Электронная версия журнала

Индексация заработной платы: обязанность есть, а механизма нет

«Кадровые решения» №9 2017 / Оплата труда

Повышение реального уровня заработной платы — одна из важнейших гарантий в сфере оплаты труда, предусмотренных трудовым законодательством.

Извлечение из Трудового кодекса РФ

Статья 134. Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы

Обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы включает индексацию заработной платы в связи с ростом потребительских цен на товары и услуги.

Индекс потребительских цен рассчитывается в соответствии с Основными положениями о порядке наблюдения за потребительскими ценами и тарифами на товары и платные услуги, оказанные населению, и определения индекса потребительских цен[1].

Как справедливо отмечается в специальной литературе, повышения уровня реального содержания заработной платы индексация не обеспечивает, поэ-тому в статье специально указано, что индексация лишь включается в меха-низм повышения реального содержания заработной платы, отнюдь не являясь единственным способом его обеспечения[2].

Действительно, механизм индексации заработной платы призван только предотвратить снижение ее реального содержания, то есть уменьшения «покупательной способности» вследствие инфляции.

НА СКОЛЬКО ИНДЕКСИРОВАТЬ ЗАРПЛАТЫ?

На повышение уровня реального содержания заработной платы направлены меры, предусмотренные, например, Указом Президента РФ от 07.05.2012 № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Этот Указ должен обеспечить увеличение к 2018 г. размера реальной заработной платы в 1,4–1,5 раза. В нем также прописаны конкретные размеры повышения оплаты труда отдельным категориям работников.

Например, запланировано повышение к 2018 г. средней заработной платы врачей, преподавателей образовательных учреждений высшего профессионального образования и научных сотрудников до 200 % от средней заработной платы в соответствующем регионе.

Бюджетные организации

Трудовым законодательством предусматривается, что организации, финансируемые за счет бюджетных средств, производят индексацию заработной платы в централизованном порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами.

На сегодняшний день таких актов в действующем законодательстве немного:

• Распоряжением Правительства РФ от 11.09.2012 № 1667-р федеральным органам исполнительной власти, осуществляющим функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных казенных, бюджетных и автономных учреждений, а также главным распорядителям средств федерального бюджета было поручено принять меры по увеличению оплаты труда с 1 октября 2012 г. на 6 %;

• Распоряжением Правительства РФ от 26.08.2013 № 1490-р предусмотрено увеличение заработной платы в бюджетных организациях с 1 октября 2013 г. на 5,5 %.

В соответствии с названными Распоряжениями федеральными органами исполнительной власти принимались нормативные правовые акты, предусматривающие соответствующее повышение оплаты труда в подведомственных им организациях, например:

• Приказ Росжелдора от 25.09.2012 № 370 «Об увеличении оплаты труда работникам центрального аппарата Федерального агентства железнодорожного транспорта»;

• Приказ ФАС России от 21.09.2012 № 595 «Об увеличении оплаты труда работников (обслуживающего персонала) территориальных органов ФАС России» и др.

Внебюджетные организации

Во внебюджетном секторе экономики индексация заработной платы осуществляется в порядке, установленном коллективным договором, соглашениями либо локальными нормативными актами.

Например, Отраслевое соглашение по атомной энергетике, промышленности и науке на 2015–2017 годы предусматривает размеры и сроки индексации в 2016 и 2017 гг.:

• 2016 г.: индексация проводится исходя из бюджетного индекса потребительских цен (ИПЦ) 2016 г. (7,4 %), как правило, не позднее 1 сентября;

• 2017 г.: индексация проводится исходя из прогнозного среднегодового ИПЦ 2017 г. по данным Минэкономразвития России с последующей корректировкой по фактическому ИПЦ по данным Росстата в случае его превышения по отношению к прогнозному (корректировка осуществляется при проведении следующей индексации) не позднее 1 сентября.

Однако чаще всего такие соглашения содержат общую отсылку к положениям коллективных договоров или локальных актов, которые принимаются непосредственно в организациях. Но это не означает, что подобное регулирование не обязывает работодателя индексировать заработную плату работников.

КТО УСТАНАВЛИВАЕТ ПРАВИЛА ИНДЕКСАЦИИ?

Как отметил Конституционный Суд РФ[3], индексация заработной платы направлена на обеспечение повышения уровня реального содержания заработной платы, ее покупательной способности и по своей правовой природе представляет собой государственную гарантию по оплате труда работников.

В силу предписаний ст. 2, 130 и 134 ТК РФ индексация заработной платы должна обеспечиваться всем лицам, работающим по трудовому договору. Нормативные положения, предоставляющие работодателям, которые не получают бюджетного финансирования, права самостоятельно устанавливать порядок индексации заработной платы, обеспечивают им возможность учитывать всю совокупность обстоятельств, значимых как для работников, так и для работодателя.

Таким образом, работодатели свободны в выборе конкретных механизмов индексации заработной платы, однако обязаны ее осуществлять.

В частности, Роструд разъясняет, что действующим законодательством порядок индексации не установлен. Законодатель устанавливает лишь обязанность работодателя осуществлять индексацию[4].

Если в локальных нормативных актах организации не предусмотрен такой порядок, то, учитывая, что индексация заработной платы является обязанностью работодателя, Роструд полагает, что необходимо внести соответствующие изменения (дополнения) в действующие в организации локальные нормативные акты.

Соответственно, если в организации отсутствует коллективный договор или локальный акт, предусматривающий определенный порядок индексации оплаты труда работников, это само по себе может рассматриваться как нарушение трудового законодательства, и работодатель может быть привлечен к административной ответственности по ст. 5.27 Кодекса РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) («Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права»).

Между тем, как неоднократно указывал Конституционный Суд РФ, выбор конкретных механизмов индексации заработной платы определяется работодателями самостоятельно, в том числе с участием представителей работников.

Как справедливо отмечается в специальной литературе, принимая во внимание, что ни Трудовой кодекс РФ, ни иные законодательные акты в сфере труда не устанавливают требований к механизму индексации, работодатель, не финансируемый за счет бюджетных средств, вправе избрать любые критерии для проведения индексации и предусмотреть любой порядок ее осуществления[5].


[1] Утверждены Постановлением Госкомстата России от 25.03.2002 № 23.

[2] Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации (постатейный) / М. А. Бочарникова, З. Д. Виноградова, А. К. Гаврилина и др.; отв. ред. Ю. П. Орловский. 7-е изд., испр., доп. и перераб. М.: КОНТРАКТ, КНОРУС, 2015.

[3] Определение от 17.06.2010 № 913-О-О.

[4] Письмо от 19.04.2010 № 1073-6-1 «Об индексации заработной платы и возможности установления ненормированного рабочего дня работникам с неполным рабочим временем».

[5] Савельева А. Индексация заработной платы // Трудовое право. 2015. № 1. С. 13–22.

М. В. Пресняков,
д. ю. н., профессор кафедры служебного и трудового права Поволжского института управления РАНХиГС

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 9, 2017.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.