Любому предприятию для ведения хозяйственной деятельности необходим оборотный капитал, который в процессе своего кругооборота генерирует прибыль. Логично предположить, что чем больше у предприятия оборотного капитала, тем больше оно получает прибыли. Однако это чисто теоретический вывод, который был бы верен при условии, что предприятие работает на неограниченном рынке сбыта и у него нет конкурентов. Если не нормировать и не контролировать величину оборотного капитала, то его необоснованный рост повлечет падение платежеспособности и финансовой устойчивости предприятия и даже его банкротство. Как найти оптимальную величину оборотного капитала, соответствующую задачам компании, расскажем в статье.
КЛАССИФИКАЦИЯ И СОСТАВ ОБОРОТНЫХ АКТИВОВ (СРЕДСТВ)
Под оборотным капиталом в экономической теории подразумевается совокупность оборотных активов (ОА) и краткосрочных финансовых вложений.
Оборотные активы обеспечивают ведение текущей деятельности и получение операционной прибыли предприятия. Краткосрочные финансовые вложения позволяют получить дополнительный доход путем отвлечения свободных денежных средств на срок до одного года в различного рода объекты вложений (депозиты, акции, облигации и т. д.).
Исходя из этого понятно, что вопрос определения необходимой величины оборотного капитала касается той его части, которая состоит из оборотных активов. Оборотные активы (средства) классифицируют следующим образом (см. рисунок).
_2022-4(%D0%A0%D0%B8%D1%81%D1%83%D0%BD%D0%BE%D0%BA).jpg)
Классификация оборотных активов (средств)
В состав указанных групп оборотных средств входят следующие виды активов:
1. Запасы ТМЦ — состоят из предметов и средств труда сроком использования менее одного года, предназначенных для потребления в процессе производства продукции:
• сырье и основные материалы для выпуска продукции;
• покупные полуфабрикаты и комплектующие изделия;
• вспомогательные и расходные материалы;
• тара и упаковка;
• топливо и другие горюче-смазочные материалы;
• инструменты и инвентарь;
• прочие малоценные и быстроизнашивающиеся предметы.
2. Незавершенное производство:
• полуфабрикаты собственного производства;
• незаконченная и неукомплектованная готовая продукция;
• готовая продукция, не прошедшая технический контроль и приемку.
3. Расходы будущих периодов — представляют собой затраты, осуществляемые в текущем периоде, но относящиеся к продукции, которую планируется выпускать в будущем:
• затраты на разработку и освоение новых видов продукции;
• затраты на модернизацию технологических процессов, выпускаемых видов продукции;
• арендные платежи за предстоящие периоды и др.
4. Готовая продукция:
• запасы продукции и товаров для перепродажи на складах хранения;
• продукция и товары, отгруженные покупателям, но еще не принятые ими;
• продукция и товары компании, находящиеся на ответственном хранении у покупателей.
5. Дебиторская задолженность контрагентов компании:
• долги покупателей за поставленные продукцию или товары;
• долги заказчиков за выполненные работы и услуги;
• суммы авансов, выплаченных поставщикам и сотрудникам;
• суммы векселей к получению;
• дебиторская задолженность учредителей по взносам в уставной капитал.
6. Денежные средства:
• наличные деньги в кассах;
• суммы денег на счетах компании (расчетных, валютных, специальных);
• денежные средства в пути.
МЕТОДОЛОГИЯ РАСЧЕТОВ ПОТРЕБНОСТИ В ОБОРОТНОМ КАПИТАЛЕ
Исходя из перечисленного состава оборотных средств понятно, что потребность в них будет различаться в зависимости от функции конкретной группы активов в хозяйственном обороте предприятия. Общая величина потребности в краткосрочном периоде равняется сумме величин потребности каждого из видов оборотных активов.
Если нужно рассчитать потребность предприятия в оборотных средствах, например, на предстоящий год, то точно рассчитать величину каждого из видов оборотных активов будет сложно. Поэтому в данном случае используют методы расчета общей величины потребности в оборотных средствах.
Рассмотрим подробно следующие основные методы расчета потребности предприятия в оборотных средствах:
- аналитический метод;
- коэффициентный метод;
- метод прямого счета.
Аналитический метод
Аналитический метод определения величины потребности в оборотных активах основан на допущении, что величина оборотных активов изменяется пропорционально динамике выпуска продукции. Поэтому потребность в оборотных активах по данному методу рассчитывают следующим образом:
Потребность в оборотных активах = Фактическая средняя за период величина оборотных средств × Коэффициент реализации продукции,
Фактическая средняя за период величина оборотных средств = (Сумма оборотных активов на начало периода + Сумма оборотных активов на конец периода) / 2,
Коэффициент реализации продукции = Плановая сумма реализации продукции в будущем периоде / Фактическая сумма реализации продукции в отчетном периоде.
Основные преимущества аналитического метода — доступность исходной информации и простота расчетов.
Недостатки метода:
• не дает понимания соответствия полученной величины потребности в оборотных средствах реально необходимому их объему, так как расчет отталкивается от фактической величины оборотных средств в отчетном периоде, которая может быть излишней;
• в расчете не принимается во внимание момент, что не все оборотные активы зависят от динамики реализации выпущенной продукции;
• в расчете не учитываются изменения в оборачиваемости оборотных активов в течение отчетного периода;
• по полученной общей величине потребности в оборотных средствах нельзя определить оптимальную величину для каждого их вида;
• аналитический метод невозможно применить для вновь созданных компаний из-за отсутствия статистики фактических величин оборотных средств и выручки от реализации продукции.
