Отдаем журнал бесплатно!

Аналитические инструменты формирования управленческой отчетности

Аналитическая обработка данных управленческого учета, отраженная в управленческой отчетности, позволяет менеджменту компаний более детально увидеть реальное положение дел, выявить скрытые резервы повышения эффективности бизнеса. В статье рассмотрим методики и алгоритмы проведения некоторых видов экономического анализа как информационной базы формирования управленческой отчетности.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджмента предприятий для разработки и принятия управленческих решений, является управленческая отчетность, базирующаяся на данных управленческого учета.

Правильно организованная система управленческого учета должна отражать все экономические, технические и технологические особенности деятельности компании, эффективность использования имеющихся ресурсов, потенциал для роста и развития бизнеса. Это требует проведения различных видов экономического анализа.

 

 

Формированию управленческой отчетности должна предшествовать аналитическая работа по интерпретации данных управленческого учета в необходимых для руководства направлениях, глубине анализа и детализации.

В связи с этим концептуально общий процесс принятия управленческих решений на основе показателей управленческой отчетности можно представить в виде схемы (см. рисунок).

 

Как видно из рисунка, система управленческого учета и отчетности нацелена на принятие руководством управленческих решений — текущих, тактических, стратегических. В связи с этим всю систему сбора, аналитической обработки данных и состав показателей управленческих отчетов нужно строить с учетом особенностей уровня принятия управленческих решений.

Критерии состава информации в соответствии с уровнем принятия решений представлены в табл. 1.

 

Текущий уровень управления базируется на аналитически обработанных данных управленческого учета, отражающих достижение целей предприятия, поставленных на тактическом уровне. Данная информация должна быть максимально детализированной и точной (в приоритете — режим реального времени), чтобы руководители низшего звена принимали максимально оперативные управленческие решения.

Тактический уровень управления нуждается в аналитической информации, отражающей степень устойчивости развития предприятия в целом, имеющиеся резервы повышения эффективности функционирования бизнеса, измерители выполнения планов, сформулированных на стратегическом уровне.

Аналитические показатели управленческой отчетности для тактического уровня управления должны обеспечивать информационную потребность менеджеров среднего звена для планирования, мониторинга и контроля целей и планов деятельности предприятия, сформулированных во временном диапазоне от квартала до года.

Стратегический уровень управления обеспечивается аналитической информацией, которая служит для поиска и использования внутренних резервов повышения эффективности бизнеса, роста его масштабов, обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе.

Аналитические показатели управленческой отчетности характеризуются агрегированностью, минимальной детализацией и наличием экспертных оценок. В целом они должны помогать руководителям высшего звена оценивать влияние макроэкономических изменений на потенциал развития компании в долгосрочной перспективе.

Каждый уровень управления предъявляет свои требования к качеству аналитических показателей управленческой отчетности по точности, детализации и временному интервалу, что необходимо учитывать при построении системы управленческого учета и отчетности.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аналитическая обработка данных обязательно должна предшествовать формированию управленческой отчетности. На сегодняшний день экономическая наука и практика сформировали несколько десятков видов экономического анализа, результаты которого призваны отразить все особенности деятельности компаний и предоставить менеджменту всю необходимую аналитическую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Среди широко используемых видов аналитической обработки данных управленческого учета можно выделить следующие виды анализа (первая группа):

• инвестиционный анализ (анализ эффективности инвестиционных проектов);

• план-факторный анализ результатов выполнения планов (бюджетов);

• операционный (маржинальный) анализ;

• финансовый анализ показателей деятельности (анализ финансовых коэффициентов);

• анализ вероятности банкротства.

Есть виды экономического анализа, используемые реже, которые позволяют увидеть реальное положение дел в экономике любого предприятия с новых точек зрения. Среди этих методик анализа можно выделить (вторая группа):

  • функционально-стоимостной анализ;
  • ABC -анализ;
  • GAP -анализ (анализ наличия разрывов);
  • сегментный анализ;
  • факторный анализ.​

Обе группы видов анализа являются аналитическими инструментами обработки данных управленческого учета. Их использование позволяет существенно повысить качество управленческой отчетности за счет более глубокого отражения экономического состояния предприятия, поиска резервов роста эффективности бизнеса в целом.

В связи с тем, что методикам и алгоритмам проведения второй группы анализа уделяют внимания меньше, чем первой, подробно рассмотрим эти виды анализа и порядок их проведения.

Функционально-стоимостной анализ

Цель функционально-стоимостного анализа (ФСА) — оптимизировать качественные показатели анализируемых объектов, которыми могут выступать как производимые товары (оказываемые услуги), так и процессы с затратами на их разработку, производство, эксплуатацию и функционирование.

