Изменения трудового законодательства 2020 года, с которыми мы переходим в 2021 год

«Кадровые решения» №12 2020 / Практика применения трудового законодательства

ЭЛЕКТРОННЫЕ ТРУДОВЫЕ КНИЖКИ

 

Федеральный закон от 16.12.2019 № 439-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации в части формирования сведений о трудовой деятельности в электронном виде»

 

01.01.2020 

В России осуществляется постепенный переход на электронные трудовые книжки. Начиная с 01.01.2021 поступающим на работу впервые трудовые книжки оформляться не будут.

C 2020 года ведется учет сведений о трудовой деятельности работников в электронном виде. Работодатели в течение года должны были провести следующие мероприятия:

• принять или изменить (при необходимости) локальные нормативные акты (далее — ЛНА) с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (при его наличии);

• подготовить и обсудить (при необходимости) с уполномоченными представителями работников изменения в соглашения и коллективные договоры в порядке, установленном Трудовым кодексом РФ;

• обеспечить техническую готовность для предоставления сведений о трудовой деятельности в электронном виде в информационную систему Пенсионного фонда РФ в соответствии с порядком, утвержденным ПФР;

• уведомить до 31.10.2020 (включительно) каждого работника в письменной форме:

– об изменениях в трудовом законодательстве, связанных с формированием сведений о трудовой деятельности в электронном виде;

– о праве работника (путем подачи работодателю соответствующего письменного заявления) сделать выбор: работодатель продолжает вести его бумажную трудовую книжку или предоставляет ему сведения о трудовой деятельности в электронном виде;

• получить от каждого работника до 31.12.2020 (включительно) соответствующее письменное заявление, в котором тот сделал свой выбор.

Если работник не представит заявление до 31.12.2020 (включительно), работодатель продолжает вести трудовую книжку на бумажном носителе. Если работник не смог подать[1] работодателю заявление до 31.12.2020 (включительно), он вправе сделать это в любое время (в т. ч. при трудоустройстве).

Приказ Минтруда России от 20.01.2020 № 23н «Об утверждении формы сведений о трудовой деятельности, предоставляемой работнику работодателем, формы предоставления сведений о трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации и порядка их заполнения»

07.03.2020​ 

Утверждены:

• форма «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые работнику работодателем (СТД-Р)»;

• форма «Сведения о трудовой деятельности, предоставляемые из информационных ресурсов Пенсионного фонда Российской Федерации (СТД-ПФР)»;

• порядок заполнения форм СТД-Р и СТД-ПФР.

Чтобы получить сведения о трудовой деятельности (по форме СТД-Р), работнику необходимо подать на имя работодателя письменное заявление или направить его в установленном порядке на адрес его электронной почты. В заявлении надо указать способ выдачи данных: на бумажном носителе или в электронном виде. Сведения предоставляются работнику:

• в период работы — не позднее трех рабочих дней со дня обращения;

• в день увольнения.

 

Сведения по форме СТД-Р работодатель предоставляет только тогда, когда трудовая книжка на работника ведется только в электронном виде. Сведения о своей трудовой деятельности из информационных ресурсов Пенсионного фонда РФ (по форме СТД-ПФР) гражданин (зарегистрированное лицо) может получить, обратившись в территориальное отделение ПФР, в МФЦ либо через личный кабинет на сайте Пенсионного фонда РФ или на Едином портале государственных и муниципальных услуг (функций).

 

ЭКСПЕРИМЕНТ ПО ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ЭЛЕКТРОННЫХ ДОКУМЕНТОВ, СВЯЗАННЫХ С РАБОТОЙ

 

Федеральный закон от 24.04.2020 № 122-ФЗ «О проведении эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой»

05.05.2020​ 

На территории Российской Федерации проводится эксперимент по использованию электронных документов, связанных с работой. Работодатели могут самостоятельно:

• утвердить перечень документов, которые будут оформлять в электронном виде;

• создать информационную систему для их ведения.

Эксперимент не проводится в отношении трудовых книжек и электронных сведений о трудовой деятельности работников.  Работодатели, работники и лица, поступающие на работу, участвуют в эксперименте добровольно, т. е. принимают решение самостоятельно. В число участников эксперимента не могут включаться:

• работники, которые временно направляются к другим физическим лицам или организациям по договору о предоставлении труда работников (персонала);

• дистанционные работники.

Приказ Минтруда России от 14.05.2020 № 240н «Об утверждении Положения о порядке проведения эксперимента по использованию электронных документов, связанных с работой»

28.06.2020 

Установлен порядок проведения эксперимента по ведению отдельными работодателями электронных документов, связанных с работой. Цели эксперимента:

• определить и создать условия для использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой, включая обмен информацией в форме электронных документов, связанных с работой, между работодателем, работником и лицом, поступающим на работу;

• подготовить предложения о внесении изменений в трудовое законодательство и (при необходимости) в законодательство Российской Федерации о занятости населения в части использования в сфере трудовых отношений электронных документов, связанных с работой.

Конкретную дату начала проведения эксперимента работодатель определяет самостоятельно. Эксперимент завершается 31.03.2021.


[1] Например, по состоянию на 31.12.2020 работник не исполнял свои трудовые обязанности по причине временной нетрудоспособности, нахождения в отпуске или отстранения от работы. — Прим. автора.

И. Г. Умяров,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 12, 2020.