Электронная версия журнала

ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА УЩЕРБ, ПРИЧИНЕННЫЙ ЗДОРОВЬЮ РАБОТНИКА, ПО НОРМАМ РОССИЙСКОГО ПРАВА

«Кадровые решения» №9 2006 / Практика применения трудового законодательства

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Несмотря на существенные изменения трудового законодательства, отдельные ученые и практики в области трудового права до сих пор относят указанный вид юридической ответственности к ответственности работодателя по нормам трудового права. Констатируем, что в современном трудовом законодательстве такая ответственность работодателя не предусмотрена. Статья 184 ТК РФ «Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании» лишь указывает, что при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию либо соответствующие расходы в связи со смертью работника. Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

На основе исследования нормативных правовых актов, относящихся к материальной ответственности работодателя, и судебной практики их применения следует сделать однозначный вывод о том, что работодатель не является субъектом материальной ответственности по нормам трудового права в случаях, когда здоровью работника причинен ущерб, или в случае смерти работника.

Это подтверждается следующим: Конституция РФ закрепляет охрану труда и здоровья людей (ст. 7) и устанавливает право каждого на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены (ч. 3 ст. 37). Положения ч. 3 ст. 37 Конституции РФ базируются на многочисленных международно-правовых нормах. К примеру, право на условия труда, отвечающие требованиям безопасности и гигиены, закреплены в ст. 7 известного Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах[1].

Рассматриваемые конституционные нормы РФ конкретизируются в законодательных и иных нормативных правовых актах. Так, в целях развития правовой основы обеспечения жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности в Российской Федерации приняты соответствующие нормативные правовые акты. Это, прежде всего, Трудовой кодекс РФ, в котором раздел Х посвящен «Охране труда» (гл. 34–37), Федеральный закон от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации»[2].

Признание права работников на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, означает возложение на работодателей соответствующей обязанности обеспечить такие условия труда и ответственность за ее невыполнение.

Следует отметить, что до недавнего времени в соответствии с КЗоТ (ст. 249) должностные лица, виновные в нарушении законодательства о труде и правил по охране труда, несли юридическую ответственность (дисциплинарную, административную, уголовную) в порядке, установленном законодательством. Субъектами такой ответственности могли быть собственники предприятий, руководители и их заместители, руководители структурных подразделений, а также другие должностные лица, непосредственно отвечающие за соблюдение нарушенных правил и норм по охране труда работников.

Усилению внимания к вопросам охраны труда на предприятиях и в организациях в свое время способствовало установление имущественной ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника. КЗоТ закреплял право работника на возмещение ущерба, причиненного повреждением здоровья в связи с работой по трудовому договору. Указанному праву корреспондировала обязанность работодателя возместить в полном объеме вред, причиненный здоровью работника при исполнении им трудовых обязанностей, если трудовое увечье произошло по вине работодателя, т.е. вследствие необеспечения им здоровых и безопасных условий труда[3].

Возмещение вреда заключалось:

· в выплате потерпевшему денежных сумм в размере заработка (или соответствующей его части) в зависимости от степени утраты профессиональной трудоспособности;

· в компенсации дополнительных расходов;

· в выплате единовременного пособия;

· в возмещении морального вреда.

Размер возмещения вреда определялся в процентах к заработку потерпевшего до трудового увечья, соответствующих степени утраты им профессиональной трудоспособности. При этом в состав заработка включались все виды вознаграждения за труд (включая оплату за сверхурочную работу, работу в выходные и праздничные дни, за совместительство), кроме выплат единовременного характера. Сверх возмещения заработка работодатель обязан был компенсировать дополнительные расходы, вызванные увечьем: на дополнительное питание, приобретение лекарств, протезирование, уход за потерпевшим, санаторно-курортное лечение и другие, если он признан нуждающимся в этих видах помощи и не получил их бесплатно от соответствующих организаций. Кроме того, работодатель выплачивал потерпевшему единовременное пособие, размер которого определялся в соответствии со степенью утраты профессиональной трудоспособности исходя из установленного (на день выплаты) минимального размера оплаты труда за пять лет.

Указанные выше Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, принятые в 1992 г. (с изм. и доп.), действовали практически до 2000 г. Они основывались главным образом на гражданском законодательстве РФ[4]. Самой главной новеллой законодателя в Правилах возмещения вреда 1992 г. явился отказ в ряде случаев от принципа виновной ответственности работодателя[5]. В Правила возмещения вреда неоднократно вносились изменения и дополнения, но они до известных времен (вплоть до 2000 г.) не касались гражданско-правовой сущности механизма помощи потерпевшему при несчастном случае на производстве.

Как показало время, с переходом к рыночным отношениям, массовой приватизацией государственных предприятий и организаций функционировавший механизм возмещения вреда работникам в случае причинения вреда их здоровью при исполнении трудовых обязанностей не оправдал себя на практике и стал постепенно разрушаться. Это выразилось как в длительных задержках единовременных и ежемесячных выплат, так и в их обесценивании.

Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний»[6] (далее — Федеральный закон № 125-ФЗ) практически изменил всю ранее существовавшую систему ответственности работодателя за ущерб, причиненный здоровью работника[7].

Федеральный закон № 125-ФЗ предусмотрел экономические и организационные основы этого вида страхования и вместе с тем определил порядок возмещения вреда, причиненного жизни и здоровью работника при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных этим законом случаях. В Федеральном законе № 125-ФЗ определены задачи данного вида обязательного социального страхования:

· обеспечение социальной защиты застрахованных и экономической заинтересованности субъектов страхования в снижении профессионального риска;

· возмещение вреда, причиненного жизни и здоровью застрахованного при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных настоящим Федеральным законом случаях, путем предоставления застрахованному в полном объеме всех необходимых видов обеспечения по страхованию, в том числе оплаты расходов на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию;

· обеспечение предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний.

Основными принципами обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний являются:

· гарантированность права застрахованных на обеспечение по страхованию;

· экономическая заинтересованность субъектов страхования в улучшении условий и повышении безопасности труда, снижении производственного травматизма и профессиональной заболеваемости;

· обязательность регистрации в качестве страхователей всех лиц, нанимающих (привлекающих к труду) работников, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний;

· обязательность уплаты страхователями страховых взносов;

· дифференцированность страховых тарифов в зависимости от класса профессионального риска.

Федеральный закон № 125-ФЗ не ограничивает права застрахованных на возмещение вреда в соответствии с законодательством РФ в части, превышающей то обеспечение, которое предоставляется по данному Закону. Это означает, что граждане, пострадавшие на производстве (а в сооветствующих случаях и члены их семей) вправе требовать возмещения причиненного вреда их здоровью и жизни в общегражданском порядке, если вред за счет средств обязательного социального страхования возмещен не в полном объеме.

В Федеральном законе № 125-ФЗ даны, в частности, определения страхового случая, несчастного случая на производстве и профессионального заболевания.

Страховым случаем признается подтвержденный в установленном порядке факт повреждения здоровья застрахованного вследствие насчастного случая на производстве или профессионального заболевания, который влечет возникновение обязательства страховщика осуществлять обеспечение по страхованию.

Несчастный случай на производствеэто событие, в результате которого застрахованный получил увечье или иное повреждение здоровья при исполнении им обязанностей по трудовому договору и в иных установленных законом случаях как на территории страхователя, так и за ее пределами либо во время следования к месту работы или возвращения с места работы на транспорте, предоставленном страхователем, и которое повлекло необходимость перевода застрахованного на другую работу, временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности либо его смерть.

Профессиональным заболеванием считается хроническое или острое заболевание застрахованного, являющееся результатом воздействия на него вредного производственного фактора (факторов) и повлекшее временную или стойкую утрату им профессиональной трудоспособности.

Таким образом, ранее существовавшие отношения по имущественной ответственности работодателя за вред, причиненный здоровью и жизни работника, перешли в сферу регулирования отношений нормами права социального обеспечения. Подтверждением этому служит содержание ст. 184 ТК РФ «Гарантии и компенсации при несчастном случае на производстве и профессиональном заболевании», которая носит отсылочный характер.

С принятием Федерального закона № 125-ФЗ обязательное социальное страхование стало полноценной частью социального обеспечения работников, поскольку ни гражданско-правовой способ, ни административно-правовой способ регулирования в прошлые годы не могли обеспечить реальную защиту прав и интересов пострадавших от несчастных случаев на производстве и членов их семей.

В соответствии с Федеральным законом № 125-ФЗ (с изм. и доп. от 7 июля 2003 г.) в качестве субъектов обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве понимаются участники соответствующих отношений. В этом качестве выступают страховщик, страхователи, застрахованные лица, а также лица, имеющие право на обеспечение в случае смерти кормильца. Указанные лица являются участниками отношений, смежных по своей природе со страховыми отношениями, поскольку участвуют в установлении юридических фактов, порождающих соответствующие страховые отношения.

В соответствии со ст. 3 Федерального закона № 125-ФЗ страховщиком по данному виду обязательного социального страхования является Фонд социального страхования РФ, правовой статус которого регулируется Положением о Фонде социального страхования, утвержденным постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101 (с изм. на 23 декабря 1999 г.)[8].

Центральным звеном любого института права социального обеспечения, в том числе и института обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве, является лицо, нуждающееся в средствах к существованию. Согласно законодательству в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве имеются две такие категории лиц:

1) застрахованные, пострадавшие от несчастного случая на производстве;

2) лица, имеющие право на обеспечение по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве.

Как любой субъект правоотношения, застрахованный должен обладать правоспособностью и дееспособностью, которые, как правило, возникают одновременно.

Третьей стороной в отношениях по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве выступает страхователь — организация любой организационно-правовой формы и формы собственности, а также работодатели — физические лица, обязанные в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования уплачивать страховые взносы (обязательные платежи)[9].

Следовательно, отношения по возмещению ущерба, причиненного здоровью работника в связи с исполнением им трудовых обязанностей, сегодня регулируются не нормами трудового права, как это было ранее, а нормами самостоятельной отрасли российского права — права социального обеспечения.

По нормам права социального обеспечения субъекты обязательного страхования от несчастных случаев на производстве — страховщик, застрахованное лицо, лица, имеющие право на обеспечение в случае смерти кормильца и страхователи, являются необходимыми участниками данных правоотношений.

Сегодня можно констатировать, что принятый в России Федеральный закон «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» кардинально изменил ранее действующий механизм возмещения материального ущерба, причиненного здоровью работника. Можно также утверждать, что работодатель как сторона трудового договора не является самостоятельным субъектом материальной (имущественной) ответственности по нормам трудового права в случаях, когда здоровью работника причинен вред. Обязанность возместить такой вред в соответствии с указанным выше Законом возложена на специально образованный для этой цели Фонд социального страхования Российской Федерации.

Основанием для различных выплат (компенсаций) из названного фонда является несчастный случай (или профессиональное заболевание), причем несчастный случай не увязывается с виновностью работодателя, а трактуется как юридический факт, как событие.

Федеральный закон № 125-ФЗ конкретизировал также круг граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний. Этому виду страхования подлежат:

· граждане (в законе они названы физические лица), выполняющие работу на основании трудового договора, заключенного страхователем;

· граждане, осужденные к лишению свободы и привлекаемые к труду страхователем.

Физические лица, выполняющие работу на основании гражданско-правового договора, подлежат обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, если в соответствии с указанным договором страхователь обязан уплачивать страховщику страховые взносы.

Обязательное социальное страхование распространяется не только на граждан Российской Федерации, но и на иностранных граждан и лиц без гражданства, если иное не предусмотрено федеральными законами или международными договорами Российской Федерации.

Страховое возмещение вреда, причиненного жизни или здоровью застрахованного в результате наступления страхового случая, предоставляется в виде денежных сумм, выплачиваемых либо компенсируемых страховщиком (Фондом социального страхования РФ) застрахованному или лицам, имеющим на это право в соответствии с федеральным законом. При этом следует иметь в виду, что в счет страховых выплат, предусмотренных законом, не засчитываются все пенсии, пособия и иные подобные выплаты, назначенные в установленном порядке как до, так и после наступления страхового случая. Другими словами, все эти выплаты не влияют на страховые выплаты, как и страховые выплаты не влияют на них.

 

ВИДЫ СТРАХОВОГО ВОЗМЕЩЕНИЯ

Согласно ст. 184 ТК РФ при повреждении здоровья или в случае смерти работника вследствие несчастного случая на производстве либо профессионального заболевания работнику (его семье) возмещаются его утраченный заработок (доход), а также связанные с повреждением здоровья дополнительные расходы на медицинскую, социальную и профессиональную реалибитацию либо соответствующие расходы, связанные со смертью работника.

Виды, объемы и условия предоставления работникам гарантий и компенсаций в указанных случаях определяются федеральными законами.

Таким образом, следует различать основное страховое возмещение и дополнительное — оплату дополнительных расходов.

Основные виды страхового обеспечения — это пособие по временной нетрудоспособности и страховые выплаты двух видов: единовременные и ежемесячные.

Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается потерпевшему за весь период временной нетрудоспособности застрахованного, наступившей вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, начиная с первого ее дня и до выздоровления или установления стойкой утраты профессиональной трудоспособности[10]. Размер пособия — 100 % среднего заработка. По установившейся практике сумма этого пособия не ограничивается каким-либо пределом.

Единовременные страховые выплаты производятся:

· застрахованным, если результатом несчастного случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности;

· гражданам, имеющим право на их получение, если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного.

Размер единовременной страховой выплаты определяется самому застрахованному с учетом степени утраты профессиональной трудоспособности[11].

Освидетельствование застрахованного на предмет определения утраты профессиональной трудоспособности производится учреждением медико-социальной экспертизы (МСЭ). Оно может осуществляться в связи с обращением субъектов страхования (застрахованного, страхователя, страховщика) или суда.

Освидетельствование проводит учреждение МСЭ по месту жительства пострадавшего либо по месту его прикрепления к соответствующему лечебно-профилактическому учреждению. Во всех случаях должен предоставляться акт о несчастном случае на производстве или акт о профессиональном заболевании.

Степень утраты профессиональной трудоспособности устанавливается в процентах исходя из оценки потери способности осуществлять профессиональную деятельность.

При наступлении у пострадавшего полной утраты профессиональной трудоспособности вследствие резко выраженного нарушения функций организма при наличии абсолютных противопоказаний для выполнения любых видов профессиональной деятельности, даже в специально созданных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности — 100 процентов.

Способность пострадавшего при выраженных нарушениях функций организма выполнять работу в специально созданных условиях дает основание установить степень утраты профессиональной трудоспособности от 70–90 процентов.

Если пострадавший вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания может продолжать профессиональную деятельность в обычных условиях, но с выраженным снижением квалификации либо с уменьшением объема выполняемой работы, а также в случаях, когда он утратил способность продолжать профессиональную деятельность вследствие умеренного нарушения функций организма, но может выполнять профессиональную деятельность более низкой квалификации в обычных производвенных условиях, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспобности от 40 до 60 проценттов.

В случае если пострадавший может продолжать профессиональную деятельности с уменьшением или незначительным снижением квалификации, либо с уменьшением объема выполняемой работы, либо при изменении условий труда, влекущем снижение заработка, или если выполнение его профессиональной деятельности требует большего напряжения, чем прежде, устанавливается степень утраты профессиональной трудоспособности от 10 до 30 процентов[12].

Ежемесячные страховые выплаты выплачиваются как застрахованным (если результатам страхового случая явилась утрата ими профессиональной трудоспособности), так и гражданам, имеющим право на их получение (если результатом страхового случая явилась смерть застрахованного).

Размер ежемесячной страховой выплаты самому застрахованному определяется как доля среднего месячного заработка застрахованного, исчисленная в соответствии со степенью утраты им профессиональной трудоспособности.

В заработок, на основе которого исчисляется ежемесячная страховая выплата, включаются все виды оплаты труда (дохода) как по месту основной работы, так и по совместительству. За период временной нетрудоспособности или отпуска по беременности и родам учитываются выплаченные по указанным основаниям пособия. Все виды заработка учитываются в суммах, начисленных до удержания налогов, уплаты сборов и других обязательных платежей.

В местностях, где установлены районные коэффициенты, процентные надбавки к заработной плате, размер ежемесячной страховой выплаты определяется с учетом этих коэффициентов и надбавок.

По общему правилу, среднемесячный заработок застрахованного исчисляется путем деления на 12 общей суммы его заработка (с учетом премий, начисленных в расчетном периоде) за 12 месяцев повлекшей повреждение здоровья работы, предшествующих месяцу, в котором с ним произошел несчастный случай на производстве, установлен диагноз профессионального заболевания или (по выбору застрахованного) установлена утрата (снижение) его профессиональной трудоспособности.

Ежемесячные страховые выплаты застрахованному, не достигшему на момент назначения обеспечения по страхованию возраста 18 лет, исчисляются исходя из его среднего заработка, но не менее установленной в соответствии с законом величины прожиточного минимума трудоспособного населения в целом по Российской Федерации.

Размер ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также исчисляется на основе заработка застрахованного.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая имеют:

· нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего или имевшие ко дню его смерти право на получение от него содержания;

· ребенок умершего, родившийся после его смерти;

· один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи независимо от его трудоспособности, который не работает и занят уходом за состоявшими на иждивении умершего его детьми, внуками, братьями и сестрами, не достигшими возраста 14 лет, либо хотя и достигшими указанного возраста, но по заключению учреждения государственной системы здравоохранения признанными нуждающимися по состоянию здоровья в постороннем уходе;

· лица, состоявшие на иждивении умершего, ставшие нетрудоспособными в течение пяти лет со дня его смерти.

В случае смерти застрахованного один из родителей, супруг (супруга) либо другой член семьи, не работающий и занятый уходом за детьми, внуками, братьями и сестрами умершего и ставший нетрудоспособным в период осуществления ухода, сохраняет право на получение страховых выплат после окончания ухода за этими лицами. Иждивение несовершеннолетних детей предполагается и не требует доказательства.

В Федеральном законе № 125-ФЗ не раскрывается понятие иждивения. В нем указано лишь на то, что право на получение страховых выплат имеют нетрудоспособные лица, состоявшие на иждивении умершего. Как представляется, в данном случае также необходимо применять норму Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии с которым состоявшими на иждивении считаются граждане, которые находились на полном содержании умершего или получали от него помощь, которая была для них постоянным и основным источником средств к существованию.

Право на получение страховых выплат в случае смерти застрахованного в результате наступления страхового случая может быть предоставлено по решению суда нетрудоспособным лицам, которые при жизни застрахованного сами имели заработок, если часть заработка застрахованного являлась их постоянным и основным источником средств к существованию.

Круг граждан, которые не состояли на иждивении застрахованного, но имели право на получение от него содержания ко дню смерти, установлен Семейным кодексом РФ. При решении этого вопроса значение имеют брачные или определенные родственные отношения.

Порядок определения размера ежемесячной страховой выплаты гражданам, имеющим право на ее получение в связи со смертью застрахованного вследствие несчастного случая на производстве или профессионального заболевания, также определяется на основе заработка застрахованного. Он регламентирован в изложенных выше правилах.

Подсчет производится следующим образом: из заработка вычитаются доли, которые приходятся на самого застрахованного и трудоспособных лиц, состоящих на его иждивении, но не имеющих права на получение страховых выплат. Полученная разница и есть общая сумма ежемесячной страховой выплаты на тех граждан, которые имеют право на данную выплату. Для определения размера ежемесячной страховой выплаты каждому, кто имеет право ее получать, общая сумма ежемесячной страховой выплаты делится на число таких лиц (доли каждого здесь признаются равными).

К примеру, семья состоит из четырех человек, включающих застрахованного. Имеют право получать единовременную страховую выплату трое, доля застрахованного в этом случае составит 25 процентов, общая сумма ежемесячной страховой выплаты —75 процентов, а доля каждого — 25 процентов заработка.

При наступлении страховых случаев, подтвержденных в установленном порядке, отказ в возмещении вреда не допускается. В то же время вред, возникший вследствие умысла застрахованного, подтвержденного заключением правоохранительных органов, возмещению не подлежит. Эти правила касаются как единовременных и ежемесячных выплат, так и всех других случаев оплаты дополнительных расходов, связанных с повреждением здоровья застрахованного.

Что же касается уменьшения размера выплаты, то оно допускается лишь в отношении ежемесячной выплаты самому застрахованному, если при расследовании страхового случая установлено, что грубая неосторожность застрахованного содействовала возникновению или увеличению вреда, причиненного его здоровью. В этом случае возможно снижение размера ежемесячной выплаты с учетом степени вины потерпевшего, но не более чем на 25 процентов. Степень вины застрахованного устанавливается комиссией по расследованию страхового случая.

 

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

Такое обеспечение осуществляется в виде оплаты дополнительных расходов, связанных с медицинской, социальной и профессиональной реалибитацией застрахованных при наличии прямых последствий страхового случая:

· на лечение застрахованного, осуществляемое на территории Российской Федерации непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве до восстановления трудоспособности;

· приобретение лекарств, изделий медицинского назначения и индивидуального ухода;

· посторонний (специальный медицинский и бытовой) уход за застрахованным, в том числе осуществляемый членами его семьи;

· проезд застрахованного, а также в необходимых случаях и на проезд сопровождающего его лица для получения отдельных видов медицинской и социальной реалибитации (лечения непосредственно после происшедшего тяжелого несчастного случая на производстве, медицинской реалибитации в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, получения специального транспортного средства, заказа, примерки, получения, ремонта, замены протезов, протезно-ортопедических изделий, ортезов, технических средств реалибитации) и при направлении его страховщиком в учреждение медико-социальной экспертизы и в учреждение, осуществляющее экспертизу связи заболевания с профессией;

· медицинскую реалибитацию в организациях, оказывающих санаторно-курортные услуги, в том числе по путевке, включая оплату лечения, проживания и питания сопровождающего его лица, оплату отпуска застрахованного (сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, установленного законодательством РФ) на весь период его лечения и проезда к месту лечения и обратно;

· изготовление и ремонт протезов, протезно-ортопедических изделий и ортезов;

· обеспечение техническими средствами реалибитации и их ремонт;

· обеспечение транспортными средствами и их ремонт, оплату горюче-смазочных материалов для них;

· профессиональное обучение (переобучение).

Дополнительные расходы оплачиваются страховщиком в случае признания МСЭ нуждаемости в каждом из них и неполучения их бесплатно. Порядок оплаты дополнительных расходов установлен постановлением Правительства РФ от 28 апреля 2001 г. № 331.[13]

Помимо перечисленных видов обеспечения застрахованному возмещается моральный вред. Возмещается он непосредственно причинителем вреда, а не страхователем. В соответствии с законодательством определение размера морального вреда производится по договоренности между работником (членами его семьи — в случае смерти) и организацией, причинившей вред. В случае возникновения спора о сумме морального вреда она определяется судом в порядке гражданского судопроизводства.

Законодатель не ограничивает срок для обращения за возмещением по страхованию. Возмещение назначается со дня обращения (в случае обращения по почте днем обращения будет считаться день отправления документа).

В случае реорганизации страхователя — юридического лица его обязанности, установленные законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.

При ликвидации страхователя — юридического лица он обязан внести страховщику капитализированные платежи в порядке, установленном Правительством РФ. При этом обеспечение по страхованию предоставляется страховщиком в полном объеме независимо от того, была ли произведена капитализация платежей при ликвидации юридических лиц, ответственных за выплату пострадавшим возмещения вреда, причиненного увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением трудовых обязанностей.

Таким образом, введенные Федеральным законом № 125-ФЗ основные правовые гарантии и компенсации определяют реальное обеспечение пострадавших на производстве и их семей.



[1] Этот международный акт регламентирует основные права граждан в области социального обеспечения. Он подписан от имени СССР 18 сентября 1968 г. и ратифицирован 18 сентября 1973 г. Президиумом Верховного Совета СССР. Пакт вступил в силу в нашей стране 3 января 1976 г.

[2] См. Собрание законодательства РФ, 1999. № 29. Ст. 3702.

[3] В то время действовали Правила возмещения работодателями вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей от 24 декабря 1992 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ, 1993. № 2. Ст. 71; Собрание законодательства РФ, 1995. № 48. Ст. 4562.

[4] Согласно ст. 1 названных Правил отношения по возмещению вреда, причиненного работникам увечьем, профессиональным заболеванием либо иным повреждением здоровья, связанным с исполнением ими трудовых обязанностей, регулируются Гражданским кодексом Российской Федерации и настоящими Правилами.

[5] Понятие виновного причинения вреда конкретизировано в ст. 4 Правил, аналогов в ранее действовавших Правилах (например, в Правилах 1961 г. , Правилах 1984 г.) не было.

[6] См. Собрание законодательства РФ, 1998. № 31. Ст. 3803; 2001. № 44. Ст. 4152; 2002. № 48. Ст. 4737; 2003. № 17. Ст. 1554; № 28. Ст. 2887.

[7] Вступление в силу Федерального закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» состоялось лишь в начале 2000 г., поскольку оно было обусловлено установлением также федеральным законом страховых тарифов, необходимых для формирования средств на осуществление обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.

Федеральный закон «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2000 год» принят 2 января 2000 г. Он вступил в силу со дня его официального опубликования в «Российской газете» — 6 января 2000 г. Следовательно, с этого времени вступил в действие и Федеральный закон от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ.

Тарифы страховых взносов на 2001 г. были утверждены Федеральным законом от 12 февраля 2001 г. № 17-ФЗ. Действие этого Закона продлялось на 2002, 2003 и 2004 годы. На 2005 г. для страхователей установлены тарифы страховых взносов Федеральным законом от 29 декабря 2004 г. № 207-ФЗ.

[8] По ныне действующим правилам, предусмотренным Федеральным законом № 125-ФЗ, с учетом принятых в него поправок, страховые тарифы, дифференцированные по классам профессионального риска, устанавливаются федеральным законом.

Профессиональный риск — это вероятность повреждения (утраты) здоровья или смерти застрахованного, связанная с исполнением им обязанностей по трудовомсу дорговору, а класс такого риска — уровень производственного травматизма, профессиональной заболеваемости и расходов на обеспечение по страхованию, сложившиеся в отраслях (подотраслях) экономики.

[9] Более подробно об этом см. ст. 3 Федерального закона от 24 июля 1998 г.

[10] Согласно закону профессиональная трудоспособность – это способность человека к выполнению работы определенной квалификации, объема и качества.

[11] Ею признается выраженное в процентах стойкое снижение способности застрахованного осуществлять профессиональную деятельность, которую он выполнял до наступления страхового случая.

[12] См. более подробно приказ Минздравсоцразвития РФ от 24 февраля 2005 г. № 160 «Об определении степени тяжести повреждения здоровья при несчастных случаях на производстве» // БТИСЗ, 2005. № 4.

[13] См. Собрание законодательства РФ, 2001. № 19. Ст. 1940.

Ю.Н. Полетаев, д-р юрид. наук, профессор кафедры трудового права и права социального обеспечения МГЮА

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 9, 2006.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.