Воинский учет обязаны вести все организации. Но что делать, если его никогда не вели? Предусмотрена ли какая-либо ответственность в отношении мужчины, устраивающегося на работу, если он отказывается предоставлять военный билет? Как работодателю забронировать специалиста, в котором организация нуждается?
Эти и другие вопросы рассмотрим вместе с экспертом и дадим практические советы, как действовать в неоднозначной ситуации.
Воинскую обязанность и военную службу в РФ, а также поступление на военную службу в нашей стране иностранных граждан и лиц без гражданства регулируют следующие нормативные документы:
• Конституция РФ. Основной документ, который создает правовую основу для обеспечения мобилизационного развертывания Вооруженных Сил РФ и государства в целом;
• Федеральный закон от 31.05.1996 № 61-ФЗ «Об обороне» (в ред. от 07.07.2025);
• Федеральный закон от 26.02.1997 № 31-ФЗ «О мобилизационной подготовке и мобилизации в РФ» (в ред. от 23.03.2024; далее — Федеральный закон № 31-ФЗ);
• Федеральный закон от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от. 07.07.2025; далее — ФЗ № 53-ФЗ);
• Положение о воинском учете, утв. Постановлением Правительства РФ от 27.11.2006 № 719 (в ред. от 25.08.2025; далее — Положение) и Приложения к нему;
• Методические рекомендации по ведению воинского учета в организациях, утв. Генштабом Вооруженных Сил РФ 11.07.2017 (далее — Методические рекомендации по ВУ);
• Приказ Министра обороны РФ от 22.11.2021 № 700 «Об утверждении Инструкции об организации работы по обеспечению функционирования системы воинского учета».
Положение включает в себя 11 разделов по порядку и особенностям воинского учета, а также обязанностям граждан, и 11 приложений, в которых конкретизируются отдельные вопросы и приводятся шаблоны форм для заполнения. Найти эту информацию не представляет труда, она находится в открытом доступе[1].
На всех военнообязанных необходимо вести карточки по форме № 10 («Карточка гражданина, подлежащего воинскому учету») — как на основных работников, так и на совместителей, не забывая о дистанционных работниках. Какие категории работников являются военнообязанными и до какого возраста (по состоянию на 2025 г.), мы перечислили в таблице.
|
Категории работников |
Предельный возраст |
|
|
Мужчины |
Женщины с военно-учетной специальностью |
|
|
Юноши-допризывники, поставленные на воинский учет |
18 лет |
— |
|
Работники призывного возраста, находящиеся в запасе |
27/30 лет (до/с 2024 г.) |
— |
|
Солдаты, сержанты, старшины, прапорщики и мичманы |
55 лет |
45 лет |
|
Младший офицерский состав |
60 лет |
50 лет |
|
Офицеры в звании до подполковника или капитана 2-го ранга |
65 лет |
50 лет |
|
Полковники и капитаны 1-го ранга |
65 лет |
50 лет |
|
Высшие офицеры |
70 лет |
50 лет |
Освобождены от воинского учета:
• женщины, не имеющие военно-учетной специальности;
• граждане, лишенные свободы или имеющие условный срок наказания;
• лица, постоянно проживающие за пределами РФ;
• граждане, достигшие предельного возраста пребывания в запасе;
• граждане, освобожденные от военной службы;
• офицеры запаса внешней разведки и ФСБ.
С какими сложными ситуациями может столкнуться кадровик, осуществляющий воинский учет в организации, и какие действия от него требуются, разберем далее в деталях.
1. Как проверяют работу в организациях по ведению воинского учета и бронированию граждан, пребывающих в запасе? Что надо сделать?
В Методических рекомендациях по ВУ прописаны основные вопросы, по которым проверяется работа по ведению воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе в организации.
Перечислим по пунктам, что должен сделать работодатель.
1. Назначьте приказом работника, отвечающего за воинский учет в организации.
2. Приобретите для такого работника железные шкафы для хранения документов по воинскому составу. Желательно, чтобы работник работал в отдельном кабинете, так как ряд документов имеют гриф ДСП.
3. Согласуйте с РВК приказ о назначении ответственного лица или лиц за ведение воинского учета в организации, а также перечень функциональных обязанностей работника при взаимодействии с военным комиссариатом, осуществляющим свою деятельность в пределах территории, на которой расположено учреждение (либо с органом местного самоуправления, осуществляющим первичный воинский учет на территориях, где нет военных комиссариатов). Приказ должен быть в наличии.
4. Утвердите и согласуйте с военным комиссариатом план работ на календарный год. Регулярно проверяйте полноту и качество его заполнения и выполнения, контролируйте устранение недостатков в плане, выявленных в ходе предыдущих проверок.
5. Обеспечьте наличие руководящих документов по вопросам воинского учета и бронирования граждан, пребывающих в запасе, Методических рекомендаций по ВУ. Всю нормативную документацию распечатайте и подшейте в папки.
6. Обеспечьте контроль со стороны руководителя и или вышестоящего органа, которому подведомственно учреждение, за работой военно-учетного стола (работника, осуществляющего воинский учет в организации). Храните официальную переписку и протоколы рабочих совещаний по вопросам воинского учета и бронирования граждан.
7. Создайте информационные стенды по воинскому учету, разъясните работникам учреждения, состоящим на воинском учете, порядок исполнения ими обязанностей по воинскому учету, мобилизационной подготовке и мобилизации, установленных законодательством РФ и Положением. Работников обязательно проинформируйте об их ответственности за неисполнение указанных обязанностей.
8. Соблюдайте установленный порядок ведения и хранения карточек по форме № 10 (железный шкаф, ограниченный доступ лиц к ним), полноту и достоверность сведений, содержащихся в карточках граждан.
9. Ежегодно проводите сверку сведений о воинском учете, содержащихся в карточках по форме № 10, со сведениями, содержащимися в документах воинского учета работников и документах воинского учета соответствующих военных комиссариатов, в которых работники состоят на учете.
10. Обеспечьте достоверность, полноту и своевременность сообщений (писем) в военный комиссариат сведений об изменениях семейного положения, образования, структурного подразделения организации, должности, места жительства или места пребывания, состояния здоровья граждан, состоящих на воинском учете. Любое из указанных изменений следует внести в карточки по форме № 10.
11. Проверяйте у граждан, принимаемых на работу, наличие отметок в паспортах граждан РФ об их отношении к воинской обязанности; выявляйте работников, подлежащих постановке на воинский учет по месту работы и (или) месту жительства (месту пребывания) и принимайте меры к постановке их на воинский учет.
12. Направляйте по запросам соответствующих военных комиссариатов своевременно и полностью необходимые сведения:
• о гражданах, состоящих на воинском учете;
• о гражданах, не состоящих, но обязанных состоять на воинском учете;
• о гражданах, подлежащих воинскому учету и принятию (поступлению) или увольнению (отчислению) их с работы (из образовательных организаций);
• списки граждан мужского пола 15/16-летнего возраста,
• списки граждан мужского пола, подлежащих первоначальной постановке на воинский учет.
13. Направляйте сведения о женщинах в возрасте от 18 до 45 лет, ранее не состоявших на воинском учете, имеющих (получивших) специальности в соответствии с Перечнем военно-учетных специальностей (Приложение № 2 к Методическим указаниям), а также профессий, специальностей, при наличии которых граждане женского пола получают военно-учетные специальности и подлежат постановке на воинский учет.
14. Своевременно оповещайте граждан о вызовах (повестках) соответствующих военных комиссариатов и обеспечивайте своевременную явку работников в места, указанные военными комиссариатами. В организации ведите журнал, подтверждающий выдачу повесток работникам.
15. Организуйте выдачу гражданам расписок о приеме от них документов воинского учета.
16. Обеспечьте наличие Перечня должностей и профессий, по которым бронируются граждане, пребывающие в запасе (выписки из него), и организуйте работу по его применению:
– бронирование граждан, пребывающих в запасе, должно быть правомерным;
– бронирование должно быть своевременно оформлено;
– в организации должен быть в наличии список граждан, подлежащих зачислению на специальный учет;
– отсрочки от призыва на военную службу по мобилизации и в военное время граждан, пребывающих в запасе, утративших право на отсрочку, должны быть своевременно аннулированы, об этом следует сообщить в военный комиссариат.
17. Достоверно, полностью и своевременно представляйте в военные комиссариаты установленную отчетность, в т. ч. о численности работников организации.
[1] https://clck.ru/3Pbeqw.
