Отдаем журнал бесплатно!

Дисквалификация за нарушение трудового законодательства

В настоящее время не все работодатели соблюдают требования действующего трудового законодательства. И порой суд выносит решение о дисквалификации юридического лица за такого рода нарушения. В этой статье мы разберемся, в каком случае суд назначает дисквалификацию?

Нарушения законодательства о труде

Сегодня в период кризиса распространенным нарушением является сокращение численности или штата работников организации, проводимое некорректными способами. Работников заставляют писать заявления по собственному желанию либо увольняют без предупреждения за два месяца, лишают соответствующих выплат, гарантированных статьями 178 и 180 ТК РФ.

Нарушением также является предоставление отпуска без сохранения заработной платы, который работодатели навязывают работникам.

Одно из самых распространенных нарушений трудового законодательства — невыплата заработной платы в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором или коллективным договором. Например, заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), а в действительности в период кризиса в лучшем случае заработную плату выплатят один раз в месяц, а то и вообще задержат на месяц-другой.

Статья 140 ТК РФ гласит, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. Но и здесь работодатель, не спешит распрощаться с работником законно.

Большое количество нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Часто не заключаются трудовые договоры (ст. 67 ТК РФ); содержание приказов о приеме на работу не всегда соответствуют условиям трудового договора (ст. 68 ТК РФ) или вообще работника не знакомят с приказом (ст. 68 и 193 ТК РФ); устанавливается испытание при приеме на работу лицам, которые в силу ст. 70 ТК РФ освобождены от него; необоснованно заключаются срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ) и пр.

Не все работники мирятся с таким положением, многие обращаются в государственную инспекцию труда, прокуратуру, суд и успешно отстаивают свои права.

Ответственность, предусмотренная за нарушение трудового законодательства

Статьей 419 ТК РФ предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), следует понимать совершение должностным лицом именно такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5). Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Что такое дисквалификация?

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется:

  • к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • членам совета директоров;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Однако следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года с того дня, которым оканчивается исполнение постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ).

Так, Государственный инспектор труда 10 февраля 2009 г. вынес постановление о назначении административного наказания за невыплату заработной платы работникам в отношении генерального директора ООО «Ромашка» Сидорова А. П., то есть должностного лица. Спустя два месяца государственным инспектором труда снова выявлено аналогичное нарушение в организации. Учитывая, что генеральный директор уже подвергался по этому основанию административному наказанию в виде штрафа, соответственно, теперь он может быть дисквалифицирован согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Производтво по делу о дисквалификации

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Данные документы являются основными для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

К тому же должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ).

Постановление о дисквалификации

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении суд выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в Министерство внутренних дел РФ и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу (пункт 4 Информационного письма от 24.10.2006 № 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях»). С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия —

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 33.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Заключая трудовой договор с новым руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации (см. пример). Порядок получения информации из реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (утверждена приказом МВД России от 22.11.2006 № 957).

Реестр дисквалифицированных лиц

Реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах (пункт 2 постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса РФ об административных правонарушениях), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • дата начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице.

Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Необходимо также отметить, что срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Вопрос в тему

Весьма распространена ситуация, когда один и тот же человек является руководителем нескольких юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение, если он уже привлечен к административной ответственности как должностное лицо (руководитель) другого юридического лица?

Статья 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставит в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом в одной организации или они совершены в разных организациях в силу полномочий должностного лица. Руководитель, привлеченный к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации, по нашему мнению, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

М. А. Кичигина,
начальник юридического отдела ВЗФЭИ

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2009.

Отдаем журнал бесплатно!

Дисквалификация за нарушение трудового законодательства

В настоящее время не все работодатели соблюдают требования действующего трудового законодательства. И порой суд выносит решение о дисквалификации юридического лица за такого рода нарушения. В этой статье мы разберемся, в каком случае суд назначает дисквалификацию?

Нарушения законодательства о труде

Сегодня в период кризиса распространенным нарушением является сокращение численности или штата работников организации, проводимое некорректными способами. Работников заставляют писать заявления по собственному желанию либо увольняют без предупреждения за два месяца, лишают соответствующих выплат, гарантированных статьями 178 и 180 ТК РФ.

Нарушением также является предоставление отпуска без сохранения заработной платы, который работодатели навязывают работникам.

Одно из самых распространенных нарушений трудового законодательства — невыплата заработной платы в сроки, установленные правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором или коллективным договором. Например, заработная плата должна выплачиваться не реже чем каждые полмесяца (ст. 136 ТК РФ), а в действительности в период кризиса в лучшем случае заработную плату выплатят один раз в месяц, а то и вообще задержат на месяц-другой.

