Любое коммерческое предприятие рано или поздно сталкивается с кризисными явлениями в своей деятельности, которые могут возникать под воздействием внешних и внутренних факторов. В каждом конкретном случае степень кризиса может быть разной, начиная от незначительных перебоев в функционировании бизнес-процессов и заканчивая предбанкротным состоянием компании. В статье на конкретных примерах покажем, как в зависимости от причин наступления кризиса и степени его влияния на бизнес выбрать подходы к выводу предприятия из кризиса.
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВЫВОДА ПРЕДПРИЯТИЯ ИЗ КРИЗИСА
Факторы, влияющие на начало кризиса в деятельности предприятия, можно разделить на две большие группы — внешние и внутренние. Внешние факторы возникают под влиянием изменений макроэкономической ситуации, рыночной конкуренции, потребительских предпочтений и т. д. Поэтому возможность их влияния на бизнес компании можно спрогнозировать заранее на основе маркетингового анализа тенденций рынка сбыта продукции.
Внутренние факторы развиваются более незаметно, поскольку их влияние нарастает постепенно и становится явным, когда показатели деятельности компании начинают стабильно ухудшаться. Они более разнородные по своему составу по сравнению с внешними факторами. Из-за этого своевременно обнаружить их влияние сложно.
Узнать больше:
Если технологические факторы (например, физический износ или техническое устаревание оборудования, снижение качества продукции) еще можно спрогнозировать внутри компании, то такие экономические факторы, как рост излишков товарно-материальных ценностей (ТМЦ) или просроченной дебиторской задолженности, обнаруживаются только на основе анализа фактических результатов работы компании за прошедшие периоды.
Чтобы выявить влияние внутренних факторов кризиса, которые относятся к организационным (ошибки в управлении, слабый контроль за бизнес-процессами, недостатки кадровой политики и др.), нужно периодически проводить аудит деятельности компании, внедрять систему ключевых показателей для всех бизнес-процессов организации.
Чтобы минимизировать риск наступления кризисной ситуации в компании, руководства необходимо:
• организовать периодический мониторинг влияния внешних и внутренних факторов на результаты бизнеса;
• внедрить полноценную систему антикризисного управления, позволяющую заранее разработать меры управленческого воздействия на кризисные ситуации.
В то же время практика антикризисного управления показывает, что независимо от того, какие факторы привели к кризисной ситуации, существуют четыре стадии кризиса. Эти стадии и их признаки отражены на рисунке.
Каждая стадия кризиса требует своего набора управленческих решений по выводу предприятия из кризиса:
Рассмотрим, какие виды управленческих воздействий применяют на каждой стадии кризиса.
Предкризисное состояние
Чтобы вывести предприятие из предкризисного состояния, достаточно использовать такие виды управленческих воздействий:
- оптимизировать дебиторскую задолженность покупателей, минимизировать просроченные долги;
- оптимизировать остатки запасов ТМЦ, минимизируя при этом излишки запасов и избавляясь от неликвидных запасов;
- минимизировать расход денежных средств в инвестиции, чтобы эти деньги могли быть использованы в операционном цикле компании;
- ввести оперативное планирование и контроль над денежными потоками, чтобы обеспечить положительный поток по операционной деятельности.
Реализация указанных мер должна принести положительный результат в краткосрочной перспективе (квартал).
Эффективность этих мер измеряется через показатель текущей ликвидности, который должен вернуться в рамки норматива (1,5–2,5).
Вхождение в кризис
Если компания не смогла вовремя использовать предыдущий подход и вступила в стадию вхождения в кризис, то для возврата ей финансовой устойчивости потребуются большие усилия руководства и менеджмента предприятия. В данной ситуации необходимо:
- обеспечить рост выручки предприятия за счет продвижения на рынке сбыта наиболее рентабельной продукции и отказа от наименее рентабельной;
- ввести жесткий контроль над операционными затратами, провести работу по выявлению и устранению неэффективных затрат;
- провести реструктуризацию краткосрочной кредиторской задолженности, чтобы увеличить период отсрочки оплаты поставщикам и снизить процентную ставку за использование заемных средств;
- добиться положительной динамики рентабельности деятельности компании в среднесрочном периоде.
Указанные мероприятия могут быть реализованы в течение полугодия. Они помогут компании достичь нормативного показателя коэффициента автономии (не менее 0,5).
Кризисное состояние
Для компании, которая уже вошла в состояние кризиса, кардинально изменить ситуацию помогут меры стратегического характера, направленные на изменение бизнес-модели деятельности компании:
- переформатирование бизнес-процессов компании, направленное на снижение их затратности и повышение эффективности;
- привлечение внешних инвестиций для обеспечения долгосрочного финансового равновесия компании. Инвестиции могут быть со стороны государства (целевые программы и субсидии), частных инвесторов (долгосрочные займы или совместная деятельность);
- развитие новых, более рентабельных направлений бизнеса, отказ от низкорентабельных направлений;
- рост оборачиваемости активов компании, который может быть достигнут через оптимизацию оборотных активов и минимизацию внеоборотных активов.
Реализация этой группы мероприятий займет не менее года. Результатом должен стать показатель обеспеченности собственными средствами не менее чем в 0,25.
Сможет ли предприятие, находясь в кризисном состоянии, реализовать эти меры? Многие выскажут мнение, что это невыполнимая для компании задача ввиду ее тяжелого финансового положения.
С этим трудно не согласиться, но если руководство компании не использовало своевременно два предыдущих подхода, то согласно практике примерно в 80 % случаев предприятие не сможет самостоятельно (без дополнительного внешнего финансирования) вернуться в более легкие стадии.
Ведь на этапе кризисного состояния компания уже не может своевременно погашать свои обязательства перед кредиторами, что исключает получение новых банковских кредитов и бесперебойные поставки товарно-материальных ценностей.
Стадия банкротства
Для компаний, оказавшихся в стадии банкротства, по большому счету не существует управленческих воздействий по использованию внутренних резервов, поскольку здесь они уже исчерпаны.
В данном случае могут помочь только два варианта действий:
• слияние предприятия с другой компанией (возможно, если эта компания заинтересована в сотрудничестве с предприятием-банкротом);
• продажа компании вместе с ее долгами внешним инвесторам (возможно только в случае уникальности бизнеса предприятия-банкрота).
Обобщенно рассмотренные подходы к антикризисному управлению компанией сведены в табл. 1.