Отдаем журнал бесплатно!

Профессиональное выгорание

Несмотря на то что уровень безработицы растет, а на этом фоне — конкуренция среди работников на рабочих местах, порой слышны жалобы работодателей, что работники «не успевают делать задания в установленные сроки», «при наличии сомнений лишний раз не уточнят и в результате сделают неправильно», «никак их не мобилизуешь, вялые и безынициативные» и т.д.

Многие не раз слышали о слабо заинтересованных, вялых, безынициативных работниках и связанных с этим предположениях о возможных перегрузках на работе и профессиональном выгорании.

В чем проблема: в людях, руководстве, в системе управления? Что происходит на самом деле, как распознать разницу и стоит ли на это обращать внимание и как-то бороться? Попробуем разобраться в поставленных вопросах.

РАБОТНИК — ЛЕНТЯЙ ИЛИ НЕУЧ?

Пожалуй, это первое, что думает работодатель. И может оказаться прав! К сожалению, сегодня вузы все чаще выпускают непрофессионалов и недоучек. И хорошо, если практика восполнит пробелы в знаниях и умениях. А если у выпускника нет стремления их восполнять? Многие специалисты (и кадровики в т. ч.) сталкиваются с повышенными ожиданиями и амбициями вчерашних выпускников, которые считают, что наличие диплома априори доказывает их профпригодность и адекватность высоких зарплатных ожиданий.

Отличить лень и недостаток знаний от перегрузки довольно просто — можно составить карту рабочего времени отдельно взятого работника. Поможет и анализ истории поисков в интернете. Если большая их часть не связана с работой, работник мало загружен либо ленится.

Если поиски связаны с профессиональной деятельностью, это не всегда означает отсутствие необходимых знаний. Например, работа со справочно-правовыми системами —  непременная составляющая деятельности юриста или бухгалтера.

Если же работник постоянно занят, но все равно ничего не успевает, не соблюдает сроки выполнения поручений, можно предположить, что у него избыток обязанностей или объема работ.

ПОВЫШЕННАЯ НАГруЗКА — НАША РЕАЛЬНОСТЬ?

Многие сталкиваются на работе с повышенной нагрузкой. И чем сильнее уже практически непрекращающийся экономический кризис в стране, тем чаще можно встретить это явление. Причиной в большинстве случаев является сокращение штата или иные формы «оптимизации персонала».

Успех такой оптимизации — явление временное. Работники, подхватившие дополнительные обязанности, скоро начинают понимать, что они попросту не успевают выполнять как свою непосредственную работу, так и внезапно свалившуюся дополнительную. В связи с этим начинаются (или увеличиваются) вынужденные задержки на работе, 5-минутные перекусы заменяют полноценный обед и время, отведенное для отдыха, возникает накапливающаяся усталость.

Результат: работники хуже справляются с новым объемом работ. Со временем наиболее подходящим выходом для себя из создавшейся ситуации они видят только увольнение. И, как ни странно, после их ухода вероятность того, что «оптимизация» повторится, довольно высока. В современной ситуации падения уровня экономики нередко можно встретить оптимизации даже «4 к 1», когда функции раз за разом перераспределяются на оставшееся число работников и в итоге один человек остается выполнять обязанности целого (в прошлом) отдела.

Многие работодатели ошибочно полагают, что наблюдали ситуацию как в фильме «Служебный роман», когда сотни людей были недозагружены настолько, что за рабочий день успевали и по магазинам пробежаться, и в парикмахерскую сходить. По их мнению, «оптимизация» показала, что с работой, которую выполняли четверо, вполне может справиться и один. Но времена недозагрузки давно канули в лету, и такие ситуации сейчас редки (особенно в частных компаниях). А мнимая оптимизация ведет лишь к повышению текучести кадров.

Кроме того, увеличение нагрузки может явиться одной из причин другого, более опасного явления — профессионального выгорания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — ГЛУПОСТЬ ИЛИ ОПАСНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введенное в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 г., проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми[1].

