Районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному размеру пособия

    В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[1] (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

    Специалисты ФСС РФ последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия. То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

    Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17.12.2018. Как указали специалисты ФСС РФ, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода. Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

    С таким выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд РФ указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия — исчислении среднего дневного заработка (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14).

    То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента. С этим определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая, однако, что оно «принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации».

    Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в Определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться. Вслед за Высшим Арбитражным Судом РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715, Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2015 № 302-КГ15-1324).

    А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки — Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры. Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС РФ не намерен.

    Пример

    Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100 % среднего заработка.

    Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017–2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит:

    280 000 руб. / 730 = 383,56 руб.

    Минимальный средний дневной заработок равен:

    11 280 руб. х 24 / 730 = 370,85 руб.

    Если следовать логике ФСС РФ, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит:

    383,56 руб. х 100 % х 15 к. д. = 5753,4 руб.

    У второго работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен:

    250 тыс. руб. / 730 = 342,47 руб.

    Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб.). И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент:

    370,85 руб. х 100 % х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.

    Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.

    Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной:

    11 280 руб. х 1,5 х 24 / 730 = 556,27 руб.

    Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше этой суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере:

    556,27 руб. х 100 % х 15 к. д. = 8344,05 руб.

     

    Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ


    [1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в ред. от 19.01.2019).

    02.04.2019, 16:14

    Районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному размеру пособия

    В районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, исчисленные застрахованному лицу исходя из МРОТ размеры пособий определяются с учетом этих коэффициентов. Это правило закреплено в п. 11 (1) Положения об особенностях порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком гражданам, подлежащим обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством[1] (письмо ФСС РФ от 17.12.2018 № 02-11-03/17-02-468ОП).

    Специалисты ФСС РФ последовательно трактуют эту норму таким образом, что районный коэффициент применяется не к МРОТ, а к уже исчисленному из МРОТ размеру пособия. То есть фактический средний дневной заработок сравнивается со средним дневным заработком, исчисленным из МРОТ, без его увеличения на районный коэффициент. Если первое значение оказывается меньше второго, пособие исчисляется из МРОТ. И тогда конечный результат умножается на районный коэффициент. Иначе пособие исчисляется из фактического заработка, в котором районный коэффициент уже учтен.

    Не изменил Фонд указанному подходу и в своих разъяснениях, приведенных в письме от 17.12.2018. Как указали специалисты ФСС РФ, только в случае, если пособие было рассчитано из МРОТ, на исчисленный размер пособия должен быть начислен районный коэффициент, так как в остальных случаях районный коэффициент уже учтен в фактическом заработке расчетного периода. Таким образом, сравнение среднего месячного заработка застрахованного лица, определенного за расчетный период, с МРОТ производится через средний дневной заработок. Для исчисления пособия из этих двух величин необходимо выбрать большую. Увеличение рассчитанного из МРОТ среднего дневного заработка на районный коэффициент на этапе его сравнения с фактическим средним заработком застрахованного лица, исчисленным за расчетный период, законодательством Российской Федерации не предусмотрено.

    С таким выводом, в свою очередь, из раза в раз не соглашаются судьи. Так, еще в 2014 году Высший Арбитражный Суд РФ указал, что районный коэффициент подлежит применению на первом этапе исчисления пособия — исчислении среднего дневного заработка (Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 26.05.2014 № ВАС-5881/14).

    То есть фактический средний дневной заработок работника надлежит сравнивать с заработком, исчисленным из МРОТ, уже после применения к нему районного коэффициента. С этим определением в Фонде, безусловно, знакомы и даже упоминают в рассматриваемом письме, отмечая, однако, что оно «принято в отношении конкретных лиц, и его действие не распространяется на других граждан и организации».

    Действительно, в России нет прецедентного права и отдельное решение суда, пускай даже высшего, формально ни к чему не обязывает правоприменителей, не являвшихся участниками спора. Вместе с тем сформулированный в Определении № ВАС-5881/14 подход слишком широко представлен в судебной практике, чтобы от него можно было так просто отмахнуться. Вслед за Высшим Арбитражным Судом РФ к аналогичным выводам приходил и Верховный Суд РФ (Определение Верховного Суда РФ от 03.11.2017 № 304-КГ17-15715, Определение Верховного Суда РФ от 27.03.2015 № 302-КГ15-1324).

    А уж привести таких примеров из практики судов нижестоящих инстанций можно десятки — Фонд неизменно проигрывает подобного рода споры. Тем не менее, как видно, менять свою точку зрения ФСС РФ не намерен.

    Пример

    Возьмем двух работников, каждый из которых проболел по 15 дней в январе 2019 года. Они работали в местности, где установлен районный коэффициент 1,5. МРОТ в указанный период равнялся 11 280 руб. Пособие им обоим положено за весь период в размере 100 % среднего заработка.

    Фактический заработок первого работника за расчетный период (2017–2018 годы) с учетом районного коэффициента составил 280 тыс. руб. Значит, фактический средний дневной заработок составит:

    280 000 руб. / 730 = 383,56 руб.

    Минимальный средний дневной заработок равен:

    11 280 руб. х 24 / 730 = 370,85 руб.

    Если следовать логике ФСС РФ, то мы должны сравнить именно эти две цифры. Поскольку фактический средний дневной заработок оказывается больше, то и участвовать в дальнейших расчетах должен он. Следовательно, размер пособия составит:

    383,56 руб. х 100 % х 15 к. д. = 5753,4 руб.

    У второго работника фактический заработок за расчетный период составил 250 тыс. руб. То есть фактический средний дневной заработок равен:

    250 тыс. руб. / 730 = 342,47 руб.

    Это меньше минимального среднего дневного заработка, а значит в дальнейших расчетах участвует именно минимальный средний дневной заработок (370,85 руб.). И уже к исчисленному исходя из этой суммы пособию применяется районный коэффициент:

    370,85 руб. х 100 % х 15 к. д. х 1,5 = 8344,13 руб.

    Как видно, сумма пособия для второго работника оказалась значительно больше, хотя его заработок в расчетном периоде был меньше, а все прочие условия были равны.

    Если же придерживаться позиции арбитражных судов, то фактический средний дневной заработок обоих работников необходимо было бы сравнить с исчисленным из МРОТ минимальным средним дневным заработком, увеличенным на размер районного коэффициента. То есть со следующей величиной:

    11 280 руб. х 1,5 х 24 / 730 = 556,27 руб.

    Поскольку фактический средний дневной заработок обоих работников оказывается меньше этой суммы, то в дальнейших расчетах для обоих работников используется именно сумма минимального среднего дневного заработка и оба работника получат одинаковое пособие в размере:

    556,27 руб. х 100 % х 15 к. д. = 8344,05 руб.

     

    Источник: информационно-правовой портал ГАРАНТ.РУ


    [1] Утверждено Постановлением Правительства РФ от 15.06.2007 № 375 (в ред. от 19.01.2019).

    02.04.2019, 16:14
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам