Как не допустить панибратства в команде

«Современные технологии управления персоналом» №12 2019 /

Мы работаем в консервативной отрасли (оптовая торговля напольными покрытиями). При этом строим компанию нового типа — с открытыми и доверительными отношениями, гибкой корпоративной культурой и здоровой позитивной атмосферой. За годы работы мы пришли к выводу, что даже при доверительных отношениях, в т. ч. между руководителем и подчиненным, для эффективной жизнедеятельности компании необходимы иерархические структуры. Ни один коллектив не сможет эффективно функционировать и добиваться целей без лидера, какими бы крутыми профессионалами не были специалисты. Руководитель отличается от рядового сотрудника тем, что берет ответственность не только за себя, но и за всю свою команду. Он выступает в роли координатора и действует в интересах компании, не давая каждому отдельному сотруднику перетянуть одеяло на себя. Поэтому при общей дружелюбной атмосфере и открытости в нашей компании мы выстраиваем иерархические отношения и не допускаем панибратства.

Как распознать панибратство

Бывают случаи, когда новый сотрудник начинает воспринимать дружеское и легкое общение в коллективе, в т.ч. с руководителем, как вседозволенность. Например, по отношению к руководителю сотрудник допускает обращение в уменьшительно-ласкательной форме (золотце, солнышко, дорогой, родной), коллег именует Натуся, Иришка и т. д. Встречаются люди, которые могут похлопать босса по плечу или приобнять коллегу. Все это яркие признаки фамильярного отношения, которые необходимо моментально пресекать.

Зачастую главная цель такого обращения — сблизиться с руководителем, встать с ним в один ряд. Или показать коллеге, что вы с ним одной крови. Если это допустить, подчиненный начинает чувствовать себя равным руководителю, поэтому может решить, что выполнять задания босса вовсе не обязательно (мы же друзья), а к замечаниям руководителя такой специалист уже не относится серьезно. Кроме того, своим поведением расслабившийся специалист влияет на других членов коллектива, и те начинают вести себя так же.

Как лечить

Мы выработали систему правил, чтобы исключить подобное нарушение субординации.

Правило 1. Панибратство рождает уровень культуры

Наша практика показывает, что нарушение субординации — это во многом вопрос воспитания кандидата и его ценностей. Поэтому еще на этапе собеседования мы стремимся отсеять соискателей, которые не соответствуют нашим представлениям о культуре и воспитании.

Так, мы не берем на работу кандидатов без высшего образования, а также тех, кто не справляется с элементарными заданиями из курса средней школы или тестом на эрудицию. Вдобавок мы обращаем внимание на то, как соискатель отзывается о предыдущем работодателе и отношениях в коллективе. Если кандидат позволяет себе вольности, называет бывшего руководителя «парнишка моего возраста», нам с ним не по пути.

К сожалению, один лишь грамотный подбор персонала не позволяет решить проблему панибратства полностью. Но с его помощью можно оградить себя от большого количества неприятностей.

Правило 2. Сотрудник – не друг

Некоторые руководители сами переходят границу, где хорошие рабочие отношения превращаются в дружбу. Они начинают тесно общаться с подчиненными: ходить вместе в бар, обсуждать коллег и высшее руководство, делиться личными подробностями своей жизни.

В дружбе нет ничего плохого, но на работе она создает у сотрудника ложное впечатление, что теперь ему позволено чуточку больше, чем его коллегам. Он может задерживать выполнение поручений руководителя, надеясь на приятельские отношения и некоторые поблажки, может по-свойски обращаться к боссу, тем самым игнорируя его статус. Это может повлиять и на работу других подчиненных. Увидев, что их коллеге такое поведение разрешено, сотрудники начнут вести себя так же и перестанут считаться с руководителем.

Поэтому важно соблюдать дистанцию в общении с подчиненными.

Правило 3. Слабый руководитель – не лидер

Если руководитель оказался в сложной ситуации, он ни в коем случае не должен показывать свою растерянность подчиненным. За слабым и беспомощным никто не пойдет. Подчиненные не должны знать о слабостях руководителя — это может обернуться против него, став отличной темой для шуток или злоупотреблений. Например, сотрудники знают, что руководитель любит выпить. За его спиной они подшучивают над ним, подрывая его авторитет в коллективе. Особо недобросовестные могут пытаться использовать слабость руководителя себе во благо: дарить ему алкоголь в надежде на преференции, пытаться споить руководителя, чтобы заполучить желаемое.

Бывает, что сотрудник случайно узнает о личных проблемах руководителя. Например, застал его в расстроенных чувствах или в слезах в трудный жизненный период. И в этом случае не стоит пускаться в откровения с подчиненным, это может быть расценено как приглашение к более близкому общению. Подобные моменты создают крепкие эмоциональные связи между людьми. Но когда черная полоса в жизни руководителя пройдет и он попробует отдалиться от сотрудника, испытывая неловкость, подчиненный может не понять, почему его отталкивают. В сотруднике может взыграть обида: «В тяжелые времена я нужен, а когда все хорошо — уже нет». Руководитель может потерять ценного специалиста.

Правило 4. Панибратство надо пресекать сразу

Если руководитель замешкается и не отреагирует на фамильярность, сотрудник вполне может расценить это как зеленый свет. Поэтому реагировать на неформальное отношение стоит незамедлительно, но корректно.

Если речь идет о разовой шутке, «похлопывании», использовании имени босса в уменьшительно-ласкательной форме, то стоит тут же спокойно и строго сказать, что подобное обращение недопустимо в компании. Если же поведение повторяется, то необходимо один на один поговорить с подчиненным, объяснить детально, в чем именно он неправ и что такое субординация.

В тяжелых случаях с сотрудником лучше расстаться.

Правило 5. Дистанция не должна быть большой

Провести грань между дружескими и рабочими отношениями достаточно сложно, поэтому некоторые руководители предпочитают выстраивать стену между собой и персоналом. К ним можно обращаться на «вы» и по имени-отчеству, обсуждать работу или решать вопросы можно, только записавшись у секретаря, а звонки на мобильный вообще под запретом.

Но установление большой дистанции с подчиненными — ошибка. Чем больше дистанция между руководителем и сотрудниками, тем менее правдивой информацией владеет босс.

Подчиненные начинают бояться руководителя, ведь он для них недоступный, непонятный. Поэтому при возникновении сложной ситуации не идут за помощью к менеджеру, а пытаются решить проблему самостоятельно или же замалчивают ее.

Если руководитель и его сотрудники слишком далеки друг от друга, то они словно две разделенные части одной системы, у которой оборвана связь, поэтому вся система не работает. По этой причине необходимо оставаться открытым и доброжелательным, но не в ущерб работе.

Оксана и Михаил Смущенко

Статья опубликована в журнале «Современные технологии управления персоналом» № 12, 2019.

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.