Психологи описывают состояние профессионального выгорания так: это эмоциональное истощение и физическое утомление. Развивается как следствие постоянных стрессов, провоцирует утрату интереса к контактам с клиентами и коллегами, родными и друзьями. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

В чем проявляется профессиональное выгорание

• нарастающее безразличие к своим обязанностям и происходящему на работе;

• негатив по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (работникам);

• ощущение собственной профессиональной несостоятельности;

• неудовлетворенность работой.

В дальнейшем это может привести к развитию невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

  Что способствует выгоранию:

• работа в однообразном или напряженном ритме;

• работа, связанная с эмоциональной нагрузкой (например, взаимодействие с трудным контингентом (колл-центр, юрист при работе с претензиями и пр.));

• низкая зарплата, отсутствие материальных и моральных стимулов;

• перфекционизм отдельно взятых личностей;

• работа, тесно связанная с людьми (врач, психолог, педагог, работник социальной службы и т. д.).

На просторах Интернета можно найти немало статей на тему: «Как бороться с профессиональным выгоранием» или «Как убедить руководителя снизить работнику нагрузку во избежание перегрузки». В большинстве своем они направлены на работников, чтобы они могли распознать у себя стресс и выгорание, знали, как с ними бороться и т. д. И практически нет в Интернете материалов с рекомендациями для работодателей. А между тем не все руководители бездушны и склонны воспринимать штат как обезличенную массу людей, призванных исключительно приносить прибыль предприятию.

Современный работодатель, даже в условиях затянувшегося экономического кризиса, все чаще прислушивается к психологам, HR-ам, формирует из работников команду единомышленников — сильная команда намного эффективнее работает, чем безынициативный разобщенный коллектив, и проблема профессионального выгорания не остается незамеченной.


[1] https://clck.ru/9ZMnC.

Н. В. Пластинина,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 9, 2020.

Отдаем журнал бесплатно!

Профессиональное выгорание

Несмотря на то что уровень безработицы растет, а на этом фоне — конкуренция среди работников на рабочих местах, порой слышны жалобы работодателей, что работники «не успевают делать задания в установленные сроки», «при наличии сомнений лишний раз не уточнят и в результате сделают неправильно», «никак их не мобилизуешь, вялые и безынициативные» и т.д.

Многие не раз слышали о слабо заинтересованных, вялых, безынициативных работниках и связанных с этим предположениях о возможных перегрузках на работе и профессиональном выгорании.

В чем проблема: в людях, руководстве, в системе управления? Что происходит на самом деле, как распознать разницу и стоит ли на это обращать внимание и как-то бороться? Попробуем разобраться в поставленных вопросах.

РАБОТНИК — ЛЕНТЯЙ ИЛИ НЕУЧ?

Пожалуй, это первое, что думает работодатель. И может оказаться прав! К сожалению, сегодня вузы все чаще выпускают непрофессионалов и недоучек. И хорошо, если практика восполнит пробелы в знаниях и умениях. А если у выпускника нет стремления их восполнять? Многие специалисты (и кадровики в т. ч.) сталкиваются с повышенными ожиданиями и амбициями вчерашних выпускников, которые считают, что наличие диплома априори доказывает их профпригодность и адекватность высоких зарплатных ожиданий.

Отличить лень и недостаток знаний от перегрузки довольно просто — можно составить карту рабочего времени отдельно взятого работника. Поможет и анализ истории поисков в интернете. Если большая их часть не связана с работой, работник мало загружен либо ленится.

Если поиски связаны с профессиональной деятельностью, это не всегда означает отсутствие необходимых знаний. Например, работа со справочно-правовыми системами —  непременная составляющая деятельности юриста или бухгалтера.

Если же работник постоянно занят, но все равно ничего не успевает, не соблюдает сроки выполнения поручений, можно предположить, что у него избыток обязанностей или объема работ.

ПОВЫШЕННАЯ НАГруЗКА — НАША РЕАЛЬНОСТЬ?

Многие сталкиваются на работе с повышенной нагрузкой. И чем сильнее уже практически непрекращающийся экономический кризис в стране, тем чаще можно встретить это явление. Причиной в большинстве случаев является сокращение штата или иные формы «оптимизации персонала».

Успех такой оптимизации — явление временное. Работники, подхватившие дополнительные обязанности, скоро начинают понимать, что они попросту не успевают выполнять как свою непосредственную работу, так и внезапно свалившуюся дополнительную. В связи с этим начинаются (или увеличиваются) вынужденные задержки на работе, 5-минутные перекусы заменяют полноценный обед и время, отведенное для отдыха, возникает накапливающаяся усталость.

Результат: работники хуже справляются с новым объемом работ. Со временем наиболее подходящим выходом для себя из создавшейся ситуации они видят только увольнение. И, как ни странно, после их ухода вероятность того, что «оптимизация» повторится, довольно высока. В современной ситуации падения уровня экономики нередко можно встретить оптимизации даже «4 к 1», когда функции раз за разом перераспределяются на оставшееся число работников и в итоге один человек остается выполнять обязанности целого (в прошлом) отдела.

Многие работодатели ошибочно полагают, что наблюдали ситуацию как в фильме «Служебный роман», когда сотни людей были недозагружены настолько, что за рабочий день успевали и по магазинам пробежаться, и в парикмахерскую сходить. По их мнению, «оптимизация» показала, что с работой, которую выполняли четверо, вполне может справиться и один. Но времена недозагрузки давно канули в лету, и такие ситуации сейчас редки (особенно в частных компаниях). А мнимая оптимизация ведет лишь к повышению текучести кадров.

Кроме того, увеличение нагрузки может явиться одной из причин другого, более опасного явления — профессионального выгорания.

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ВЫГОРАНИЕ — ГЛУПОСТЬ ИЛИ ОПАСНОЕ ЯВЛЕНИЕ?

Синдром эмоционального выгорания — понятие, введенное в психологию американским психиатром Гербертом Фрейденбергером в 1974 г., проявляющееся нарастающим эмоциональным истощением. Может влечь за собой личностные изменения в сфере общения с людьми[1].

Психологи описывают состояние профессионального выгорания так: это эмоциональное истощение и физическое утомление. Развивается как следствие постоянных стрессов, провоцирует утрату интереса к контактам с клиентами и коллегами, родными и друзьями. Ему особенно подвержены люди, чья трудовая деятельность связана с регулярным общением с другими людьми, эмоциональными сопереживаниями, большой ответственностью.

В чем проявляется профессиональное выгорание

• нарастающее безразличие к своим обязанностям и происходящему на работе;

• негатив по отношению как к клиентам (пациентам), так и к коллегам (работникам);

• ощущение собственной профессиональной несостоятельности;

• неудовлетворенность работой.

В дальнейшем это может привести к развитию невротических расстройств и психосоматических заболеваний.

  Что способствует выгоранию:

• работа в однообразном или напряженном ритме;

• работа, связанная с эмоциональной нагрузкой (например, взаимодействие с трудным контингентом (колл-центр, юрист при работе с претензиями и пр.));

• низкая зарплата, отсутствие материальных и моральных стимулов;

• перфекционизм отдельно взятых личностей;

• работа, тесно связанная с людьми (врач, психолог, педагог, работник социальной службы и т. д.).

На просторах Интернета можно найти немало статей на тему: «Как бороться с профессиональным выгоранием» или «Как убедить руководителя снизить работнику нагрузку во избежание перегрузки». В большинстве своем они направлены на работников, чтобы они могли распознать у себя стресс и выгорание, знали, как с ними бороться и т. д. И практически нет в Интернете материалов с рекомендациями для работодателей. А между тем не все руководители бездушны и склонны воспринимать штат как обезличенную массу людей, призванных исключительно приносить прибыль предприятию.

Современный работодатель, даже в условиях затянувшегося экономического кризиса, все чаще прислушивается к психологам, HR-ам, формирует из работников команду единомышленников — сильная команда намного эффективнее работает, чем безынициативный разобщенный коллектив, и проблема профессионального выгорания не остается незамеченной.


[1] https://clck.ru/9ZMnC.

Н. В. Пластинина,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 9, 2020.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам