- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха
Прокурорские проверки работодателей: чаще, активнее, больше
Прокуроры усилят надзор за соблюдением трудового законодательства, количество проверок увеличится. Такой вывод можно сделать, изучив проект Приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан».
Основные тренды прокурорского контроля в этой сфере таковы:
• активные поиски теневой занятости. При этом работодатели, работающие с частниками по ГПД, тоже рискуют — их будут подозревать в прикрытии фактических трудовых отношений;
• немедленная организация проверочных мероприятий при проявлении любых социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок, пикетов) по поводу массовых увольнений, сокращении штата, невыплате зарплаты или даже ее снижения. Обо всех таких протестных акциях прокуроров обяжут немедля докладывать «наверх»;
• обязательное изучение — при проверке фактов невыплаты зарплаты — бухгалтерских документов, а также банковских — как о зачислении средств на банковские счета, так и об их расходовании. Для этих проверок прокурорами будут дополнительно привлекаться специалисты МВД России, ФНС России и региональных органов власти;
• ревностный контроль за тем, чтобы в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях был прописан порядок индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Невыполнение именно этих положений коллективных договоров и локальных нормативных актов будет проверяться в первоочередном порядке. В этом контексте интересна позиция судов, многие из которых не считают само по себе отсутствие у работодателя зафиксированного порядка индексации нарушением[1];
• тщательное изучение муниципальных и региональных актов об оплате труда бюджетников. Уязвимые точки — неповышение зарплат, зарплаты ниже МРОТ («федерального» или из регионального соглашения), отсутствие компенсационных и стимвыплат, а также несоблюдение установленного соотношения между зарплатами руководства и рядовых работников;
• прокуроры начнут искать работодателей, уклоняющихся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по зарплате;
• о суммах задолженности по зарплате, которая была погашена в результате активной работы прокурора, прокуратура станет отчитываться «наверх». Следовательно, вырастет важность этого статистического (для прокуратуры) показателя;
• при прокурорах субъектов РФ будут созданы рабочие группы с участием профсоюзов, региональных властей, надзорных органов, правоохранителей и объединений работодателей. Эти рабочие группы будут «определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан». Ключевые темы тут — своевременность зарплат, охрана труда, защита от безработицы и противодействие профсоюзам.
Зато устраивать собственно прокурорские проверки по жалобам на небезопасные условия труда прокурорам будет необязательно — им рекомендовано перенаправлять эти материалы в ГИТ для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.
Кроме того, в проекте Приказа есть еще пара любопытных моментов:
1. Предписано проверять в порядке Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) сообщения:
• о невыплате зарплаты;
• производственном травматизме;
• вымогательстве труда;
• рабском труде;
• торговле людьми;
• необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременных, молодых матерей и предпенсионеров;
• преднамеренном банкротстве работодателей, имеющих долги по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.
Любопытно в этом то, что, собственно, проверять такие сообщения в порядке УПК РФ нужно было всегда. Тем не менее, Генеральная прокуратура РФ решилась напомнить своим региональным работникам об этом очевидном правовом алгоритме. Следует ли в связи с этим ожидать увеличения уголовных дел по вышеуказанным составам?
2. Прокурорам предписано ориентировать территориальные органы ФСБ и МВД России на проведение ОРМ в целях выявления и пресечения преступлений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате. Однако преступления по этим составам не относятся к подведомственности ФСБ России, и служба не вправе их расследовать. Что, конечно, не запрещает оперсотрудникам ФСБ России проводить оперативные мероприятия. Едва ли можно предположить, что это ведомство будет «распыляться» на проверку увольнения предпенсионера, однако его участие в оперативном сопровождении криминальных банкротств, будет, очевидно, более активным.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
Прокурорские проверки работодателей: чаще, активнее, больше
Прокуроры усилят надзор за соблюдением трудового законодательства, количество проверок увеличится. Такой вывод можно сделать, изучив проект Приказа Генерального прокурора Российской Федерации «Об организации прокурорского надзора за соблюдением трудовых прав граждан».
