Электронная версия журнала

Работник жалуется в ГИТ

«Кадровые решения» №7 2016 / Трудовые споры

 

Наверное, каждый работник знает: если работодатель каким-либо образом нарушил его законные права, можно обратиться в государственный орган, где его заявление рассмотрят, а недобросовестного работодателя накажут. Но во всех ли случаях такие действия работника помогут восстановить справедливость? Рассмотрим основные моменты, которые необходимо учитывать в таких ситуациях.

 

В России есть несколько инстанций, куда вправе обратиться работник. Основной орган, осуществляющий контроль за соблюдением трудового законодательства, — федеральная инспекция труда (ст. 353 ТК РФ).

ГИТ обладают обширными полномочиями при осуществлении государственного контроля за соблюдением трудового законодательства.

Одна из основных функций ГИТ — проведение плановых и внеплановых проверок работодателей с целью выявления случаев несоблюдения законодательства и, при необходимости, привлечения нарушителей к административной ответственности.

Основанием для проведения внеплановой проверки работодателя является, в частности, поступление в ГИТ заявления работника о нарушении работодателем его трудовых прав, что может повлечь за собой в т. ч. привлечение последнего к административной ответственности.

Для того чтобы обращение работника в ГИТ возымело действие, заявление должно быть оформлено в соответствии с требованиями законодательства. Федеральным законом от 02.05.2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» (в ред. от 03.11.2015; далее — Федеральный закон № 59-ФЗ) определен как порядок обращения граждан во все государственные органы, включая ГИТ, так и порядок их рассмотрения.

 

Согласно ст. 2 Федерального закона № 59-ФЗ граждане имеют право обращаться в государственные органы лично, а также направлять индивидуальные и коллективные обращения, включая обращения объединений граждан, рассмотрение которых осуществляется на безвозмездной основе.

Обращение может быть подано как в письменной, так и в устной форме — при личном посещении.

Личный прием граждан в государственных органах, органах местного самоуправления проводится их руководителями и уполномоченными на то лицами. Информация о месте приема, а также об установленных для приема днях и часах доводится до сведения граждан (ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 59-ФЗ).

Требования к письменному/электронному обращению[1] установлены ст. 7 Федерального закона № 59-ФЗ. Должны быть указаны:

  • наименование органа, в который направлено письменное обращение, — обязательно;
  • должность соответствующего лица — по желанию заявителя;
  • фамилия, имя и отчество (при наличии) заявителя;
  • почтовый адрес — если ответ должен быть направлен в письменной форме;
  • адрес электронной почты — если ответ должен быть направлен в форме электронного документа;
  • суть обращения;
  • дата, личная подпись заявителя (на письменном обращении).

В случае необходимости в подтверждение своих доводов заявитель вправе приложить к письменному обращению документы и материалы либо их копии.

 

[1] Можно направить на официальном сайте государственного органа.

Южалин А. О., ведущий юрист Департамента трудового права
НОЧУ ДПО «Институт профессионального кадровика»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 7, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.