Как определить потребность предприятия в оборотном капитале

 

Любому предприятию для ведения хозяйственной деятельности необходим оборотный капитал, который в процессе своего кругооборота генерирует прибыль. Логично предположить, что чем больше у предприятия оборотного капитала, тем больше оно получает прибыли. Однако это чисто теоретический вывод, который был бы верен при условии, что предприятие работает на неограниченном рынке сбыта и у него нет конкурентов. Если не нормировать и не контролировать величину оборотного капитала, то его необоснованный рост повлечет падение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия и даже его банкротство. Как найти оптимальную величину оборотного капитала, соответствующую задачам компании, расскажем в статье.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ (СРЕДСТВ)

Под оборотным капиталом в экономической теории подразумевается совокупность оборотных активов (ОА) и краткосрочных финансовых вложений.

Оборотные активы обеспечивают ведение текущей деятельности и получение операционной прибыли предприятия. Краткосрочные финансовые вложения позволяют получить дополнительный доход путем отвлечения свободных денежных средств на срок до одного года в различного рода объекты вложений (депозиты, акции, облигации и т. д.).

 

 

Исходя из этого понятно, что вопрос определения необходимой величины оборотного капитала касается той его части, которая состоит из оборотных активов. Оборотные активы (средства) классифицируют следующим образом (см. рисунок).

Классификация оборотных активов (средств)

В состав указанных групп оборотных средств входят следующие виды активов:

1. Запасы ТМЦ — состоят из предметов и средств труда сроком использования менее одного года, предназначенных для потребления в процессе производства продукции:

• сырье и основные материалы для выпуска продукции;

• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

• вспомогательные и расходные материалы;

• тара и упаковка;

• топливо и другие горюче-смазочные материалы;

• инструменты и инвентарь;

• прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

2. Незавершенное производство:

• полуфабрикаты собственного производства;

• незаконченная и неукомплектованная готовая продукция;

• готовая продукция, не прошедшая технический контроль и приемку.

3. Расходы будущих периодов — представляют собой затраты, осуществляемые в текущем периоде, но относящиеся к продукции, которую планируется выпускать в будущем:

• затраты на разработку и освоение новых видов продукции;

• затраты на модернизацию технологических процессов, выпускаемых видов продукции;

• арендные платежи за предстоящие периоды и др.

4. Готовая продукция:

• запасы продукции и товаров для перепродажи на складах хранения;

• продукция и товары, отгруженные покупателям, но еще не принятые ими;

• продукция и товары компании, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.

5. Дебиторская задолженность контрагентов компании:

• долги покупателей за поставленные продукцию или товары;

• долги заказчиков за выполненные работы и услуги;

• суммы авансов, выплаченных поставщикам и сотрудникам;

• суммы векселей к получению;

• дебиторская задолженность учредителей по взносам в уставной капитал.

6. Денежные средства:

• наличные деньги в кассах;

• суммы денег на счетах компании (расчетных, валютных, специальных);

• денежные средства в пути.

МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ

Исходя из перечисленного состава оборотных средств понятно, что потребность в них будет различаться в зависимости от функции конкретной группы активов в хозяйственном обороте предприятия. Общая величина потребности в краткосрочном периоде равняется сумме величин потребности каждого из видов оборотных активов.

Если нужно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах, например, на предстоящий год, то точно рассчитать величину каждого из видов оборотных активов будет сложно. Поэтому в данном случае используют методы расчета общей величины потребности в оборотных средствах.

Рассмотрим подробно следующие основные методы расчета потребности предприятия в оборотных средствах:

  • аналитический метод;
  • коэффициентный метод;
  • метод прямого счета.

Аналитический метод

Аналитический метод определения величины потребности в оборотных активах основан на допущении, что величина оборотных активов изменяется пропорционально динамике выпуска продукции. Поэтому потребность в оборотных активах по данному методу рассчитывают следующим образом:

 

Потребность в оборотных активах = Фактическая средняя за период величина оборотных средств × Коэффициент реализации продукции,

 

Фактическая средняя за период величина оборотных средств = (Сумма оборотных активов на начало периода + Сумма оборотных активов на конец периода) / 2,

 

Коэффициент реализации продукции = Плановая сумма реализации продукции в будущем периоде / Фактическая сумма реализации продукции в отчетном периоде.

 

Основные преимущества аналитического метода — доступность исходной информации и простота расчетов.

Недостатки метода:

• не дает понимания соответствия полученной величины потребности в оборотных средствах реально необходимому их объему, так как расчет отталкивается от фактической величины оборотных средств в отчетном периоде, которая может быть излишней;

• в расчете не принимается во внимание момент, что не все оборотные активы зависят от динамики реализации выпущенной продукции;

• в расчете не учитываются изменения в оборачиваемости оборотных активов в течение отчетного периода;

• по полученной общей величине потребности в оборотных средствах нельзя определить оптимальную величину для каждого их вида;

• аналитический метод невозможно применить для вновь созданных компаний из-за отсутствия статистики фактических величин оборотных средств и выручки от реализации продукции.

 

 

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2022.

Как определить потребность предприятия в оборотном капитале

 

Любому предприятию для ведения хозяйственной деятельности необходим оборотный капитал, который в процессе своего кругооборота генерирует прибыль. Логично предположить, что чем больше у предприятия оборотного капитала, тем больше оно получает прибыли. Однако это чисто теоретический вывод, который был бы верен при условии, что предприятие работает на неограниченном рынке сбыта и у него нет конкурентов. Если не нормировать и не контролировать величину оборотного капитала, то его необоснованный рост повлечет падение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия и даже его банкротство. Как найти оптимальную величину оборотного капитала, соответствующую задачам компании, расскажем в статье.

КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ (СРЕДСТВ)

Под оборотным капиталом в экономической теории подразумевается совокупность оборотных активов (ОА) и краткосрочных финансовых вложений.

Оборотные активы обеспечивают ведение текущей деятельности и получение операционной прибыли предприятия. Краткосрочные финансовые вложения позволяют получить дополнительный доход путем отвлечения свободных денежных средств на срок до одного года в различного рода объекты вложений (депозиты, акции, облигации и т. д.).

 

 

Исходя из этого понятно, что вопрос определения необходимой величины оборотного капитала касается той его части, которая состоит из оборотных активов. Оборотные активы (средства) классифицируют следующим образом (см. рисунок).

Классификация оборотных активов (средств)

В состав указанных групп оборотных средств входят следующие виды активов:

1. Запасы ТМЦ — состоят из предметов и средств труда сроком использования менее одного года, предназначенных для потребления в процессе производства продукции:

• сырье и основные материалы для выпуска продукции;

• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;

• вспомогательные и расходные материалы;

• тара и упаковка;

• топливо и другие горюче-смазочные материалы;

• инструменты и инвентарь;

• прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.

2. Незавершенное производство:

• полуфабрикаты собственного производства;

• незаконченная и неукомплектованная готовая продукция;

• готовая продукция, не прошедшая технический контроль и приемку.

3. Расходы будущих периодов — представляют собой затраты, осуществляемые в текущем периоде, но относящиеся к продукции, которую планируется выпускать в будущем:

• затраты на разработку и освоение новых видов продукции;

• затраты на модернизацию технологических процессов, выпускаемых видов продукции;

• арендные платежи за предстоящие периоды и др.

4. Готовая продукция:

• запасы продукции и товаров для перепродажи на складах хранения;

• продукция и товары, отгруженные покупателям, но еще не принятые ими;

• продукция и товары компании, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.

5. Дебиторская задолженность контрагентов компании:

• долги покупателей за поставленные продукцию или товары;

• долги заказчиков за выполненные работы и услуги;

• суммы авансов, выплаченных поставщикам и сотрудникам;

• суммы векселей к получению;

• дебиторская задолженность учредителей по взносам в уставной капитал.

6. Денежные средства:

• наличные деньги в кассах;

• суммы денег на счетах компании (расчетных, валютных, специальных);

• денежные средства в пути.

МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ

Исходя из перечисленного состава оборотных средств понятно, что потребность в них будет различаться в зависимости от функции конкретной группы активов в хозяйственном обороте предприятия. Общая величина потребности в краткосрочном периоде равняется сумме величин потребности каждого из видов оборотных активов.

Если нужно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах, например, на предстоящий год, то точно рассчитать величину каждого из видов оборотных активов будет сложно. Поэтому в данном случае используют методы расчета общей величины потребности в оборотных средствах.

Рассмотрим подробно следующие основные методы расчета потребности предприятия в оборотных средствах:

  • аналитический метод;
  • коэффициентный метод;
  • метод прямого счета.

Аналитический метод

Аналитический метод определения величины потребности в оборотных активах основан на допущении, что величина оборотных активов изменяется пропорционально динамике выпуска продукции. Поэтому потребность в оборотных активах по данному методу рассчитывают следующим образом:

 

Потребность в оборотных активах = Фактическая средняя за период величина оборотных средств × Коэффициент реализации продукции,

 

Фактическая средняя за период величина оборотных средств = (Сумма оборотных активов на начало периода + Сумма оборотных активов на конец периода) / 2,

 

Коэффициент реализации продукции = Плановая сумма реализации продукции в будущем периоде / Фактическая сумма реализации продукции в отчетном периоде.

 

Основные преимущества аналитического метода — доступность исходной информации и простота расчетов.

Недостатки метода:

• не дает понимания соответствия полученной величины потребности в оборотных средствах реально необходимому их объему, так как расчет отталкивается от фактической величины оборотных средств в отчетном периоде, которая может быть излишней;

• в расчете не принимается во внимание момент, что не все оборотные активы зависят от динамики реализации выпущенной продукции;

• в расчете не учитываются изменения в оборачиваемости оборотных активов в течение отчетного периода;

• по полученной общей величине потребности в оборотных средствах нельзя определить оптимальную величину для каждого их вида;

• аналитический метод невозможно применить для вновь созданных компаний из-за отсутствия статистики фактических величин оборотных средств и выручки от реализации продукции.

 

 

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2022.

Антисанкционные меры — 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан)
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписаться на новости
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам