Как справиться со стрессовым интервью

«Современные технологии управления персоналом» №2 2006 /

Стрессовое интервью — самый страшный кошмар соискателя. Оно может иметь различную форму — от немного вызывающего до садистского. Его цель: заставить соискателей занять оборонительную позицию. Его логика: за тщательно продуманным образом показать человека таким, каков он есть на самом деле, и выявить соискателей, которые хорошо справляются с давлением во время интервью и которые, следовательно, точно также хорошо справятся и  со стрессовыми ситуациями на работе.
Не следует думать, что стрессовые интервью проводят исключительно отвратительные типы, которые хотят посмотреть, как вы будете испытывать неловкость. Такой подход является эффективным способом предвидеть, как кандидат будет вести себя во время работы, которая, в конечном счете, временами бывает довольно стрессовой. Соискатель, который ведет себя уверенно и вежливо, несмотря на оказываемое давление, на недосягаемое расстояние отрывается от других кандидатов, которые справляются только с легкими вопросами.

Типы стрессовых интервью
■ Неприятные или агрессивные вопросы. Даже мягкий интервьюер может поставить человека в затруднительное положение, задав такой вопрос, как «Почему вас уволили?».
■ Агрессивное отношение или поведение. Многие интервьюеры возвели в культ жесткий стиль общения во время собеседования. Они вооружаются скептицизмом  в словах, выражении лица, языке тела и поведении. Предполагается, что в таком их поведении вы будете считать виноватым себя, как если бы вы были непослушным ребенком.
■ Неожиданное поведение. Интервьюер пытается вывести вас из равновесия своим неожиданным поведением. Например, интервьюер может несколько раз задать один и тот же вопрос, притворяясь, что не понял ваш ответ. Вы несколько раз повторяете свое объяснение, с каждым разом раздражаясь все больше и больше, и начинаете считать интервьюера тупым.
■ Головоломки или интервью, которые ставят в тупик. Вопросы, ставящие в тупик, становятся все популярнее. От вас не ждут ответов на сами вопросы, например, такие, как «Сколько весит лед на хоккейном поле?». От вас хотят узнать, каким образом вы придете к ответу.
■ Ситуационное интервью. Вам описывают незаконченную деловую ситуацию, а вы должны рассказать, как найдете ее решение, — обычно это какая-либо дилемма или ряд вариантов,  из которых очень сложно выбрать. Ситуационное интервью проверяет вас на обладание необходимыми знаниями при решении соответствующих вопросов, проверяет вашу способность к  количественной оценке и анализу, способность  расставить приоритеты и предвидеть возникновение проблем, а также уровень ваших коммуникативных навыков.

Как правильно отвечать

Основные приемы, которые следует использовать, когда задают стрессовые вопросы,  сходны с тактикой, применяемой на переговорах высшего уровня:
■ Проясните смысл вопроса и сущность ответа, который хотят получить от вас. Это поможет вам выиграть немного времени, чтобы подумать. Что интервьюер имеет в виду? Не терзайтесь тем, стоит ли задавать вопросы, чтобы внести ясность, — иногда это именно то, что от вас ожидают.
■ Сообщайте о том, что думаете и делаете.
■ Делайте предположения и спрашивайте о неизвестном.
■ Сосредоточьтесь на том, как вы придете к правильному решению проблемы, а не на «правильном» ответе.
■ Если ваш ответ предполагает рассказ, не уходите от темы.
■ Будьте открыты, честны и прямы, но не позволяйте себя запугать.

Подобно собакам, агрессивные интервьюеры чувствуют ваш страх. Но знайте, что человек, который задает особенно жестокие вопросы, может оказаться отзывчивым и добродушным — конечно же, после того, как вас примут на работу.

Примеры вопросов стрессового интервью

Ваш самый страшный кошмар может стать реальностью во время стрессового интервью, если только вы не знаете, что эти вопросы всего лишь утрированный вариант намного более простых. Поэтому сохраняйте спокойствие.

Хотели бы вы занять место вашего босса?
Редкий начальник захочет, чтобы его лишили источника дохода. На самом первом  интервью мой будущий босс сказал: «Дружище, я был рад познакомиться с вами. Однако пока вы не вошли в мою дверь, я не был на улице в поисках новой работы». Интервьюер хочет знать, насколько вы склонны к конфронтации, будете ли бросать вызов и подсиживать,  слишком ли вы честолюбивы и высокомерны. Также он хочет выяснить, насколько вы ориентированы на достижение цели и мотивированы в работе. Вы можете сами захотеть рассказать о ваших  ориентирах. Но помните, что больше всего честолюбие приветствуется самими честолюбцами.
Будьте умеренно оптимистичны, скажите следующее: «Ну, если через несколько лет мой босс получит повышение, я надеюсь внести в это достаточно весомый вклад, который послужит ему рекомендацией. Это не значит, что я стремлюсь занять чье-то место. Скорее, я ищу руководителя, который поможет мне развить мои способности и вырасти вместе с ним».

Видите ручку, которую я держу? Продайте мне ее
Это не просьба, которую выскажут только продавцу, как можете подумать вы. В современной бизнес-среде от каждого требуется умение продавать — иногда продукцию, но гораздо чаще идеи, подходы и концепции. В сущности, вас проверяют на понимание основ традиционного метода продаж, оценивают, насколько быстро вы соображаете по ходу разговора и насколько эффективно вы можете общаться устно.
Например, интервьюер показывает желтый маркер с широким пишущим узлом. Вы спокойно говорите: «Позвольте рассказать вам об особенностях этого продукта. Это маркер выделит важные моменты в отчетах и статьях и сэкономит время, когда вам нужно будет освежить их в памяти. Корпус у маркера достаточно широкий, чтобы им было удобно пользоваться, работая за письменным столом или с плакатами на доске. У него плоское основание, на которое его можно ставить. За один доллар он у вас в наличии, цена достаточно доступна, так что вы можете иметь их несколько — на столе, в портфеле, в машине и дома. А ярко-желтый цвет означает, что вы его не потеряете».
Затем завершите рассказ с улыбкой и сами задайте вопрос, который заставит улыбнуться интервьюера: «Так сколько всего вам доставить?».

Зачем мне нанимать человека со стороны, если я могу взять на эту должность кого-либо из сотрудников компании?
Этот вопрос звучит не так глупо, как может показаться. Понятно, что интервьюер изучил сотрудников на возможность продвижения по службе или перевода на другую должность. Точно так же понятно, что эту должность никто из сотрудников компании занять не может. Если бы это было возможно, это было бы сделано по двум очень веским причинам: для компании дешевле продвигать своих собственных сотрудников и это положительно сказывается на их отношении к работе. В действительности за этим запугивающим вопросом прячется милое предложение: «Скажите, почему я должен вас нанять». Ваш ответ должен состоять из двух частей. Первая — это простое перечисление умений и сильных сторон вашей личности в соответствии с требованиями, предъявляемыми к соискателю именно на эту должность. Однако поймите, что всякий раз, когда руководитель ищет подходящего кандидата на должность, ему нужен не только человек, который может справиться с обязанностями, но и человек, от работы которого отдел может выиграть в более широком смысле. Нет такого отдела, который был бы настолько хорош, насколько может, — в каждом есть слабые стороны, которые нужно компенсировать.
Таким образом, во вторую часть вашего ответа включите свой собственный вопрос: «Я перечислил свои основные качества. Однако если никто из сотрудников компании не получил повышения, значит вы хотите как-то по-особому сделать вашу команду сильнее. Каким образом, по вашему мнению, кандидат, который займет эту должность, сможет сделать ваш отдел более эффективным?». Ответ на вопрос — намек на то, как вам лучше преподнести соответствующие этому ваши качества.

Почему вы так долго не работали?
У вас должно быть убедительное объяснение для всех без исключения перерывов в трудовой деятельности. Если его не будет, маловероятно, что вам предложат работу. Подчеркните, что вы искали не просто место, где вам будут платить зарплату, — вы искали компанию, в которой будете долго работать и в чью деятельность внесете весомый вклад. «Я понял, что слишком люблю свое дело, чтобы найти еще одно место, где я буду просто получать зарплату. Поэтому я решил, что следующим местом моей работы станет компания, в которой я смогу проработать долгое время и сделать все от меня зависящее, чтобы внести значимый вклад в ее деятельность. Исходя из всего, что я услышал о вашей компании, я пришел к выводу, что вы ждете полной отдачи от сотрудников, потому что у вас есть реальная работа, которую нужно делать. Мне это нравится. И я хотел бы быть частью вашей команды. Что мне нужно сделать, чтобы получить эту работу?»
Вы отвечаете на вопрос, делаете комплимент интервьюеру и переносите акцент с того, что вы безработный, на то, как вы можете получить предложение о работе.

Из вашей анкеты видно, что вы работали долгое время в одной и той же компании и у вас не было заметного продвижения по службе или повышения зарплаты. Расскажите об этом.
Бр-р… Сложная задачка. Для начала вам нужно проанализировать, почему так получилось (при условии, что оценка интервьюера относительно вашего положения — правильная). Затем, когда вы определили причину, потренируйтесь высказывать ее вслух самому себе, как если бы вы произносили это на настоящем интервью. Вам может понадобиться несколько попыток. Не исключено, что вашему объяснению, неважно, насколько оно обосновано, потребуется некоторая шлифовка, без которой оно может прозвучать несколько жестко или озлобленно. Во что бы то ни стало избегайте высказывания «Не очень-то и хотелось».
Я приведу несколько тактических советов, которыми вы можете воспользоваться. Во-первых, избегайте указывать в анкете информацию об изменениях в размере вашей заработной платы. Никто не откажет вам в приглашении на интервью из-за отсутствия данных о зарплате, если ваши умения подходят для выполнения обязанностей по вакантной должности. Конечно же, никогда не нужно указывать такие «пустяки» и в вашем резюме.
Теперь идем дальше. Следующим шагом мы поднимем деликатную тему «Эй-постойте-почему-никакого-продвижения?». Это тот случай, когда для вас сказать не то, что надо, как и не сказать то, что надо, повлечет за собой одинаково большие проблемы. Интервьюер сформулировал по-настоящему негативный запрос. Чем больше времени один из вас будет останавливаться на этой теме, тем дольше интервьюер будет концентрироваться на отрицательных сторонах вашей кандидатуры. Сделайте ваш ответ кратким и милым, затем замолчите. Например: «Компания, где я сейчас работаю, — стабильная, с хорошей рабочей обстановкой, но в моей сфере там наблюдается минимальное продвижение по служебной лестнице. Фактически никто из коллег не получил продвижения с … . Ваш вопрос и является той причиной, по которой я встречаюсь с вами: у меня есть опыт и способности, чтобы взять на себя больше ответственности, и я ищу место, где смогу реализовать все это».

Дуг ХАРДИ

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 2, 2006.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.