Статья 140 ТК РФ гласит, что при прекращении трудового договора выплата всех сумм, причитающихся работнику от работодателя, производится в день увольнения. Но и здесь работодатель, не спешит распрощаться с работником законно.

Большое количество нарушений связано с оформлением трудовых отношений. Часто не заключаются трудовые договоры (ст. 67 ТК РФ); содержание приказов о приеме на работу не всегда соответствуют условиям трудового договора (ст. 68 ТК РФ) или вообще работника не знакомят с приказом (ст. 68 и 193 ТК РФ); устанавливается испытание при приеме на работу лицам, которые в силу ст. 70 ТК РФ освобождены от него; необоснованно заключаются срочные трудовые договоры (ст. 59 ТК РФ) и пр.

Не все работники мирятся с таким положением, многие обращаются в государственную инспекцию труда, прокуратуру, суд и успешно отстаивают свои права.

Ответственность, предусмотренная за нарушение трудового законодательства

Статьей 419 ТК РФ предусмотрена дисциплинарная, материальная, гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность за нарушение трудового законодательства и иных актов, содержащих нормы трудового права.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 5.27. Нарушение законодательства о труде и об охране труда

1. Нарушение законодательства о труде и об охране труда —

влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от одной тысячи до пяти тысяч рублей; на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от одной тысячи до пяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на юридических лиц — от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

2. Нарушение законодательства о труде и об охране труда должностным лицом, ранее подвергнутым административному наказанию за аналогичное административное правонарушение, —

влечет дисквалификацию на срок от одного года до трех лет.

Под аналогичным правонарушением, указанным в ч. 2 ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ), следует понимать совершение должностным лицом именно такого же, а не любого нарушения законодательства о труде и охране труда (п. 17 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5). Например, первый раз должностное лицо не произвело расчет при увольнении одного работника, а позднее — при увольнении другого работника.

Что такое дисквалификация?

Согласно ст. 3.11 КоАП РФ дисквалификация заключается в лишении физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в состав директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Дисквалификация применяется:

  • к лицам, выполняющим организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в органе юридического лица;
  • членам совета директоров;
  • лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в том числе к арбитражным управляющим.

Административное наказание в виде дисквалификации назначается судом. Однако следует иметь в виду, что статьей 4.5 КоАП РФ установлены сроки давности привлечения к административной ответственности, истечение которых является безусловным основанием, исключающим производство по делу об административном правонарушении.

Лицо, которому назначено административное наказание за совершение административного правонарушения, считается подвергнутым данному наказанию в течение одного года с того дня, которым оканчивается исполнение постановления о назначении административного наказания (ст. 4.6. КоАП РФ).

Так, Государственный инспектор труда 10 февраля 2009 г. вынес постановление о назначении административного наказания за невыплату заработной платы работникам в отношении генерального директора ООО «Ромашка» Сидорова А. П., то есть должностного лица. Спустя два месяца государственным инспектором труда снова выявлено аналогичное нарушение в организации. Учитывая, что генеральный директор уже подвергался по этому основанию административному наказанию в виде штрафа, соответственно, теперь он может быть дисквалифицирован согласно ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ.

Производтво по делу о дисквалификации

Производство по делу об административном правонарушении по ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ могут инициировать должностные лица государственной инспекции труда в форме протокола или прокурор в виде постановления о возбуждении дела об административном правонарушении. Данные документы являются основными для принятия решения по делу об административном правонарушении.

Протокол об административном правонарушении

Протокол об административном правонарушении составляется немедленно после того, как выявлен факт совершения административного правонарушения.

В протоколе об административном правонарушении указываются:

  • дата и место его составления;
  • должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол;
  • сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении;
  • фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие;
  • место, время совершения и событие административного правонарушения;
  • объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело;
  • иные сведения, необходимые для разрешения дела (ч. 2 ст. 28.2 КоАП РФ).

К тому же должностные лица при составлении протокола об административном правонарушении обязаны разъяснить участникам производства по делу их права и обязанности, предусмотренные Кодексом РФ об административных правонарушениях, и сделать соответствующую запись в протоколе.

Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении направляется судье в течение трех суток с момента составления протокола (вынесения постановления) об административном правонарушении (ст. 23.1 и 28.8 КоАП РФ).

Постановление о дисквалификации

По итогам рассмотрения дела об административном правонарушении суд выносит постановление (решение) о назначении административного наказания в виде дисквалификации либо о прекращении производства по делу об административном правонарушении.

