От качества составления бюджетных планов во многом зависит эффективность системы бюджетирования предприятия. Все наиболее важные показатели работы компании на предстоящий период отражаются в трех основных бюджетах: Бюджете доходов и расходов (БДР), Бюджете движения денежных средств (БДДС) и Бюджете по балансовому листу (ББЛ). Однако качественно рассчитать все их показатели напрямую невозможно без предварительного составления детальных бюджетов более низкого уровня, которые подразделяются на операционные, вспомогательные и дополнительные. В статье рассмотрим, для чего и каким образом составляют в компании такие формы бюджетов.
ФУНКЦИИ ОПЕРАЦИОННЫХ, ВСПОМОГАТЕЛЬНЫХ И ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ БЮДЖЕТОВ В СИСТЕМЕ БЮДЖЕТИРОВАНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯ
Планирование результатов деятельности компании с помощью системы бюджетирования подразумевает определенный алгоритм разработки бюджетных планов, который включает составление целого ряда бюджетов, показатели которых затем находят отражение в трех основных финансовых бюджетах компании (БДР, БДДС и ББЛ).
Перечень и показатели таких бюджетов зависят от таких факторов, как отраслевая специфика деятельности компании, технологическая цепочка ее бизнес-процессов, организация системы управленческого учета, набор ключевых бюджетных показателей и т. д. Однако в любом случае все бюджеты компании можно классифицировать на четыре группы:
1) основные финансовые бюджеты;
2) операционные бюджеты;
3) вспомогательные бюджеты;
4) дополнительные бюджеты.
В первую группу входят бюджеты, которые формируются в последнюю очередь и отражают конечные финансовые показатели компании:
- в БДР определяют плановую величину чистой прибыли компании;
 - БДДС рассчитывают величины денежных потоков компании и остатки денежных средств;
 - в Бюджете по балансовому листу планируют динамику и остатки активов, обязательств и собственного капитала компании.
 
Вторая группа бюджетов компании включает бюджеты, которые детализируют показатели Бюджета доходов и расходов и обеспечивают его необходимую достоверность. Примеры таких бюджетов: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджет производственной себестоимости выпуска продукции, бюджеты коммерческих и общехозяйственных расходов.
Третья группа состоит из бюджетов, которые обеспечивают точность показателей БДДС и БДР, а также влияют на показатели БДР. Такими бюджетами будут бюджет инвестиций, бюджет займов и кредитов, бюджеты кредиторской и дебиторской задолженностей.
К четвертой группе относят бюджеты, которые помогают наиболее корректно запланировать показатели бюджетов первых трех групп. Например, составив дополнительный бюджет налогов, мы обеспечим максимальную точность показателя расходов БДР в части налогов, показателя БДДС в части уплаты налогов и показателя ББЛ в части величины обязательств компании перед бюджетом. А разработка бюджета фонда оплаты труда обеспечит нам корректность показателей, связанных с заработной платой сотрудников не только в основных, но и операционных бюджетах компании.
В эту же группу можно отнести бюджет производства продукции, который считается в натуральном выражении (количестве единиц выпуска продукции) и служит основой для расчета бюджетов закупок и бюджета материальных затрат на выпуск продукции.
Для большей наглядности процесс формирования бюджетов производственной компании можно представить графически (см. схему).
_2025-5(%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0).jpg)
На приведенном рисунке мы видим все четыре группы бюджетов, выделенные разными цветами:
- Основные бюджеты ?: Бюджет доходов и расходов, Бюджет движения денежных средств, Бюджет по балансовому листу.
 - Операционные бюджеты ?: бюджет продаж, бюджет закупок, бюджеты общецеховых, коммерческих и общехозяйственных расходов.
 - Вспомогательные бюджеты ?: бюджет материальных затрат, бюджет прямых расходов, бюджет себестоимости выпуска продукции, бюджет инвестиций, бюджеты дебиторской и кредиторской задолженности.
 - Дополнительные бюджеты ?: бюджет производства, бюджет налогов.
 
Все указанные на рисунке бюджеты формируются не одновременно и не в произвольном порядке, а в строго определенной последовательности, обусловленной методологией системы бюджетирования. Рассмотрим далее эту последовательность и взаимосвязь показателей бюджетов различных групп подробнее.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ ФОРМИРОВАНИЯ БЮДЖЕТОВ И ВЗАИМОСВЯЗЬ ИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ
Процесс формирования бюджетов предприятия включает 12 этапов:
_2025-6(%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%BC%D0%B0).jpg)
Этап 1. Формируем операционный бюджет продаж
Процесс составления бюджетов начинаем с формирования операционного бюджета продаж. Сначала определяем по каждой номенклатурной группе количество реализуемой в бюджетном периоде продукции, а затем умножаем это количество на плановую цену реализации единицы продукции. В итоге получим сумму реализации продукции. В последующем эта сумма будет отражена в доходной части Бюджета доходов и расходов компании.
Этап 2. Составляем дополнительный бюджет производства
На основе данных сформированного бюджета продаж составляем дополнительный бюджет производства, в котором определяем потребность в натуральном объеме выпуска продукции по формуле:
Плановый выпуск продукции за период = Количество продукции к реализации из плана продаж + Нормативное количество продукции на конец периода – Фактическое наличие продукции на начало периода.
В итоге получаем бюджетные планы по выпуску продукции в количественном выражении. Эти планы служат основой для расчета бюджета закупок.
Дополнительно здесь рассчитываем потребность в материальных расходах для выпуска планового объема продукции: умножаем нормативное количество сырья и материалов, необходимое для выпуска единицы продукции, на плановое количество продукции.
Этап 3. Формируем операционные бюджеты закупок
Сначала формируем бюджет закупок в количественном выражении. Для этого используем данные из бюджета производства в части потребности в материальных расходах.
Плановый объем закупок рассчитываем для каждой номенклатуры сырья и материалов по формуле:
Плановый объем закупок за период = Количество сырья и материалов, необходимое для выполнения бюджета производства + Нормативное количество сырья и материалов на конец периода – Фактическое наличие сырья и материалов на начало периода.
По завершении расчетов получаем бюджетные планы по закупке сырья и материалов в количественном выражении. Затем умножаем это количество на плановую закупочную цену каждой единицы сырья и материалов, составив таким образом операционный бюджет закупок в суммовом выражении.
Этап 4. Составляем вспомогательный бюджет материальных затрат на выпуск продукции
Вспомогательный бюджет материальных затрат на выпуск продукции рассчитываем путем подсчета материальной себестоимости выпуска каждой номенклатурной единицы продукции и умножения полученного значения на количество реализуемой продукции из бюджета продаж. В последующем показатели этого бюджета отразятся в Бюджете доходов и расходов в части сырьевой себестоимости реализованной продукции.
Этап 5. Формируем дополнительный бюджет прямых расходов на выпуск продукции и операционный бюджет общецеховых затрат
На данном этапе формируем дополнительный бюджет прямых расходов на выпуск продукции, включающий затраты на оплату труда производственного персонала, энергозатраты на выпуск продукции и расходы на содержание и ремонт производственного оборудования. Здесь же составляем операционный бюджет общецеховых затрат, включающий расходы на обеспечение и поддержку производственных процессов.
Сумма расходов этих бюджетов и бюджета материальных затрат дадут нам полную себестоимость реализованной продукции в Бюджете доходов и расходов компании.
Этап 6. Формируем операционные бюджеты коммерческих и общехозяйственных расходов
Для формирования этих бюджетов можно использовать такие дополнительные бюджеты, как маркетинговый бюджет и бюджет фонда оплаты труда.
Этап 7. Составляем дополнительный бюджет кредитов и займов
Формируем дополнительный бюджет кредитов и займов, необходимый для того, чтобы рассчитать величину расходов на оплату процентов по заемным средствам в Бюджете доходов и расходов.
Этап 8. Формируем Бюджет доходов и расходов
Составляем Бюджет доходов и расходов, показатели которого связаны с другими бюджетами компании следующим образом:
- показатель реализации продукции — из операционного бюджета продаж;
 - показатель себестоимости реализации продукции — из вспомогательных бюджетов материальных и прямых затрат, а также из операционного бюджета общецеховых затрат;
 - показатель коммерческих расходов — из операционного бюджета коммерческих расходов;
 - показатель общехозяйственных расходов — из бюджета общехозяйственных расходов;
 - показатели внереализационных доходов и расходов — прогнозное значение, а в части расходов на оплату процентов по кредитам из дополнительного бюджета займов и кредитов.
 
Этап 9. Составляем вспомогательный бюджет инвестиций
На данном этапе формируем вспомогательный бюджет инвестиций компании на планируемый период в суммовом выражении.
Этап 10. Формируем вспомогательные бюджеты движения дебиторской и кредиторской задолженностей компании
Для формирования вспомогательного бюджета дебиторской задолженности используем:
• данные из показателя реализации продукции в БДР (начисление «дебиторки»);
• расчет погашения «дебиторки» на основе фактического коэффициента инкассации дебиторской задолженности за прошедший бюджетный период.
Для формирования вспомогательного бюджета кредиторской задолженности используем:
• данные из бюджета закупок (задолженность поставщикам сырья и материалов) и БДР компании (задолженность прочим кредиторам);
• расчет погашения «кредиторки» на основе фактического коэффициента инкассации кредиторской задолженности за прошедший бюджетный период.
Этап 11. Составляем Бюджет движения денежных средств
Составляем основной Бюджет движения денежных средств, где практически все показатели транслируются из БДР компании, а также из ранее составленных вспомогательных и дополнительных бюджетов.
При формировании Бюджета движения денежных средств может возникнуть ситуация с появлением отрицательных остатков (кассовых разрывов) денежных средств. Тогда следует откорректировать показатели других бюджетов: либо увеличить поступление кредитов и займов, либо уменьшить погашение кредиторской задолженности до устранения кассовых разрывов в БДДС.
В первом случае рост внешнего финансирования скажется на увеличении расходов БДР, во втором случае уменьшатся показатели бюджета кредиторской задолженности в части погашения обязательств перед кредиторами компании.
Этап 12. Формируем Бюджет по балансовому листу
На заключительном этапе формируем основной Бюджет по балансовому листу, показатели которого также связаны с другими бюджетами компании:
- величина внеоборотных активов — из вспомогательного бюджета инвестиций;
 - величина оборотных активов — из вспомогательного бюджета закупок (сырье и материалы), из дополнительного бюджета производства (готовая продукция), из вспомогательного бюджета дебиторской задолженности (покупатели), из основного Бюджета движения денежных средств (денежные средства);
 - величина прибыли — из Бюджета доходов и расходов;
 - величина обязательств по займам и кредитам — из вспомогательного бюджета займов и кредитов;
 - величина краткосрочных обязательств — из вспомогательного бюджета кредиторской задолженности;
 - величина обязательств по инвестициям — из вспомогательного бюджета инвестиций и БДДС.
 
Таким образом, мы достаточно подробно рассмотрели функции операционных, вспомогательных и дополнительных бюджетов компании, а также взаимосвязь их показателей со всеми тремя основными бюджетами компании (БДР, БДДС и ББЛ).