В результате применения ФСА должны оптимизироваться производственные процессы, что позволяет рассматривать данный вид анализа как универсальный инструмент управления предприятием вне зависимости от его масштабов и отраслевой специфики деятельности.

Традиционно поиск резервов снижения затрат продукта или процесса происходит следующим образом: сгруппированные по однородным признакам фактические затраты сравнивают с плановыми показателями (или нормативными значениями). Выявленные превышения фактических значений затрат над плановыми (нормативными) считаются резервами оптимизации затрат на изделие или процесс.

ФСА предлагает другой подход, исходя из следующего утверждения: каждый продукт или процесс производится или функционирует для удовлетворения определенных потребностей через выполнение ряда функций. Для создания этих функций производителю нужно понести определенные затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При этом все функции продукта (процесса) можно разделить на:

основные, ради которых и производился продукт;

вспомогательные (например, повышающие комфорт использования товара);

избыточные (ненужные).

На все функции товара, в том числе на избыточные (ненужные), производитель несет определенные затраты, поэтому избыточные (ненужные) функции порождают лишние затраты.

В результате в начале функционально-стоимостного анализа выявляют избыточные (ненужные) функции продукта (процесса), которые были вызваны неправильным выбором или несовершенством конструктивных решений. Исключение ненужных функций продукта (процесса) — это первая стадия сокращения затрат.

Нужно учитывать, что основные и вспомогательные функции товара могут быть выполнены разными способами. Разные способы обуславливают те или иные технические и технологические решения, требующие разных по размеру затрат.

Завершая функционально-стоимостного анализ, выбирают наиболее оптимальные способы выполнения основных и вспомогательных функций изделия (процесса), требующих минимальных затрат, что снижает общую стоимость товара или процесса.

 

 

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2022.

Отдаем журнал бесплатно!

Аналитические инструменты формирования управленческой отчетности

Аналитическая обработка данных управленческого учета, отраженная в управленческой отчетности, позволяет менеджменту компаний более детально увидеть реальное положение дел, выявить скрытые резервы повышения эффективности бизнеса. В статье рассмотрим методики и алгоритмы проведения некоторых видов экономического анализа как информационной базы формирования управленческой отчетности.

ИНФОРМАЦИОННАЯ БАЗА ПРИНЯТИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Общепризнанной информационной системой, обеспечивающей потребности менеджмента предприятий для разработки и принятия управленческих решений, является управленческая отчетность, базирующаяся на данных управленческого учета.

Правильно организованная система управленческого учета должна отражать все экономические, технические и технологические особенности деятельности компании, эффективность использования имеющихся ресурсов, потенциал для роста и развития бизнеса. Это требует проведения различных видов экономического анализа.

 

 

Формированию управленческой отчетности должна предшествовать аналитическая работа по интерпретации данных управленческого учета в необходимых для руководства направлениях, глубине анализа и детализации.

В связи с этим концептуально общий процесс принятия управленческих решений на основе показателей управленческой отчетности можно представить в виде схемы (см. рисунок).

 

Как видно из рисунка, система управленческого учета и отчетности нацелена на принятие руководством управленческих решений — текущих, тактических, стратегических. В связи с этим всю систему сбора, аналитической обработки данных и состав показателей управленческих отчетов нужно строить с учетом особенностей уровня принятия управленческих решений.

Критерии состава информации в соответствии с уровнем принятия решений представлены в табл. 1.

 

Текущий уровень управления базируется на аналитически обработанных данных управленческого учета, отражающих достижение целей предприятия, поставленных на тактическом уровне. Данная информация должна быть максимально детализированной и точной (в приоритете — режим реального времени), чтобы руководители низшего звена принимали максимально оперативные управленческие решения.

Тактический уровень управления нуждается в аналитической информации, отражающей степень устойчивости развития предприятия в целом, имеющиеся резервы повышения эффективности функционирования бизнеса, измерители выполнения планов, сформулированных на стратегическом уровне.

Аналитические показатели управленческой отчетности для тактического уровня управления должны обеспечивать информационную потребность менеджеров среднего звена для планирования, мониторинга и контроля целей и планов деятельности предприятия, сформулированных во временном диапазоне от квартала до года.

Стратегический уровень управления обеспечивается аналитической информацией, которая служит для поиска и использования внутренних резервов повышения эффективности бизнеса, роста его масштабов, обеспечения стабильного развития в долгосрочной перспективе.

Аналитические показатели управленческой отчетности характеризуются агрегированностью, минимальной детализацией и наличием экспертных оценок. В целом они должны помогать руководителям высшего звена оценивать влияние макроэкономических изменений на потенциал развития компании в долгосрочной перспективе.

Каждый уровень управления предъявляет свои требования к качеству аналитических показателей управленческой отчетности по точности, детализации и временному интервалу, что необходимо учитывать при построении системы управленческого учета и отчетности.

АНАЛИТИЧЕСКИЕ ИНСТРУМЕНТЫ ОБРАБОТКИ ДАННЫХ УПРАВЛЕНЧЕСКОГО УЧЕТА

Аналитическая обработка данных обязательно должна предшествовать формированию управленческой отчетности. На сегодняшний день экономическая наука и практика сформировали несколько десятков видов экономического анализа, результаты которого призваны отразить все особенности деятельности компаний и предоставить менеджменту всю необходимую аналитическую информацию для принятия эффективных управленческих решений.

Среди широко используемых видов аналитической обработки данных управленческого учета можно выделить следующие виды анализа (первая группа):

• инвестиционный анализ (анализ эффективности инвестиционных проектов);

• план-факторный анализ результатов выполнения планов (бюджетов);

• операционный (маржинальный) анализ;

• финансовый анализ показателей деятельности (анализ финансовых коэффициентов);

• анализ вероятности банкротства.

Есть виды экономического анализа, используемые реже, которые позволяют увидеть реальное положение дел в экономике любого предприятия с новых точек зрения. Среди этих методик анализа можно выделить (вторая группа):

  • функционально-стоимостной анализ;
  • ABC -анализ;
  • GAP -анализ (анализ наличия разрывов);
  • сегментный анализ;
  • факторный анализ.​

Обе группы видов анализа являются аналитическими инструментами обработки данных управленческого учета. Их использование позволяет существенно повысить качество управленческой отчетности за счет более глубокого отражения экономического состояния предприятия, поиска резервов роста эффективности бизнеса в целом.

В связи с тем, что методикам и алгоритмам проведения второй группы анализа уделяют внимания меньше, чем первой, подробно рассмотрим эти виды анализа и порядок их проведения.

Функционально-стоимостной анализ

Цель функционально-стоимостного анализа (ФСА) — оптимизировать качественные показатели анализируемых объектов, которыми могут выступать как производимые товары (оказываемые услуги), так и процессы с затратами на их разработку, производство, эксплуатацию и функционирование.

В результате применения ФСА должны оптимизироваться производственные процессы, что позволяет рассматривать данный вид анализа как универсальный инструмент управления предприятием вне зависимости от его масштабов и отраслевой специфики деятельности.

Традиционно поиск резервов снижения затрат продукта или процесса происходит следующим образом: сгруппированные по однородным признакам фактические затраты сравнивают с плановыми показателями (или нормативными значениями). Выявленные превышения фактических значений затрат над плановыми (нормативными) считаются резервами оптимизации затрат на изделие или процесс.

ФСА предлагает другой подход, исходя из следующего утверждения: каждый продукт или процесс производится или функционирует для удовлетворения определенных потребностей через выполнение ряда функций. Для создания этих функций производителю нужно понести определенные затраты материальных, трудовых и финансовых ресурсов.

При этом все функции продукта (процесса) можно разделить на:

основные, ради которых и производился продукт;

вспомогательные (например, повышающие комфорт использования товара);

избыточные (ненужные).

На все функции товара, в том числе на избыточные (ненужные), производитель несет определенные затраты, поэтому избыточные (ненужные) функции порождают лишние затраты.

В результате в начале функционально-стоимостного анализа выявляют избыточные (ненужные) функции продукта (процесса), которые были вызваны неправильным выбором или несовершенством конструктивных решений. Исключение ненужных функций продукта (процесса) — это первая стадия сокращения затрат.

Нужно учитывать, что основные и вспомогательные функции товара могут быть выполнены разными способами. Разные способы обуславливают те или иные технические и технологические решения, требующие разных по размеру затрат.

Завершая функционально-стоимостного анализ, выбирают наиболее оптимальные способы выполнения основных и вспомогательных функций изделия (процесса), требующих минимальных затрат, что снижает общую стоимость товара или процесса.

 

 

А. В. Миляев, ведущий аналитик, канд. экон. наук

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2022.

Имущество организации: анализируем, контролируем, управляем 6 статей и расчетные файлы к ним
Финансовый анализ: 5 статей + расчетные файлы Excel к ним
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам