Регламентация работы службы внутреннего контроля: примеры оформления документов

Основные темы

Особенности организации внутреннего контроля

Виды отчетных документов, необходимых для отражения результатов внутреннего контроля

Оформление Положения о службе внутреннего контроля

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» любой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль.

Внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания обеспечивает:

• эффективность и результативность деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

• достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

• соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

 

 

Внутренний контроль способствует достижению компанией поставленных целей. Он помогает предотвратить или выявить отклонения от установленных правил и процедур, искажения данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

• изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства компании;

• превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом компании, включая сговор персонала;

• возникновением ошибок в процессе принятия решений, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Термин «внутренний контроль» в первую очередь ассоциируется с бухгалтерским учетом, однако это не единственная сфера деятельности компании, которую охватывает внутренний контроль.

 

 

Основные объекты внутреннего контроля:

• ресурсы (материальные, трудовые, информационные, технологические и т. д.);

• непосредственно хозяйственный процесс (оборот денежных средств, производство продукции, заключение договоров с заказчиками, своевременная отгрузка продукции и др.);

• результаты деятельности компании (объемы выпущенной продукции, прибыль, рентабельность и др.).

 

Важно понимать, что внутренний контроль не ставит цель выявить проблемы и ошибки, чтобы определить виновного и назначить ему наказание. Цель другая — выявить проблемные зоны, чтобы устранить их и избежать ошибок.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала, определяют в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления.

Можно формировать отдельные структурные подразделения, выбирать контролеров при создании соответствующей контрольной комиссии из числа сотрудников компании, привлекать внешних консультантов.

Создание специального структурного подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

• задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

• в силу специфики деятельности компании для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуются накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

• риски деятельности компании настолько высокие, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

• существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

Привлекать внешнего консультанта для организации или оценки внутреннего контроля целесообразно в следующих случаях:

• собственных ресурсов компании недостаточно для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

• затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля или внутреннего контролера превышают стоимость привлечения независимого консультанта (контрольной организации) для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля соответственно;

• заинтересованность руководства компании в независимости оценки внутреннего контроля.

Компания может избрать наиболее выгодный для себя вариант организации внутреннего контроля:

• сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля);

• выделить должностное лицо (или несколько лиц), которые будут отвечать за проведение внутреннего контроля.

Чтобы вменить сотрудникам или службе определенные задачи, необходимо закрепить их в соответствующем документе (например, в Положении о службе внутреннего контроля в случае организации отдельного структурного подразделения) и прописать функции в трудовых договорах/должностных инструкциях.

С принятыми локальными нормативными актами сотрудников компании необходимо ознакомить под подпись.

СОЗДАЕМ СЛУЖБУ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим вариант создания отдельного структурного подразделения и порядок действия в таком случае.

 

Этап 1. Вносим изменения в штатное расписание и вводим новые штатные единицы — 2

Внесение изменений в штатное расписание осуществляется по приказу (распоряжению) руководителя компании:

 

 

 

Если не формируется отдельное структурное подразделение, а создается комиссия по внутреннему контролю, то в локальном нормативном акте компании достаточно прописать особенности процедуры внутреннего контроля, а затем приказом (распоряжением) руководителя компании утвердить состав комиссии.

Необходимо определить цели проведения внутреннего контроля, сроки проведения мероприятий, документы, необходимые для оформления, сроки их предоставления и т. д.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2022.

Регламентация работы службы внутреннего контроля: примеры оформления документов

Основные темы

Особенности организации внутреннего контроля

Виды отчетных документов, необходимых для отражения результатов внутреннего контроля

Оформление Положения о службе внутреннего контроля

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Согласно ст. 19 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ (в ред. от 30.12.2021) «О бухгалтерском учете» любой экономический субъект обязан организовать и осуществлять внутренний контроль.

Внутренний контроль представляет собой процесс, направленный на получение достаточной уверенности в том, что компания обеспечивает:

• эффективность и результативность деятельности, в том числе достижение финансовых и операционных показателей, сохранность активов;

• достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности;

• соблюдение применимого законодательства, в том числе при совершении фактов хозяйственной жизни и ведении бухгалтерского учета.

 

 

Внутренний контроль способствует достижению компанией поставленных целей. Он помогает предотвратить или выявить отклонения от установленных правил и процедур, искажения данных бухгалтерского учета, бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности.

Эффективность внутреннего контроля может быть ограничена:

• изменением экономической конъюнктуры или законодательства, возникновением новых обстоятельств вне сферы влияния руководства компании;

• превышением должностных полномочий руководством или иным персоналом компании, включая сговор персонала;

• возникновением ошибок в процессе принятия решений, ведения бухгалтерского учета, в том числе составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.

Термин «внутренний контроль» в первую очередь ассоциируется с бухгалтерским учетом, однако это не единственная сфера деятельности компании, которую охватывает внутренний контроль.

 

 

Основные объекты внутреннего контроля:

• ресурсы (материальные, трудовые, информационные, технологические и т. д.);

• непосредственно хозяйственный процесс (оборот денежных средств, производство продукции, заключение договоров с заказчиками, своевременная отгрузка продукции и др.);

• результаты деятельности компании (объемы выпущенной продукции, прибыль, рентабельность и др.).

 

Важно понимать, что внутренний контроль не ставит цель выявить проблемы и ошибки, чтобы определить виновного и назначить ему наказание. Цель другая — выявить проблемные зоны, чтобы устранить их и избежать ошибок.

ОРГАНИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ В КОМПАНИИ

Порядок организации внутреннего контроля, в том числе обязанности и полномочия подразделений и персонала, определяют в зависимости от характера и масштабов деятельности компании, особенностей ее системы управления.

Можно формировать отдельные структурные подразделения, выбирать контролеров при создании соответствующей контрольной комиссии из числа сотрудников компании, привлекать внешних консультантов.

Создание специального структурного подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) обоснованно в случаях, когда:

• задачи и объем деятельности по организации внутреннего контроля таковы, что экономически целесообразно возложить исполнение этой функции на подразделение, осуществляющее указанную деятельность на постоянной основе;

• в силу специфики деятельности компании для обеспечения эффективности внутреннего контроля требуются накопление, сохранение и передача специальных знаний, навыков и опыта;

• риски деятельности компании настолько высокие, что обеспечение эффективности внутреннего контроля предполагает деятельность специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля) на постоянной основе;

• существуют требования законодательства или регулятора финансового рынка о создании специального подразделения внутреннего контроля (службы внутреннего контроля).

Привлекать внешнего консультанта для организации или оценки внутреннего контроля целесообразно в следующих случаях:

• собственных ресурсов компании недостаточно для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля в установленные сроки;

• затраты на создание и содержание специального подразделения внутреннего контроля или внутреннего контролера превышают стоимость привлечения независимого консультанта (контрольной организации) для выполнения задач по организации или оценке внутреннего контроля соответственно;

• заинтересованность руководства компании в независимости оценки внутреннего контроля.

Компания может избрать наиболее выгодный для себя вариант организации внутреннего контроля:

• сформировать отдельное структурное подразделение (службу внутреннего контроля);

• выделить должностное лицо (или несколько лиц), которые будут отвечать за проведение внутреннего контроля.

Чтобы вменить сотрудникам или службе определенные задачи, необходимо закрепить их в соответствующем документе (например, в Положении о службе внутреннего контроля в случае организации отдельного структурного подразделения) и прописать функции в трудовых договорах/должностных инструкциях.

С принятыми локальными нормативными актами сотрудников компании необходимо ознакомить под подпись.

СОЗДАЕМ СЛУЖБУ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ

Рассмотрим вариант создания отдельного структурного подразделения и порядок действия в таком случае.

 

Этап 1. Вносим изменения в штатное расписание и вводим новые штатные единицы — 2

Внесение изменений в штатное расписание осуществляется по приказу (распоряжению) руководителя компании:

 

 

 

Если не формируется отдельное структурное подразделение, а создается комиссия по внутреннему контролю, то в локальном нормативном акте компании достаточно прописать особенности процедуры внутреннего контроля, а затем приказом (распоряжением) руководителя компании утвердить состав комиссии.

Необходимо определить цели проведения внутреннего контроля, сроки проведения мероприятий, документы, необходимые для оформления, сроки их предоставления и т. д.

А. Н. Дубоносова, заместитель управляющего директора по экономике и финансам

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2022.

Антисанкционные меры — 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан)
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам