Электронная версия журнала

Как работать с электронными листками нетрудоспособности?

«Кадровые решения» №6 2017 / Практика применения трудового законодательства

ЧТО ИЗМЕНИТСЯ?

Недавно Президент РФ подписал Федеральный закон от 01.05.2017 № 86-ФЗ «О внесении изменений в статью 13 Федерального закона “Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством” и статьи 59 и 78 Федерального закона “Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации”» (далее — Федеральный закон № 86-ФЗ).

Указанным Федеральным законом № 86-ФЗ предусматривается оформление листков нетрудоспособности в электронном виде. Переход на электронную форму для всех регионов Российской Федерации запланирован на 1 июля 2017 г.

 

Извлечение из Федерального закона № 86-ФЗ

Статья 1

Часть 5 статьи 13 Федерального закона от 29 декабря 2006 года № 255-ФЗ […] изложить в следующей редакции:
«5. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются на основании листка нетрудоспособности, выданного медицинской организацией в форме документа на бумажном носителе или (с письменного согласия застрахованного лица) сформированного и размещенного в информационной системе страховщика в форме электронного документа, подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией, в случае, если медицинская организация и страхователь являются участниками системы информационного взаимодействия по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа. […] Форма, порядок выдачи и порядок оформления листков нетрудоспособности, а также порядок формирования листков нетрудоспособности в форме электронного документа устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда и социальной защиты населения, и Фондом социального страхования Российской Федерации. Порядок информационного взаимодействия страховщика, страхователей, медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования листка нетрудоспособности в форме электронного документа утверждается Правительством Российской Федерации.».

 

Отметим, что ранее в некоторых субъектах Российской Федерации проводился эксперимент по оформлению электронных листков нетрудоспособности. Пилотные проекты первоначально реализовывались в г. Москве, Астраханской и Белгородской областях, а также в Республике Крым.

Внедрение системы оформления листков нетрудоспособности в электронном виде необходимо государству в целях эффективной борьбы с подделками, реальной экономии бюджетных средств, затрачиваемых на печать бумажных бланков, а также экономии времени пациента на сборе подписей и проставлении печатей в медицинском учреждении.

КТО МОЖЕТ ПОЛУЧИТЬ ЭЛЕКТРОННЫЙ ДОКУМЕНТ?

Согласно ч. 5 ст. 13 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (в ред. от 01.05.2017; далее — Федеральный закон № 255-ФЗ) листки нетрудоспособности будут выдаваться медицинской организацией в одной из форм:

а) в форме документа на бумажном носителе;

б) в форме электронного документа (с письменного согласия застрахованного лица), подписанного с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинским работником и медицинской организацией.

То есть электронный листок нетрудоспособности медицинская организация будет выдавать работнику только с его письменного согласия. Поэтому работники смогут и дальше получать этот документ на бумажном носителе.

Для оформления электронных листков нетрудоспособности будет создана специальная информационная система, оператором которой будет являться ФСС России.

Выдавать электронные листки нетрудоспособности будут медицинские организации, участвующие в системе информационного взаимодействия с ФСС России[1].

Таким образом, оформлять электронный листок нетрудоспособности медицинский работник может при соблюдении следующих условий:

1) пациент выразил письменное согласие на оформление больничного листа в электронной форме;

2) у медицинской организации и работодателя есть доступ к интернету и специальной информационной системе ФСС России, с помощью которой будут формироваться электронные больничные листы.

КАК БУДЕТ ОРГАНИЗОВАНА РАБОТА С ЭЛЕКТРОННЫМИ ДОКУМЕНТАМИ?

В связи с внедрением электронных листков нетрудоспособности Федеральным законом № 86-ФЗ предусмотрено принятие подзаконных актов, регламентирующих эту сферу.

Форму электронного листка нетрудоспособности, а также порядок оформления и выдачи упомянутого электронного документа установит Минздрав России по согласованию с Минтрудом России и ФСС России.

Правительство РФ должно утвердить порядок информационного взаимодействия страховщика (ФСС России), страхователей (работодателей), медицинских организаций и федеральных государственных учреждений медико-социальной экспертизы по обмену сведениями в целях формирования электронных листков нетрудоспособности[2].

Информационное взаимодействие будет осуществляться с использованием ФГИС Единая интегрированная информационная система «Соцстрах» ФСС России (ФГИС ЕИИС «Соцстрах»).

 


[1] Часть 5 ст. 13 Федерального закона № 255-ФЗ.

[2] Проект Постановления Правительства РФ подготовлен Минтрудом России 26.08.2016.

И. Г. Умяров,
юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 6, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.