Основные тренды прокурорского контроля в этой сфере таковы:
• активные поиски теневой занятости. При этом работодатели, работающие с частниками по ГПД, тоже рискуют — их будут подозревать в прикрытии фактических трудовых отношений;
• немедленная организация проверочных мероприятий при проявлении любых социальных протестов (митингов, забастовок, голодовок, пикетов) по поводу массовых увольнений, сокращении штата, невыплате зарплаты или даже ее снижения. Обо всех таких протестных акциях прокуроров обяжут немедля докладывать «наверх»;
• обязательное изучение — при проверке фактов невыплаты зарплаты — бухгалтерских документов, а также банковских — как о зачислении средств на банковские счета, так и об их расходовании. Для этих проверок прокурорами будут дополнительно привлекаться специалисты МВД России, ФНС России и региональных органов власти;
• ревностный контроль за тем, чтобы в локальных нормативных актах, коллективных договорах, соглашениях был прописан порядок индексации зарплаты в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги. Невыполнение именно этих положений коллективных договоров и локальных нормативных актов будет проверяться в первоочередном порядке. В этом контексте интересна позиция судов, многие из которых не считают само по себе отсутствие у работодателя зафиксированного порядка индексации нарушением[1];
• тщательное изучение муниципальных и региональных актов об оплате труда бюджетников. Уязвимые точки — неповышение зарплат, зарплаты ниже МРОТ («федерального» или из регионального соглашения), отсутствие компенсационных и стимвыплат, а также несоблюдение установленного соотношения между зарплатами руководства и рядовых работников;
• прокуроры начнут искать работодателей, уклоняющихся от подачи в органы Росстата сведений о просроченной задолженности по зарплате;
• о суммах задолженности по зарплате, которая была погашена в результате активной работы прокурора, прокуратура станет отчитываться «наверх». Следовательно, вырастет важность этого статистического (для прокуратуры) показателя;
• при прокурорах субъектов РФ будут созданы рабочие группы с участием профсоюзов, региональных властей, надзорных органов, правоохранителей и объединений работодателей. Эти рабочие группы будут «определять согласованные действия по защите трудовых прав граждан». Ключевые темы тут — своевременность зарплат, охрана труда, защита от безработицы и противодействие профсоюзам.
Зато устраивать собственно прокурорские проверки по жалобам на небезопасные условия труда прокурорам будет необязательно — им рекомендовано перенаправлять эти материалы в ГИТ для рассмотрения либо проведения соответствующих проверок.
Кроме того, в проекте Приказа есть еще пара любопытных моментов:
1. Предписано проверять в порядке Уголовно-процессуального кодекса РФ (далее — УПК РФ) сообщения:
• о невыплате зарплаты;
• производственном травматизме;
• вымогательстве труда;
• рабском труде;
• торговле людьми;
• необоснованном отказе в приеме на работу или увольнении беременных, молодых матерей и предпенсионеров;
• преднамеренном банкротстве работодателей, имеющих долги по зарплате, либо хищения принадлежащих им денежных средств и имущества.
Любопытно в этом то, что, собственно, проверять такие сообщения в порядке УПК РФ нужно было всегда. Тем не менее, Генеральная прокуратура РФ решилась напомнить своим региональным работникам об этом очевидном правовом алгоритме. Следует ли в связи с этим ожидать увеличения уголовных дел по вышеуказанным составам?
2. Прокурорам предписано ориентировать территориальные органы ФСБ и МВД России на проведение ОРМ в целях выявления и пресечения преступлений в сфере трудовых отношений, а также криминальных банкротств коммерческих организаций, имеющих просроченную задолженность по заработной плате. Однако преступления по этим составам не относятся к подведомственности ФСБ России, и служба не вправе их расследовать. Что, конечно, не запрещает оперсотрудникам ФСБ России проводить оперативные мероприятия. Едва ли можно предположить, что это ведомство будет «распыляться» на проверку увольнения предпенсионера, однако его участие в оперативном сопровождении криминальных банкротств, будет, очевидно, более активным.
Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ
- Современные технологии управления персоналом
- Новое в законодательстве
- Практика применения трудового законодательства
- Кадровое делопроизводство
- Трудовая книжка
- Трудовые споры
- Охрана труда
- Оплата труда
- Рабочее время
- Социальное обеспечение
- Пенсионное обеспечение
- Бухгалтерия и кадры
- Надзор и контроль
- Архивное дело
- Зарубежный опыт
- Кадровый менеджмент
- Рекрутинг
- Банк документов
- Мотивация труда
- Контрольная работа
- Время отдыха