профессора Дэвида ДеСтено, именно эмпатия помогает преуспеть в достижении целей на работе, а не хождение по головам.
Что происходит, когда отношения на рабочем месте становятся проблемными? Исследования показывают, что способность пойти на компромисс — это не признак слабости, как еще недавно считалось, а мудрое решение. Умение уступить вызывает уважение и помогает эффективнее решать проблемы.
Сегодня мы все еще сталкиваемся с удивительно высоким уровнем разобщенности и даже цинизма. Но я верю, что человек может быть счастливым на работе. И в этом я не одинока. Подтверждение тому — поколение миллениалов, которое считает, что счастье на работе и вне работы не следует разделять. Таким образом, счастливые компании — это очень привлекательный работодатель. И исследования показывают, что счастье на работе имеет важное значение для успеха компании.
Источник: https://greatergood.berkeley.edu