Отдаем журнал бесплатно!

Бизнес-план: как оценить потенциал новой идеи и возможность создания бизнеса

По мере развития бизнеса у предприятий рано или поздно появляются новые продукты или виды деятельности. На начальной стадии возникает много идей по их запуску, из которых нужно выбрать наиболее выгодные с экономической точки зрения. Для этого лучше всего подходит инструмент бизнес-планирования. В статье расскажем, как с помощью бизнес-планирования быстро сделать расчеты по нескольким вариантам развития бизнеса, как оценить экономический эффект от внедрения новой бизнес-идеи.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА КОМПАНИИ

В овременном мире на деятельность компаний все больше влияет внешняя среда, поэтому для успешного развития бизнеса собственники и руководители любой компании должны постоянно оценивать изменения внешней среды, периодически генерировать бизнес-идеи, направленные на улучшение существующей деятельности или запуск новых направлений бизнеса.

Поскольку такие идеи служат основой для проектирования нового бизнеса или обоснования открытия нового направления в существующем бизнесе, их нужно разрабатывать с учетом потребностей рынка и возможностей компании.

 

 

Для оценки перспективности новых бизнес-идей необходимо использовать инструменты стратегического анализа и бизнес-планирования.

Стратегический анализ позволяет понять:

• в каком направлении предпочтительно развивать бизнес компании;

• какая продукция или услуга наиболее востребована на рынке сбыта;

• кто будет потенциальным потребителем новых продуктов или услуг компании;

• почему новые продукты или услуги компании будут пользоваться спросом на рынке;

• в чем конкурентные преимущества новых продуктов или услуг компании;

• какая маркетинговая стратегия позволит успешно реализовать идею по развитию бизнеса.

 

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ БИЗНЕС-ИДЕИ

Оценка потенциала бизнес-идеи состоит из четырех этапов.

Этап 1. Стратегический анализ бизнес-идеи

Стратегический анализ включает в себя несколько этапов и методов оценки:

Метод PEST-анализа заключается в оценке влияния четырех групп макроэкономических факторов (политических, экономических, социальных и технологических), которые могут оказать влияние на реализацию предлагаемой бизнес-идеи.

Метод оценки пяти конкурентных сил по М. Портеру является одним из наиболее распространенных способов исследования микроэкономических факторов влияния на результаты деятельности компании. Структура оценки пяти конкурентных сил графически представлена на рис. 1.

Метод 7S МакКинси служит инструментом оценки внутренней среды бизнеса компании. Он позволяет оценить ресурсные возможности компании относительно реализации новой бизнес-идеи. Суть метода заключается в исследовании семи ключевых факторов деятельности, которые делятся на две группы:

жесткие факторы:

– стратегия развития бизнеса;

– организационная структура;

– бизнес-процессы и процедуры;

мягкие факторы:

– корпоративные ценности;

– компетенции менеджмента;

– стиль управления;

– квалификация персонала.

В ходе SWOT-анализа на основе оценки внешней среды бизнеса определяют возможности и угрозы для реализации предлагаемой бизнес-идеи, а на основе оценки внутренней среды выявляют сильные и слабые стороны деятельности компании, которые будут влиять на результаты реализации бизнес-идеи.

В процессе данного анализа сначала формируют перечень наиболее значимых факторов, а затем определяют степень их взаимовлияния на успешность реализации предлагаемого проекта.

Степень влияния в зависимости от количества факторов можно определять по трехбалльной (слабое, среднее, сильное) и пятибалльной шкале (нет влияния, слабое влияние, умеренное влияние, значительное влияние, сильное влияние).

 

Этап 2. Оценка вариантов реализации бизнес-идеи

По итогам стратегического анализа определяют возможные варианты реализации бизнес-идеи по развитию нового бизнеса.

 

Этап 3. Бизнес-планирование

Чтобы определить наиболее перспективный с экономической точки зрения вариант реализации бизнес-идеи, производится бизнес-планирование с расчетом финансового результата и сроков окупаемости предлагаемых вариантов.

 

Этап 4. Утверждение бизнес-проекта

После выбора варианта реализации бизнес-идеи компания утверждает проект создания нового бизнеса.

Общий алгоритм действий по оценке потенциала бизнес-идеи и выбора варианта ее реализации представлен на рис. 2.

Можно констатировать, что бизнес-планирование:

• выступает одним их этапов процесса оценки идей по развитию бизнеса;

• производится после стратегического анализа бизнес-идеи и оценки возможных вариантов ее реализации;

• предназначено для выбора наиболее экономически выгодного варианта реализации бизнес-идеи и служит основой для утверждения проекта по созданию нового или развитию существующего бизнеса.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Бизнес-план: как оценить потенциал новой идеи и возможность создания бизнеса

По мере развития бизнеса у предприятий рано или поздно появляются новые продукты или виды деятельности. На начальной стадии возникает много идей по их запуску, из которых нужно выбрать наиболее выгодные с экономической точки зрения. Для этого лучше всего подходит инструмент бизнес-планирования. В статье расскажем, как с помощью бизнес-планирования быстро сделать расчеты по нескольким вариантам развития бизнеса, как оценить экономический эффект от внедрения новой бизнес-идеи.

РОЛЬ И ФУНКЦИИ БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЯ ПРИ ОЦЕНКЕ НОВЫХ ИДЕЙ В РАЗВИТИИ БИЗНЕСА КОМПАНИИ

В овременном мире на деятельность компаний все больше влияет внешняя среда, поэтому для успешного развития бизнеса собственники и руководители любой компании должны постоянно оценивать изменения внешней среды, периодически генерировать бизнес-идеи, направленные на улучшение существующей деятельности или запуск новых направлений бизнеса.

Поскольку такие идеи служат основой для проектирования нового бизнеса или обоснования открытия нового направления в существующем бизнесе, их нужно разрабатывать с учетом потребностей рынка и возможностей компании.

 

 

Для оценки перспективности новых бизнес-идей необходимо использовать инструменты стратегического анализа и бизнес-планирования.

Стратегический анализ позволяет понять:

• в каком направлении предпочтительно развивать бизнес компании;

• какая продукция или услуга наиболее востребована на рынке сбыта;

• кто будет потенциальным потребителем новых продуктов или услуг компании;

• почему новые продукты или услуги компании будут пользоваться спросом на рынке;

• в чем конкурентные преимущества новых продуктов или услуг компании;

• какая маркетинговая стратегия позволит успешно реализовать идею по развитию бизнеса.

 

АЛГОРИТМ ОЦЕНКИ ПОТЕНЦИАЛА НОВОЙ БИЗНЕС-ИДЕИ

Оценка потенциала бизнес-идеи состоит из четырех этапов.

Этап 1. Стратегический анализ бизнес-идеи

Стратегический анализ включает в себя несколько этапов и методов оценки:

Метод PEST-анализа заключается в оценке влияния четырех групп макроэкономических факторов (политических, экономических, социальных и технологических), которые могут оказать влияние на реализацию предлагаемой бизнес-идеи.

Метод оценки пяти конкурентных сил по М. Портеру является одним из наиболее распространенных способов исследования микроэкономических факторов влияния на результаты деятельности компании. Структура оценки пяти конкурентных сил графически представлена на рис. 1.

Метод 7S МакКинси служит инструментом оценки внутренней среды бизнеса компании. Он позволяет оценить ресурсные возможности компании относительно реализации новой бизнес-идеи. Суть метода заключается в исследовании семи ключевых факторов деятельности, которые делятся на две группы:

жесткие факторы:

– стратегия развития бизнеса;

– организационная структура;

– бизнес-процессы и процедуры;

мягкие факторы:

– корпоративные ценности;

– компетенции менеджмента;

– стиль управления;

– квалификация персонала.

В ходе SWOT-анализа на основе оценки внешней среды бизнеса определяют возможности и угрозы для реализации предлагаемой бизнес-идеи, а на основе оценки внутренней среды выявляют сильные и слабые стороны деятельности компании, которые будут влиять на результаты реализации бизнес-идеи.

В процессе данного анализа сначала формируют перечень наиболее значимых факторов, а затем определяют степень их взаимовлияния на успешность реализации предлагаемого проекта.

Степень влияния в зависимости от количества факторов можно определять по трехбалльной (слабое, среднее, сильное) и пятибалльной шкале (нет влияния, слабое влияние, умеренное влияние, значительное влияние, сильное влияние).

 

Этап 2. Оценка вариантов реализации бизнес-идеи

По итогам стратегического анализа определяют возможные варианты реализации бизнес-идеи по развитию нового бизнеса.

 

Этап 3. Бизнес-планирование

Чтобы определить наиболее перспективный с экономической точки зрения вариант реализации бизнес-идеи, производится бизнес-планирование с расчетом финансового результата и сроков окупаемости предлагаемых вариантов.

 

Этап 4. Утверждение бизнес-проекта

После выбора варианта реализации бизнес-идеи компания утверждает проект создания нового бизнеса.

Общий алгоритм действий по оценке потенциала бизнес-идеи и выбора варианта ее реализации представлен на рис. 2.

Можно констатировать, что бизнес-планирование:

• выступает одним их этапов процесса оценки идей по развитию бизнеса;

• производится после стратегического анализа бизнес-идеи и оценки возможных вариантов ее реализации;

• предназначено для выбора наиболее экономически выгодного варианта реализации бизнес-идеи и служит основой для утверждения проекта по созданию нового или развитию существующего бизнеса.

А. А. Гребенников, главный экономист ГК «Резон»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 1, 2023.

Антисанкционные меры — 2022 (специальные экономические меры и меры, направленные на поддержку бизнеса и граждан)
Решаем экономические задачи с помощью Excel
Подборки
Подборки
Типичные ошибки построения системы бюджетного управления
Подарок подписчикам журнала «Справочник экономиста» или «Планово-экономический отдел» на 1 полугодие 2018 года
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам