Электронная версия журнала

Руководитель: особенности труда в зависимости от организационно-правовой формы предприятия или организации

«Кадровые решения» №9 2010 / Практика применения трудового законодательства

Нормы трудового законодательства распространяются на всех работников, работающих по трудовому договору, однако для некоторых категорий работников существуют особые положения. Сегодня мы поговорим об особенностях, установленных для руководителей организаций.

Согласно ст. 11 ТК РФ нормы трудового законодательства распространяются на всех работников, работающих по трудовому договору, в том числе на иностранных граждан, лиц без гражданства или граждан, работающих по трудовому договору в организациях, созданных или учрежденных иностранными гражданами, лицами без гражданства либо с их участием, международных организациях и иностранных юридических лицах, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Однако здесь же Трудовой кодекс РФ содержит положение о наличии некоторых особенностей правового регулирования труда отдельных категорий работников.

Из каких работников состоит перечень «отдельных категорий», в отношении которых действуют особые условия правового регулирования? Анализируя нормы Трудового кодекса РФ, можно сделать вывод о том, что к таким работникам относятся:

·  руководители организаций и члены коллегиального исполнительного органа организации;

·  лица, работающие по совместительству;

·  лица, работающие по срочному трудовому договору;

·  лица, работающие на сезонных работах;

·  лица, работающие вахтовым методом;

·  лица, работающие у работодателей — физических лиц;

·  лица, работающие на дому (надомники);

·  лица, работающие в условиях Крайнего Севера и приравненных к нему районах;

·  женщины и лица с семейными обязанностями;

·  молодежь (работники в возрасте до 18 лет);

·  работники транспорта;

·  педагогические работники;

·  медицинские работники;

·  работники религиозных организаций;

·  работники дипломатических представительств и консульских учреждений;

·  работники-спортсмены и тренеры;

·  работники творческих организаций, средств массовой информации, организаций кинематографии, театров и пр.

Как видно из приведенного перечня, одной из категорий работников, труд которых регулируется помимо общих норм еще и специальными, является руководитель организации, а также члены коллегиального исполнительного органа организации.

Особенности регулирования труда руководителя или члена коллегиального исполнительного органа организации (правления, совета) закреплены в гл. 43 ТК РФ.

Согласно ст. 273 ТК РФ руководитель организации — это физическое лицо, которое осуществляет руководство организацией, в том числе выполняет функции ее единоличного исполнительного органа, в соответствии с Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами.

К данной категории можно отнести и распространенное в настоящее время понятие «топ-менеджер», пришедшее к нам с Запада. Однако следует иметь в виду, что применение рассмотренных ниже особенностей регулирования труда возможно только в том случае, если топ-менеджер осуществляет руководство всей организацией, то есть является единоличным исполнительным органом (генеральным директором, директором, президентом, председателем и т. д.) или членом коллегиального исполнительного органа (правления и т. д.). В случае же осуществления только функционального управления одной из отраслей организации такой работник с точки зрения трудового законодательства является руководителем отдела/блока/подразделения, но не организации в целом.

Западно-ориентированным организациям-холдингам, например, свойственна схема управления, представляющая собой блочную систему, где исполнительный орган (единоличный или коллегиальный) осуществляет общее руководство, в том числе представляет организацию в отношениях с третьими лицами, контролирующими органами и т. д. с правом подписи договоров и заключает трудовые договоры с работниками от лица администрации организации. Однако в каждом направлении существует собственный мини-руководитель, топ-менеджер, который осуществляет только функциональное руководство сугубо подчиненной ему отраслью: административным блоком или бизнес-подразделениями. В данном случае, несмотря на то что он функционально осуществляет руководство своим блоком/подразделением, такой топ-менеджер по сути является только руководителем звена, но не организации в целом. В связи с чем на него не могут распространяться установленные законодательством Российской Федерации особенности регулирования труда руководителя.

Рассматриваемые особенности условно можно разделить:

1) на особенности заключения трудового договора;

2) особенности установления испытания при приеме на работу;

3) особенности расторжения трудового договора, особые гарантии и компенсации;

4) особенности установления заработной платы для руководителей организаций, финансируемых из бюджета.

Рассмотрим каждую из перечисленных особенностей подробнее.

ОСОБЕННОСТИ ЗАКЛЮЧЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА С РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ

Особенности заключения трудового договора с руководителем могут состоять в определении срока трудового договора, порядка замещения должности, последствий достижения кандидатом предельного возраста, установленного для данной должности руководителя законом, в зависимости от различных факторов.

Возможность заключения срочного трудового договора

В соответствии со ст. 59 ТК РФ с руководителями, заместителями руководителей и главными бухгалтерами организаций, независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, по соглашению сторон может заключаться срочный трудовой договор. Согласно норме ст. 275 ТК РФ в случае, когда в соответствии с ч. 2 ст. 59 ТК РФ с руководителем организации заключается срочный трудовой договор, срок действия этого трудового договора определяется учредительными документами организации или соглашением сторон.

·        Положения ст. 59 ТК РФ находят свое отражение и в нормах законов об организациях определенных организационно-правовых форм.

·        Федеральный закон от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (в ред. от 14.02.2010; далее — Федеральный закон № 79-ФЗ) в ст. 25 устанавливает случаи заключения с руководителем, замещающим должность гражданской службы, срочного трудового договора, а также срок действия, применяемый к таким трудовым договорам, от одного до пяти лет.

·        В соответствии со ст. 332 ТК РФ и ст. 20 Федерального закона от 22.08.1996 № 125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» (в ред. от 21.12.2009) с проректорами вузов заключается срочный трудовой договор. Срок окончания такого договора не может превышать срок окончания полномочий ректора. Исходя из положений ст. 24 Федерального закона от 11.07.2001 № 95-ФЗ «О политических партиях», срок трудового договора с членами руководящего органа политической партии (съезда) не может превышать четырех лет.

·        Согласно положениям ст. 40 Федерального закона от 08.02.1998 № 14ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 27.12.2009) единоличный исполнительный орган общества (генеральный директор, президент и др.) избирается общим собранием участников общества на срок, определенный уставом общества, если уставом общества решение этих вопросов не отнесено к компетенции совета директоров (наблюдательного совета) общества.

·        Статья 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 27.12.2009) содержит лишь отсылочную норму о том, что на отношения между обществом и единоличным исполнительным органом общества (директором, генеральным директором) и (или) членами коллегиального исполнительного органа общества (правления, дирекции) действие законодательства Российской Федерации о труде распространяется в части, не противоречащей положениям указанного Федерального закона.

·        Срочный трудовой договор заключается и с руководителями унитарных предприятий. Например, постановлением главы Ровенского муниципального района от 21.07.2009 № 166 «О порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий Ровенского муниципального района» глава районной администрации заключает с руководителем предприятия срочный трудовой договор в соответствии с Трудовым кодексом РФ на срок до пяти лет. Срок трудового договора определяется индивидуально в отношении каждого руководителя.

Это лишь несколько примеров указания в законах, регулирующих «профильные» сферы, возможности заключения срочного трудового договора с руководителями.

Следует учитывать, что срок трудового договора, заключенного на определенный срок, по общим правилам п. 2 ст. 58 ТК РФ не может превышать пяти лет, если иное не установлено Трудовым кодексом РФ или федеральным законом. Следовательно, более длительный срок может быть установлен, только если такое право прямо предусмотрено Трудовым кодексом РФ или федеральным законом. Указанной позиции придерживается и высшая судебная инстанция — Верховный Суд РФ (п. 14 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» (в ред. от 28.12.2006)). Поскольку ни в Трудовом кодексе РФ, ни в ином федеральном законе сегодня не предусмотрена большая продолжительность срока трудового договора, можно сказать, что пять лет — это максимальный срок, на который может быть заключен срочный трудовой договор.

Порядок замещения должностей руководителей

Что касается порядка замещения должностей руководителей некоторых видов организаций (как правило, в зависимости от ведомственной принадлежности и пр.), следует отметить, что в некоторых случаях действует конкурсная система отбора кандидатов на должности руководителей. Трудовой договор с руководителем — победителем конкурса заключается по итогам проведенного конкурса. Такая система применяется:

·          в государственной гражданской службе. В соответствии со ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ поступление гражданина на гражданскую службу для замещения должности гражданской службы или замещение гражданским служащим другой должности гражданской службы осуществляется по результатам конкурса, если иное не установлено этим же законом;

·          для руководителей (ректоров, проректоров) вузов. Статья 332 ТК РФ предусматривает, что заключению трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в вузе, а также переводу на должность научно-педагогического работника предшествует избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности. В целях сохранения непрерывности учебного процесса допускается заключение трудового договора на замещение должности научно-педагогического работника в вузе без избрания по конкурсу на замещение соответствующей должности при приеме на работу по совместительству или в создаваемые вузы до начала работы ученого совета — на срок не более одного года, а для замещения временно отсутствующего работника, за которым в соответствии с законом сохраняется место работы, — до выхода этого работника на работу;

·          в унитарных предприятиях. Как правило, вид замещения «по итогам конкурса» не так часто применяется, как установленный определенный порядок замещения должности руководителя унитарного предприятия. Такой порядок, согласно нормам Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (в ред. от 05.04.2010), определяется органами местного самоуправления (как и определение целей, условий и порядка деятельности муниципальных предприятий и учреждений и пр.). Например, постановлением главы Ровенского муниципального района от 21.07.2009 № 166 «О порядке назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных унитарных предприятий Ровенского муниципального района» утверждены общие и специальные требования к кандидатам, поэтапный порядок назначения: от подачи кандидатом анкеты и документов до утверждения его на должность руководителя унитарного предприятия.

Конкурсная основа (или определенный порядок) замещения должности руководителя может быть предусмотрена уставом любой организации. Следует иметь в виду, что в каждом случае есть и исключения, предусмотренные для замещения должностей вне конкурса. Так, например, та же ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ устанавливает, что конкурс не проводится при назначении:

·        на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

·        на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ.

Избрание по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, в соответствии со ст. 59 ТК РФ является самостоятельным основанием для заключения с лицами, избранными по конкурсу, срочного трудового договора и действует в отношении не только руководителей, но и работников, принимаемых на иные должности.

Особенности заключения договоров с учетом предельного возраста

В некоторых случаях критерием назначения (или увольнения, отставки) является достижение кандидатом в руководители предельного возраста, указанного в законе.

Так, согласно ст. 43 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 28.11.2009) предельный возраст нахождения прокурорских работников (за исключением научных и педагогических работников) на службе в органах и учреждениях прокуратуры составляет 65 лет. Достижение данного возраста является основанием для прекращения договора (в случае работы руководителя или иного сотрудника органа прокуратуры) или отказа в назначении на должность (при приеме на работу). Решением руководителя соответствующего органа или учреждения прокуратуры допускается продление срока нахождения на службе работников, достигших предельного возраста и занимающих должности в генеральной прокуратуре, прокуратурах субъектов Российской Федерации, городов и районов (и приравненных ко всем указанным прокуратурам). Допускается однократное продление срока нахождения на службе в органах и учреждениях прокуратуры не более чем на год.

В соответствии со ст. 332 ТК РФ в государственных и муниципальных вузах должности ректора, проректоров, руководителей филиалов (институтов) замещаются лицами в возрасте не старше 65 лет независимо от времени заключения трудовых договоров.Лица, занимающие указанные должности и достигшие возраста 65 лет, переводятся с их письменного согласия на иные должности, соответствующие их квалификации. Однако по представлению ученого совета государственного или муниципального вуза учредитель имеет право продлить срок пребывания ректора в своей должности до достижения им возраста 70 лет, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Специфической особенностью заключения трудового договора с руководителем и главным бухгалтером является возможность заключения срочного трудового договора и включения в него условий о полной материальной ответственности, что предусмотрено ч. 2 ст. 243 ТК РФ.

ОСОБЕННОСТИ ИСПЫТАНИЯ ПРИ ПРИЕМЕ НА РАБОТУ

При заключении трудового договора в нем по соглашению сторон может быть предусмотрено условие об испытании работника в целях проверки его соответствия поручаемой работе. Отсутствие в трудовом договоре условия об испытании означает, что работник принят на работу без испытания. В соответствии со ст. 70 ТК РФ срок испытания не может превышать трех месяцев, а для руководителей организаций и их заместителей, главных бухгалтеров и их заместителей, руководителей филиалов, представительств или иных обособленных структурных подразделений организаций — шести месяцев, если иное не установлено федеральным законом.

Например, ст. 27 Федерального закона № 79-ФЗ установлено, что если в акте государственного органа о назначении на должность гражданской службы и служебном контракте сторонами предусмотрено испытание гражданского служащего в целях проверки его соответствия замещаемой должности гражданской службы, срок испытания может устанавливаться продолжительностью от трех месяцев до одного года.

Существует перечень лиц, которым испытание при приеме на работу не может быть установлено (ст. 70 ТК РФ). Среди них значатся и лица, избранные по конкурсу на замещение соответствующей должности, проведенному в порядке, установленном трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права.

ОСОБЕННОСТИ РАСТОРЖЕНИЯ ТРУДОВОГО ДОГОВОРА. ОСОБЫЕ ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ

Особенности расторжения трудового договора с руководителями заключаются в расширении оснований для расторжения. К «обычным» основаниям увольнения, предусмотренным ст. 77 ТК РФ, для расторжения трудового договора по инициативе работодателя с руководителем, заместителем руководителя и главным бухгалтером добавлены следующие дополнительные основания:

·        смена собственника имущества организации (п. 4 ст. 81 ТК РФ, ст. 75 ТК РФ);

·        принятие необоснованного решения руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями и главным бухгалтером, повлекшего за собой нарушение сохранности имущества, неправомерное его использование или иной ущерб имуществу организации (п. 9 ст. 81 ТК РФ);

только в отношении руководителя организации и его заместителя:

·        однократное грубое нарушение руководителем организации (филиала, представительства), его заместителями своих трудовых обязанностей (п. 10 ст. 81 ТК РФ);

только в отношении руководителя организации:

·        отстранение от должности руководителя организации — должника в соответствии с законодательством о несостоятельности (банкротстве) (п. 1 ст. 278 ТК РФ);

·        принятие уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении трудового договора (п. 2 ст. 278 ТК РФ);

·        иные основания, предусмотренные трудовым договором (п. 3 ст. 278 ТК РФ).

Основной компенсацией при увольнении является выплата в размере, определяемом трудовым договором, но не ниже трехкратного среднего месячного заработка. Такая компенсация предусмотрена в случае прекращения трудового договора с руководителем организации в связи с принятием уполномоченным органом юридического лица, либо собственником имущества организации, либо уполномоченным собственником лицом (органом) решения о прекращении данного трудового договора при отсутствии виновных действий (бездействия) руководителя (ст. 279 ТК РФ). При расторжении трудового договора с руководителем организации, его заместителями и главным бухгалтером в связи со сменой собственника имущества организации уже новый собственник обязан выплатить указанным работникам компенсацию в размере не ниже трех средних месячных заработков работника (ст. 181 ТК РФ).

ОСОБЕННОСТИ УСТАНОВЛЕНИЯ ЗАРАБОТНОЙ ПЛАТЫ ДЛЯ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ, ФИНАНСИРУЕМЫХ ИЗ БЮДЖЕТА

Согласно ст. 145 ТК РФ оплата труда руководителей организаций, их заместителей и главных бухгалтеров в организациях, финансируемых из федерального бюджета, производится в порядке и размерах, которые определяются Правительством РФ, в организациях, финансируемых из бюджета субъекта Российской Федерации, — органами государственной власти соответствующего субъекта Российской Федерации, а в организациях, финансируемых из местного бюджета, — органами местного самоуправления. Размеры оплаты труда руководителей иных организаций, их заместителей и главных бухгалтеров определяются по соглашению сторон трудового договора.

Организации, финансируемые из федерального бюджета

Согласно постановлению Правительства РФ от 21.03.1994 № 210 «Об условиях оплаты труда руководителей государственных предприятий при заключении с ними трудовых договоров (контрактов)» (далее — Постановление № 210) должностные оклады руководителей государственных предприятий устанавливаются в зависимости от величины тарифной ставки 1-го разряда рабочего основной профессии, определенной коллективным договором на данном предприятии, исходя из определенных показателей, рассчитанных из списочной численности предприятия. Например, при численности предприятия до 200 человек оклад руководителя государственного предприятия может составлять до 10 тарифных ставок 1-го разряда рабочего основной профессии на этом предприятии.

Размер должностного оклада в указанных в Постановлении № 210 пределах устанавливается с учетом сложности управления предприятием, его технической оснащенности и объемов производства продукции.

Кроме того, должностной оклад руководителя государственного предприятия повышается одновременно с увеличением тарифных ставок работников данного предприятия путем внесения изменений (дополнений) в трудовой договор (контракт).

Организации, финансируемые из местного бюджета

Например, Решением собрания депутатов Энгельсского муниципального района от 11.07.2008 № 590/44-03 «О введении новой системы оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района» (в ред. от 26.11.2009) было утверждено Положение о системе оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений Энгельсского муниципального района, согласно которому оплата труда административно-управленческого персонала, педагогического персонала, непосредственно осуществляющего учебный процесс, иных категорий педагогического персонала, учебно-вспомогательного и обслуживающего персонала учреждения состоит из базовой части фонда оплаты труда (гарантированной части заработной платы) и стимулирующей части фонда оплаты труда (выплаты, предусматриваемой системой оплаты труда работников учреждений с целью повышения мотивации качественного труда работников и их поощрения за результаты труда).

В ИТОГЕ

Исходя из положений Трудового кодекса РФ и рассмотренных нормативных актов можно сделать вывод о том, что трудовые отношения с руководителем организации или предприятия (а в некоторых случаях — и с заместителем руководителя, главным бухгалтером), несмотря на подчинение общим нормам оформления трудовых отношений и труда, имеют целый ряд особенностей, которые не свойственны отношениям с иными работниками.

Таким образом, нормы, регулирующие трудовые отношения с руководителями, в большей степени направлены:

1) на усиление правовой позиции работодателя (собственника организации) по отношению к руководителю (наличие расширенного перечня оснований для увольнения, замещение должностей по конкурсу и пр.);

2) наложение «дополнительных» обязанностей/обязательств: полная материальная ответственность заместителей руководителя и главного бухгалтера предприятия, ненормированный рабочий день, удлиненный срок испытания и пр.

Такое «усиление» не случайно: должность руководителя отличается от должности любого работника (даже руководителя отдела, например) своими функциями, степенью ответственности, своей «главенствующей» ролью в реализации предприятием своей производственной деятельности.

Следует отметить, что такие условия труда компенсируются материально-техническим положением руководителя: высокой заработной платой, расширенным пакетом социальных льгот, служебных полномочий и материальной базой: служебный автомобиль с прикрепленным водителем, безлимитная корпоративная мобильная связь и Интернет, повышенные командировочные и лимиты транспортных расходов (вагон СВ в поезде повышенной комфортности, перелет бизнес-классом на регулярных рейсах), ежегодные и ежеквартальные бонусы. В качестве «компенсации» можно рассматривать и социальный статус, который руководитель высшего звена имеет в обществе.

 

Н. В. Пластинина,
юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 9, 2010.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.