Электронная версия журнала

Какой тип торгового посредника выбрать?

«Планово-экономический отдел» №11 2015 / Технологии управления

Реализация (сбыт) продукции — один из аспектов деятельности промышленного предприятия. Во многом от того, как организован сбыт, зависит эффективность работы и получаемая прибыль. Предприятие может создать собственную торговую сеть для реализации своей продукции или обратиться к торговым посредникам.

Основное направление бизнеса торговых посредников — торгово-посреднические операции.

Торгово-посреднические операции — это услуги по реализации продукции, которые могут включать:

  • подготовку и проведение переговоров;
  • заключение контрактов;
  • продвижение товара;
  • проведение маркетинговых мероприятий;
  • сервисное и послепродажное обслуживание;
  • финансовые услуги (страхование, торговое кредитование);
  • транспортные и логистические услуги.

Если реализация связана с внешнеэкономическими отношениями, торгово-посреднические услуги включают таможенное оформление и сопровождение грузов.

При проведении торгово-посреднических операций посредник может выступать как от своего имени, так и от имени клиента.

Принято выделять следующие виды торгово-посреднических операций:

  • операции по перепродаже;
  • комиссионные операции;
  • агентские операции;
  • брокерские операции.

ОПЕРАЦИИ ПО ПЕРЕПРОДАЖЕ

Самый распространенный вид торгово-посреднических операций — операции по перепродаже. При проведении таких операций посредник выступает от своего имени и за свой счет. Торговый посредник заключает договор купли-продажи с заводом-изготовителем и становится собственником продукции, переданной по договору.

В зависимости от условий, на которых работают завод-изготовитель и торговый посредник, выделяют два типа операций по перепродаже:

  1. предприятие-изготовитель продает продукцию посреднику, который реализует ее по своему усмотрению. Посредник не имеет ограничений по рынкам и территориям сбыта, не обязан соблюдать определенную ценовую политику;
  2. предприятие-изготовитель и посредник заключают два договора:
  • договор купли-продажи (на основании этого документа посредник приобретает товар у завода);
  • договор о предоставлении права на продажу (дистрибьюторский договор). Данный договор устанавливает общие условия, регулирующие взаимоотношения сторонам. В этом документе определяется территория и рынки сбыта, утверждается ценовая политика, фиксируются рекомендуемые цены дальнейшей перепродажи, достигается договоренность об объемах покупаемой продукции.

КОМИССИОННЫЕ ОПЕРАЦИИ

Комиссионные операции регулируются договором комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) по поручению другой стороны (комитента) совершает сделки от своего имени, но за счет комитента.

В отличие от договора купли-продажи договор комиссии предполагает, что собственником товара остается комитент (завод-изготовитель). Комиссионер (торговый посредник) заключает договор купли-продажи с покупателем. После продажи товара денежные средства поступают на счет комитента, а посредник получает комиссионное вознаграждение.

Помимо реализации товара, договоры комиссии предусматривают другие условия услуги:

  • послепродажное обслуживание;
  • маркетинговые исследования;
  • продвижение товара на определенной территории и т. п.

Одним из видов договора комиссии является договор консигнации. По данному договору завод-изготовитель (консигнант) поставляет товар посреднику (консигнатору) для дальнейшей реализации. Товар поставляется на склад консигнатора, но консигантор не становится собственником товара. Собственником останется консигнант (завод-изготовитель). Договор консигнации оговаривает срок, в течение которого товар должен быть продан.

Существует три типа операций консигнации:

  • простая (прямая) консигнация. По истечении срока реализации, указанного в договоре, весь непроданный товар возвращается заводу-изготовителю.

 

ПРИМЕР 1

Завод-изготовитель поставил посреднику 500 велосипедов с условием реализации до 1 сентября. Если на 1 сентября реализовано 350 велосипедов, то 150 возвращается заводу-изготовителю.

 

При прямой консигнации для завода-изготовителя нет гарантий реализации продукции в полном объеме;

  • частично возвратная консигнация. Чтобы гарантировать сбыт определенной части товара и стимулировать работу торгового посредника, может быть заключен договор с частично возвратной консигнацией. В данном случае посредник покупает часть непроданного товара и в дальнейшем реализует его самостоятельно;

 

ПРИМЕР 2

Завод-изготовитель поставил посреднику 500 велосипедов с условием продать их до 1 сентября на условиях безвозвратности 10 %. В течение установленного срока реализовано 350 единиц данного товара.

В этом случае 50 велосипедов (10 % от 500) посредник обязан выкупить, 100 нереализованных велосипедов он возвращает заводу-изготовителю.

 

  • полностью безвозвратная консигнация. При заключении такой сделки товар не возвращается консигнанту, консигнатор должен выкупить нереализованный товар в полном объеме. Если пересмотреть пример 1, то посредник покупает у завода весь непроданный остаток — 150 велосипедов.

АГЕНТСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Суть агентских операций: одна сторона, именуемая принципалом, поручает независимой от нее другой стороне, именуемой агентом, совершить действия по реализации или покупке товара за счет и от имени принципала. Такой тип отношений между сторонами регулируется агентским соглашением или договором.

В агентском договоре определяются права, обязанности и полномочия агентов. Полномочия касаются определения цен сделок, установки сроков поставок, ответственности и гарантий агентов, а также дополнительных условий, в которых заинтересован принципал.

Часто производственные компании заключают агентский договор для проведения внешнеторговых операций по приобретению комплектующих, оборудования и прочих материалов. В этом случае на агентов ложится исполнение всех таможенных формальностей и доставка груза до завода.

БРОКЕРСКИЕ ОПЕРАЦИИ

Если посредник устанавливает контакт между покупателем и продавцом, происходит так называемая брокерская операция. Посредник, осуществляющий такие операции, называется брокером.

Брокерами являются физические или юридические лица, которые сводят заинтересованных друг в друге покупателей и продавцов, но сами не принимают непосредственного участия в сделках и не являются ни одной из сторон договора.

Брокер получает полномочия на заключение каждой отдельной сделки. Он обязан выполнить указания клиента о количестве, качестве, цене товара, предоставить отчет о производимых операциях.

У брокера есть право контролировать исполнение заключаемых при его посредничестве контрактов. Брокер не может представлять интересы другой стороны в сделке и принимать комиссии от другой стороны, за исключением случаев, когда на этот счет есть соглашение.

Брокер обычно специализируется на совершении операций по купле-продаже одного-двух видов товаров. Как правило, это аукционные и биржевые товары.

ВЫБОР ТОРГОВОГО ПОСРЕДНИКА

Выбор торгового посредника в сегменте товаров народного потребления во многом определяется целями предприятия-изготовителя.

Наиболее часто выбирают посредников, которые занимаются операциями по перепродаже. Взаимодействие между заводами-изготовителями и посредниками по первому типу операций по перепродажам характерно для небольших производственных компаний, которые только вышли на рынок и еще не успели сформировать дистрибьюторскую сеть. В работе с такими посредниками важно юридически грамотно составить договоры купли-продажи и предусмотреть понятную и простую систему взаимных расчетов.

По мере развития промышленное предприятие приходит к необходимости создания дистрибьюторской сети, то есть выбирать торговых посредников, которые действуют по второму типу операций по перепродаже. В работе с данной категорией посредников важно разработать корректную дистрибьюторскую политику и организовать контроль ее исполнения. Необходимо отслеживать, чтобы дистрибьюторы не занимали чужие территории, не нарушали ценовую политику (не проводили демпинг).

В качестве примера можно представить развитие сбытовой сети производственной компании «Теплодар». В 1997 г. (начало деятельности) компания реализовывала продукцию без каких-либо условий перед посредниками. Реализация носила случайный характер. По мере роста производства и выхода на новые рынки (за рамки Новосибирской области) возникла необходимость упорядочить и выстроить взаимоотношения со своими контрагентами. На предприятии была разработана дистрибьюторская политика и упорядочена работа посредников. В настоящее время насчитывается более 100 контрагентов по территории Российской Федерации, взаимодействие с ними идет на основе дистрибьюторского договора.

 

Р. В. Казанцев, финансовый директор ООО «УК Теплодар»

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 11, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017