Минтруд и Минздрав России отправили действовавший много лет порядок проведения медосмотров на свалку истории. 1 апреля 2021 года вступают в силу два новых документа. В чем их суть, каким будет новый алгоритм этой процедуры и как ее интегрировать в деятельность предприятия в целом и в СУОТ в частности, разберемся в нашей статье.
Изменения в нормативном регулировании: старый "друг" не лучше новых двух
29 января 2020 года на официальном интернет-портале правовой информации[1] были опубликованы два новых нормативных акта. Они существенно изменяют действующий порядок проведения медицинских осмотров работников, проводимых с целью реализации требований ст. 213 ТК РФ, ранее установленные Приказом № 302н[2].
Первый документ содержит перечень факторов и видов работ, которые теперь являются основаниями для направления работника на медосмотр (далее — МО).
Это совместный Приказ Минтруда России № 988н и Минздрава России № 1420н от 31.12.2020 «Об утверждении перечня вредных и (или) опасных производственных факторов и работ[3], при выполнении которых проводятся обязательные предварительные медицинские осмотры при поступлении на работу и периодические медицинские осмотры»[4] (далее — Приказ № 988н/1420н).
Данный приказ полностью отменяет действующий Приказ № 302н со всеми изменяющими его документами. Он вступает в силу 1 апреля 2021 года. Срок его действия ограничен в соответствии с существующим порядком[5] шестью годами — до 1 апреля 2027 года.
Вспомним структуру Приказа № 302н:
Приказ № 988н/1420н содержит два перечня:
- перечень ВОПФ (химических, биологических, аэрозолей фиброгенного действия и пыли, физических факторов, факторов трудового процесса);
- перечень из 21 вида работ.
Второй документ содержит нормы, устанавливающие порядок проведения МО, и перечень противопоказаний по видам факторов и видам работ (схема 3). Это Приказ Минздрава России от 28.01.2021 № 29н «Об утверждении Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров работников, предусмотренных частью четвертой статьи 213 Трудового кодекса РФ, перечня медицинских противопоказаний к осуществлению работ с вредными и (или) опасными производственными факторами, а также работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры»[6] (далее — Приказ № 29н; Порядок).
Этот нормативный правовой акт (далее — НПА) содержит большое количество требований как к работодателю, так и к медицинским организациям.
Срок действия у него такой же, как и у Приказа № 988н/1420н, — с 1 апреля 2021 года по 1 апреля 2027 года.
У юристов[7] есть определенные сомнения в том, насколько правомерно выбрана дата вступления в силу указанных приказов, поскольку с 1 февраля 2021 года положения НПА, устанавливающих обязательные требования, должны вступать в силу либо с 1 марта, либо с 1 сентября соответствующего года, но не ранее чем по истечении девяноста дней после дня официального опубликования соответствующего НПА, если иное не установлено федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ч. 1 ст. 3 Федерального закона № 247-ФЗ). Оба этих условия в рассматриваемых приказах нарушены. Хотя срок их действия определен в соответствии с ч. 4 ст. 3 этого же закона.
В приложении к утвержденному Приказом № 29н Порядку проведения МО также содержится перечень ВОПФ и видов работ, только уже с указанием периодичности осмотров, а также медицинских специалистов и исследований, которые необходимо пройти работникам в рамках МО по соответствующим основаниям. При этом в перечне приведены виды работ, которые отсутствуют в совместном с Минтрудом России Приказе № 988н/1420н. Это пункты с 23 по 27:
- работы, где имеется контакт с пищевыми продуктами в процессе их производства, хранения, транспортировки и реализации;
- работы на водопроводных сооружениях, имеющие непосредственное отношение к подготовке воды, а также обслуживанию водопроводных сетей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с воспитанием и обучением детей;
- работы в организациях, деятельность которых связана с коммунальным и бытовым обслуживанием населения;
- работы в медицинских организациях.
Хотя проведение МО в отношении работников, выполняющих указанные виды работ, и представляется вполне логичным, но все же неясно, почему Минздрав России включил их в перечень в обход предусмотренной Правительством РФ процедуры[8] совместного с Минтрудом России определения видов работ, при выполнении которых проводятся МО.
Обратим внимание на некоторые изменения: в ряде случаев изменены трактовка некоторых видов работ и указания условий, при которых ВОПФ вносятся в списки. И это тот редкий случай, когда все стало проще и понятнее. В таблице 1 — несколько примеров для сравнения.
По поводу МО работников организаций, связанных с воспитанием и обучением детей, Общероссийский профсоюз образования в письме от 10.02.2021 № 62 дал следующие разъяснения:
Извлечение
из письма Общероссийского профсоюза образования от 10.02.2021 № 62
[…]
Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее — Закон № 273-ФЗ) образование — единый целенаправленный процесс воспитания и обучения. Содержание образования определяется основными образовательными программами, реализуемыми в дошкольной образовательной организации, общеобразовательной организации, профессиональной образовательной организации, образовательной организации высшего образования, и дополнительными образовательными программами — в организациях дополнительного образования и дополнительного профессионального образования.
При этом воспитание обучающихся при освоении ими основных образовательных программ в организациях, осуществляющих образовательную деятельность, осуществляется на основе включаемых в образовательную программу рабочей программы воспитания и календарного плана воспитательной работы (статья 12.1 Закона № 273-ФЗ).
Необходимо отметить, что в соответствии со статьей 1 Федерального закона от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и статьей 54 Семейного кодекса РФ ребенком является лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).
На основании вышеизложенного полагаем, что работники образовательных организаций, реализующих образовательные программы в отношении несовершеннолетних обучающихся, проходят обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры вне зависимости от занимаемой должности и вида выполняемой работы.
[…]
В дополнение к мнению профсоюзов отметим, что определение понятия «дети» содержится в международном нормативном акте Модельном законе «О воспитании детей и молодежи»[9]. Согласно ему дети — лица, не достигшие 18 лет (совершеннолетия), если в соответствии с национальным законодательством не установлено иное.
[1] www.pravo.gov.ru.
[2] Приказ Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н «Об утверждении перечней вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядка проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда» (в ред. от 18.05.2020; далее — Приказ № 302н).
[3] Далее — ВОПФ.
[4] https://clck.ru/TFeZ9.
[5] Часть 4 ст. 3 Федерального закона от 31.07.2020 № 247-ФЗ «Об обязательных требованиях в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 247-ФЗ).
[6] https://clck.ru/TFvTf.
[7] http://ivo.garant.ru/#/document/57401942/paragraph/42286:2.
[8] Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 610 «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» (в ред. от 30.01.2021) и Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 № 608 «Об утверждении Положения о Министерстве здравоохранения Российской Федерации» (в ред. от 18.12.2020).
[9] Модельный закон «О воспитании детей и молодежи», принятый Постановлением от 14.05.2009 № 32-5 на 32-м пленарном заседании Межпарламентской ассамблеи государств — участников СНГ.