Копия постановления о дисквалификации (вступившего в законную силу) направляется судом в Министерство внутренних дел РФ и в министерство внутренних дел, управление (главное управление) внутренних дел соответствующего субъекта Российской Федерации по месту вынесения постановления.

Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ разъяснил, что решение о назначении наказания в виде дисквалификации считается приведенным в исполнение с момента его вступления в законную силу (пункт 4 Информационного письма от 24.10.2006 № 115 «О некоторых вопросах, касающихся исполнения постановлений по делам об административных правонарушениях»). С указанного момента дисквалифицированное лицо не вправе осуществлять деятельность по управлению юридическим лицом.

Извлечение
из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

Статья 14.23. Осуществление дисквалифицированным лицом деятельности по управлению юридическим лицом

1. Осуществление дисквалифицированным лицом в течение срока дисквалификации деятельности по управлению юридическим лицом —

влечет наложение административного штрафа в размере пяти тысяч рублей.

2. Заключение с дисквалифицированным лицом договора (контракта) на управление юридическим лицом, а равно неприменение последствий прекращения его действия —

влечет наложение административного штрафа на юридическое лицо в размере до ста тысяч рублей.

Согласно ч. 2 ст. 33.11 КоАП РФ исполнение постановления о дисквалификации производится путем прекращения договора (контракта) с дисквалифицированным лицом на осуществление им деятельности по управлению юридическим лицом, то есть дисквалифицированное лицо должно быть уволено по п. 8 ч. 1 ст. 83 ТК РФ.

Заключая трудовой договор с новым руководителем, уполномоченное лицо должно запросить в органе, ведущем реестр дисквалифицированных лиц, информацию о наличии у нового руководителя дисквалификации (см. пример). Порядок получения информации из реестра дисквалифицированных лиц определен Инструкцией о порядке предоставления информации о дисквалифицированных лицах (утверждена приказом МВД России от 22.11.2006 № 957).

Реестр дисквалифицированных лиц

Реестр дисквалифицированных лиц (далее — реестр) формируется и ведется Министерством внутренних дел РФ и министерствами внутренних дел, управлениями (главными управлениями) внутренних дел субъектов Российской Федерации в целях обеспечения учета лиц, дисквалифицированных на основании вступивших в силу постановлений судов о дисквалификации, а также для обеспечения заинтересованных лиц информацией о дисквалифицированных лицах (пункт 2 постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц»).

В реестре указываются следующие сведения о дисквалифицированном лице:

  • фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, место жительства;
  • в какой организации и на какой должности указанное лицо работало во время совершения правонарушения;
  • дата совершения правонарушения, его суть и квалификация (указывается статья Кодекса РФ об административных правонарушениях), наименование органа, составившего протокол об административном правонарушении;
  • срок дисквалификации;
  • дата начала и истечения срока дисквалификации;
  • наименование суда, вынесшего постановление о дисквалификации;
  • сведения о пересмотре постановления о дисквалификации;
  • основания исключения из реестра дисквалификационных лиц;
  • дата исключения из реестра дисквалифицированных лиц.

Информация, содержащаяся в реестре, является открытой для ознакомления. Заинтересованные лица вправе получить ее за плату в виде выписок о конкретном лице.

Непосредственное исполнение запросов на получение информации из реестра в отношении конкретных лиц осуществляется главным информационным аналитическим центром МВД России и информационными центрами МВД, ГУВД, УВД по субъектам Российской Федерации. Необходимо также отметить, что срок предоставления информации, содержащейся в реестре, составляет не более пяти дней с даты получения указанными центрами соответствующего запроса.

Запросы, направляемые с нарушением предъявленных требований, возвращаются заявителю без исполнения.

Вопрос в тему

Весьма распространена ситуация, когда один и тот же человек является руководителем нескольких юридических лиц. В связи с этим возникает вопрос: может ли руководитель быть привлечен к административной ответственности за аналогичное правонарушение, если он уже привлечен к административной ответственности как должностное лицо (руководитель) другого юридического лица?

Статья 5.27 КоАП РФ наступление административной ответственности не ставит в зависимость от того, совершены ли аналогичные правонарушения о труде и об охране труда должностным лицом в одной организации или они совершены в разных организациях в силу полномочий должностного лица. Руководитель, привлеченный к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ за нарушение законодательства о труде и об охране труда в одной организации, а затем в течение одного года совершивший аналогичное нарушение, являясь руководителем в другой организации, по нашему мнению, может быть привлечен к ответственности в соответствии с ч. 2 ст. 5.27 КоАП РФ вне зависимости от указанных выше обстоятельств.

М. А. Кичигина,
начальник юридического отдела ВЗФЭИ

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 7, 2009.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам