В поисках надежного персонала

«Современные технологии управления персоналом» №1 2005 /

«СУПЕР»: Далеко не у каждой компании, работающей в сфере прямого поиска, есть отдельно выделенная услуга— проверка надежности. С чем связано появление подобной услуги у вас?

Айшат Чекунова: Безопасность и, как следствие, эффективность любого бизнеса непосредственно зависят от надежности персонала. Под обеспечением безопасности бизнеса понимается, как правило, недопущение недобросовестного отношения к фирме со стороны  заказчиков, поставщиков и так далее (внешней среды) и самого персонала фирмы (внутренней среды). Если в первом случае система безопасности бизнеса достаточно хорошо изучена и активно применяется службами и подразделениями экономической безопасности фирм, то вопросы защиты от недобросовестного персонала, который может нанести ущерб фирме, требуют внедрения действительно новых подходов и технологий к оценке персонала и кандидатов на свободные вакансии. Наши клиенты — крупные  российские и западные компании, которым для формирования эффективной команды сотрудников  необходима  достоверная информация о персонале.

 

«СУПЕР»: О какой информации идет речь?

А.Ч.: Речь идет о надежности и лояльности, обучаемости, многофункциональности, соответствии должности (характеру деятельности), ожидаемом поведении.

«СУПЕР»: Очевидно,  столько информации требуется о кандидатах не на простые позиции.

А.Ч.: Мы специализируемся на Executive Search, выполняем заказы наших клиентов по подбору на позиции высшего и среднего звена менеджмента. Являясь партнерами в этом сложном, трудоемком процессе, мы можем обеспечить получение объективной, насколько это возможно, информации о профессиональных и личностных качествах человека, претендующего на открытую вакансию, за счет использования проверки надежности, более распространенного метода сбора рекомендаций, других методов.

 

«СУПЕР»: Что включает в себя проверка надежности персонала, а также что вы вкладываете в понятие «надежность»?

А.Ч.: В данном случае под надежностью понимается внутренняя готовность и стремление сотрудника длительное время максимально эффективно и, прежде всего, в интересах дела выполнять свои должностные обязанности. Необходимо подчеркнуть важность слов «в интересах дела», так как в противном случае при соблюдении всех прочих условий такой сотрудник будет стремиться эффективно работать только на свой карман, в лучшем случае пренебрегая интересами дела, а в худшем — нанося своими действиями ущерб интересам фирмы. Нами применяется следующая программа психологического обеспечения эффективности деятельности персонала: определение профессионально значимых качеств; выявление интеллектуальных и психофизиологических особенностей; разработка рекомендаций по оптимальному использованию сотрудника на рабочем месте; составление психологической характеристики; проведение консультаций, психотренингов и деловых игр. При написании психологической характеристики учитывается должность, на которую претендует поступающий, и в зависимости от этого разрабатываются конкретные критерии оценок пригодности. Однако традиционные  методики тестирования не всегда оказываются достаточно надежными и не позволяют  адекватно судить о соискателе. Проблема заключается в том, что к наиболее часто используемым методикам  легко подготовиться с помощью Интернета и специальной литературы, где указано, какие ответы надо давать, чтобы выглядеть в лучшем свете.

 

«СУПЕР»: И какой вы нашли выход?

А.Ч.: В своей практике используем  метод компьютерного психосемантического анализа, считающийся наиболее прогрессивным методом исследования психического и физио­логического состояния человека. Это результат исследовательской работы ученых НИИ психотехнологий  под руководством академика И.В. Смирнова. Метод  реализован  с помощью компьютеров как наиболее удобной платформы для обработки информации, полученной из подсознания человека  посредством  реагирования на семантические стимулы. К нему невозможно подготовиться, чтобы сознательно исказить результат, поскольку человек не контролирует реакцию мозга, не допускаются вольные трактовки полученных данных и не требуются профессиональные специалисты для обработки данных.

«СУПЕР»: Расскажите о возможностях АПК MindReader 2.0.

А.Ч.: Он состоит из  программного обеспечения, которое запускает семантическую базу для процедуры тестирования,  самой семантической базы,  которая  может быть составлена из готовых категорий или разработана индивидуально, и аппаратной части комплекса, состоящей из периферийного  оборудования. Использование  MindReader  2.0 позволяет провести психодиагностическое исследование  персонала: определить уровень развития личностных, интеллектуальных и деловых качеств, спрогнозировать поведение в стрессовых и экстремальных ситуациях, выявить фобии, определить стрессоустойчивость, проанализировать доминирующие потребности и структуру личностных ценностей, составить комплексную социально-психологическую характеристику персонала, выявить предрасположенность к определенным видам деятельности, проверить сотрудников на надежность, выявить лиц с отклоняющимся от нормы поведением, определить зоны риска.

«СУПЕР»: Раз мы заговорили об инструментах психодиагностики, хотелось бы узнать ваше отношение к полиграфу.

А.Ч.: Хочу отметить, что полиграфическая детекция лжи дает хорошие результаты только в очень умелых руках. Составление вопросника — сложный процесс, требующий соблюдения установленных правил. Полиграф сейчас начинает применяться и в негосударственных структурах  при приеме работников в штат и при оценке уже работающих сотрудников. Компании можно понять, поскольку цена ошибки при приеме несоответствующего кандидата может быть очень высока, и, скорее всего, этот метод будет вводиться как дополнительный этап прохождения собеседований.

 

«СУПЕР»: На вашем сайте мы  столкнулись с понятием — «конкурентная разведка». Расскажите, пожалуйста, что это такое,  в частности, что такое кадровая конкурентная разведка, и как вы ее используете.

А.Ч.: Конкурентная разведка является стратегическим инструментом, позволяющим высшему руководству определить основные тенденции  на рынке, предвидеть будущие направления его развития и, таким образом, повысить конкурентоспособность компании. Это процесс, посредством которого информация, поступающая из многих источников, собирается, истолковывается и передается. Конкурентная разведка может помочь в принятии стратегических решений, своевременно предупредить о возможностях и угрозах, оценить конкурентов, отследить их активность и дать рекомендации по эффективной тактике ответных действий. Термин широко известен на Западе, где в крупных корпорациях есть специальные отделы, в которых работают специалисты competitive intelligence. В нашей стране это понятие еще носит расплывчатый характер и имеет такие эквиваленты, как деловая разведка, бизнес-разведка, маркетинговые исследования конкурентной среды и другие. Для нашей работы мы ввели обозначение «бизнес-аналитика», и именно так мы определяем новую услугу, предоставляемую нашим клиентам.

 

«СУПЕР»: Хотим привести следующую цитату: «Принцип успешной конкурентной разведки — использование исключительно открытых источников информации или другие способы получения информации, которые соответствуют этическим нормам». В связи  с этим два вопроса. Что представляют собой открытые источники информации? Что такое «другие источники» информации?

А.Ч.: Открытыми источниками сбора информации являются Интернет, коммерческие базы данных, системы поиска информации, СМИ. Под «другими источниками» могут иметься в виду, к примеру, приемы ведения разведки в Сети, при регистрации на специализированных форумах. В таком случае следует придерживаться определенных правил: участвуя в электронных конференциях, неприемлемо регистрироваться под чужим, но известным именем какой-либо персоны или организации, переманивать специалистов конкурента, публиковать компромат на конкурента в любой форме. Следование этическим нормам является принципиально важным, поскольку это убережет вас от судебного разбирательства и связанных с ним затрат, сделает вашу жизнь спокойной и сохранит доверие партнеров к компании.

 

«СУПЕР»: Интернет вы поставили на первое место…

А.Ч.: Согласно прогнозам, в 2004 году оборот мировой экономики составит 100 триллионов долларов США и бизнес в Интернете займет примерно 10 % от ее объема. Интернет меняет все. И это особенно заметно, например,  в информационном бизнесе. Широко применяется электронный поиск бизнес-информации в Интернете, появляются компьютерные программы для конкурентной разведки. Открытые ресурсы Интернета являются одними из самых дешевых и удобных в сборе необходимой информации.

«СУПЕР»: Соблюдение этических норм, полагаем, — вопрос ключевой.

А.Ч.: Да. В этом основное отличие от промышленного шпионажа. Конкурентная разведка проводится в рамках действующих правовых норм и свои результаты получает благодаря аналитической обработке большого количества разнообразных открытых информационных материалов. Промышленный шпионаж ориентирован на использование всех доступных средств получения искомой информации, включая как прямое нарушение законов (шантаж, подкуп и так далее), так и неэтичные методы (обман, распространение компрометирующих сведений и тому подобное).

 

«СУПЕР»: Ваша компания является зарегистрированным членом Общества профессионалов конкурентной разведки. Расскажите об этом обществе.

А.Ч.: SCIP  — это международная некоммерческая организация, основанная в 1986 году и насчитывающая более 7 000 индивидуальных членов из 63 стран мира. Члены организации имеют возможность обмениваться опытом, касающимся вопросов конкурентной разведки, общаться онлайн, знакомиться с последними публикациями специализированного журнала The Journal of Competitive Intelligence and Management, участвовать в тренингах и международных ежегодных конференциях.

«СУПЕР»: Айшат, в завершение нашего разговора хотим задать самый серьезный вопрос. То, что в вашей компании работают одни женщины, говорит о том, что они проницательнее в вопросах расшифровки неблагонадежности или нелояльности кандидатов?

А.Ч.: Посмотрите в глаза наших сотрудниц — разве им можно солгать?

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 1, 2005.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.