Невыход работника на работу более четырех часов или в течение одного-двух дней — классический пример кратковременного прогула. А вот длительный невыход работника на работу должен работодателя насторожить, поскольку не исключено, что тот действительно мог попасть в сложную ситуацию, разобраться в которой работодателю необходимо (и придется), независимо от причин отсутствия работника на работе.
ЧТО ДЕЛАТЬ В СЛУЧАЕ ДЛИТЕЛЬНОГО ОТСУТСТВИЯ РАБОТНИКА НА РАБОТЕ?
Первым делом следует позвонить работнику на домашний и мобильный телефоны, написать на электронную почту. И даже если он не отвечает ни на телефонные звонки, ни на письма, не удалось получить информацию о нем от родственников, спешить с увольнением за прогул нельзя.
Для прояснения ситуации необходимо направить письмо-уведомление на все адреса работника, указанные в личной карточке, с просьбой сообщить о причинах отсутствия на рабочем месте, а также указать, что в противном случае работник будет уволен за прогул.
Параллельно следует оформить — желательно в первый же день невыхода работника на работу — акт отсутствия работника на рабочем месте (пример 1).
Работодатель обязан затребовать от работника объяснения, соблюдая нормы ст. 193 ТК РФ. Но поскольку тот отсутствует, лично получить от него объяснения невозможно. В подобных случаях работнику по почте может быть направлено письмо-уведомление[1] или телеграмма (пример 2).
Далее ждем работника, продолжая составлять акты о его отсутствии на работе. В дальнейшем это поможет работодателю (если выяснится, что причина отсутствия работника неуважительная) уволить его за грубое нарушение трудовой дисциплины по подп. «а» п. 6 ст. 81 ТК РФ.
Если не принимать меры и не искать работника, а уволить без выяснения причин отсутствия, то в случае судебного разбирательства он будет восстановлен на работе ввиду нарушения требований Трудового кодекса РФ по процедуре применения дисциплинарного взыскания.
Важный момент, касающийся письма-уведомления работнику, про который кадровики часто забывают, — если письмо-уведомление вернулось в связи с отсутствием адресата, нужно зафиксировать этот факт в журнале входящей корреспонденции и составить акт о невозможности получить письменные объяснения причин невыхода работника на работу (пример 3).
Письма хранятся в отделении Почты России в соответствии с правилами оказания услуг почтовой связи в течение одного месяца. Если адресат не получит письмо по истечении этого срока, почтовое отправление возвращается отправителю. Поэтому в течение двух дней с момента получения возвращенного письма кадровик должен оформить акт о непредоставлении работником объяснений.
Зачастую работники отправленную им корреспонденцию (письмо, телеграмма) получают, но просьбы работодателя игнорируют, продолжая отсутствовать на работе без объяснения причин. Они забывают, что в случае намеренного бездействия, руководствуясь ст. 193 ТК РФ, работодатель может спокойно их уволить за прогул.
[1] Рекомендуем направлять ценное письмо с описью вложения и уведомлением о вручении. — Прим. научного редактора.