Отдаем журнал бесплатно!

Должностная инструкция: что нужно знать, чтобы правильно оформить

Ожидается, что работник будет трудиться более эффективно, если четко будет понимать, чем нужно заниматься на рабочем месте. Даже на собеседовании один из основных обсуждаемых вопросов — это вопрос о том, в чем заключаются трудовые обязанности.  В статье рассмотрим, как оформить и подписать с работником должностную инструкцию.

Что такое должностная инструкция и какова ее функция

В Трудовом кодексе РФ нет упоминания о должностных инструкциях (ДИ). На практике документ создается как ЛНА, содержащий описание задач, прав, обязанностей и функций работника, требований к его квалификации, оснований для наказания или поощрения.

 

Основная цель ДИ — описание того, что человек должен делать на работе и как должен взаимодействовать с руководством. Также документ может стать защитой и для работника, если работодатель предлагает ему выполнять работу, не входящую в его должностные обязанности.

 

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Исходя из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 338н и Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, можно сделать однозначный вывод: на должностях работают служащие, а рабочие трудятся не на должностях, а по профессиям. Следовательно, наименование документа «должностная инструкция» уместно для служащих, а для рабочих документ логично именовать, например, «профессиональная инструкция» или «рабочая инструкция». В статье мы используем термин «должностная инструкция», подразумевая и иные аналогичные документы.

 

На практике встречаются ДИ двух видов:

1. Индивидуальная — разработана под конкретного работника, в ней помимо должности указываются его Ф. И. О.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Такой подход противоречит самой сути должностной инструкции: документ регламентирует обязанности, которые должны выполнять все работники, занимающие ту или иную должность. Тем более что такие инструкции перестают действовать при увольнении работников, их переводе на другую работу или на неполное рабочее время, и приходится утверждать новые.

***

Пример 1

В организации несколько юристов. Один из них специализируется на трудовых отношениях и выполняет следующие обязанности:
• проверяет ЛНА на соответствие действующему законодательству. Участвует в их разработке, чтобы оперативно вносить изменения;
• участвует в разработке и подписании коллективных договоров;
• информирует работников об изменениях в законодательстве, напрямую или косвенно относящихся к их трудовой деятельности;
• проводит консультации для работников компании по различным вопросам права (жилищному, трудовому, семейному, уголовному и др.).
Специализация другого юриста — хозяйственные договорные отношения. Он выполняет следующую работу:
• участвует в подготовке хозяйственных договоров, вносит предложения по их улучшению;
• составляет претензионные заявки и ведет их судебное сопровождение;
• разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение имущества организации и предотвращение его хищения.
В такой ситуации каждому юристу иногда составляется индивидуальная ДИ с указанием его должности и Ф. И. О.

***

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
В подобных ситуациях мы рекомендуем все же составлять должностную инструкцию на должность, но раздел «Функциональные обязанности» разбивать на подразделы, в которых описывать работы на различных участках.

2. Общая — составляется не для конкретного работника, а для определенной должности или профессии.

Такой вид ДИ часто встречается в организациях, где работает большое количество работников с одинаковым функционалом. Так, инструкции для продавцов-кассиров в крупных торговых сетях не содержат индивидуальных требований. Все работники заняты одним делом, и составлять на каждого отдельный документ нет смысла.

К СВЕДЕНИЮ
Отсутствие ДИ не является нарушением трудового законодательства, но может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с их отсутствием (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0).

Н. С. Татаркова,
специалист по кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 5, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Должностная инструкция: что нужно знать, чтобы правильно оформить

Ожидается, что работник будет трудиться более эффективно, если четко будет понимать, чем нужно заниматься на рабочем месте. Даже на собеседовании один из основных обсуждаемых вопросов — это вопрос о том, в чем заключаются трудовые обязанности.  В статье рассмотрим, как оформить и подписать с работником должностную инструкцию.

Что такое должностная инструкция и какова ее функция

В Трудовом кодексе РФ нет упоминания о должностных инструкциях (ДИ). На практике документ создается как ЛНА, содержащий описание задач, прав, обязанностей и функций работника, требований к его квалификации, оснований для наказания или поощрения.

 

Основная цель ДИ — описание того, что человек должен делать на работе и как должен взаимодействовать с руководством. Также документ может стать защитой и для работника, если работодатель предлагает ему выполнять работу, не входящую в его должностные обязанности.

 

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Исходя из Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 № 338н и Единого тарифно-квалификационного справочника профессий рабочих, можно сделать однозначный вывод: на должностях работают служащие, а рабочие трудятся не на должностях, а по профессиям. Следовательно, наименование документа «должностная инструкция» уместно для служащих, а для рабочих документ логично именовать, например, «профессиональная инструкция» или «рабочая инструкция». В статье мы используем термин «должностная инструкция», подразумевая и иные аналогичные документы.

 

На практике встречаются ДИ двух видов:

1. Индивидуальная — разработана под конкретного работника, в ней помимо должности указываются его Ф. И. О.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Такой подход противоречит самой сути должностной инструкции: документ регламентирует обязанности, которые должны выполнять все работники, занимающие ту или иную должность. Тем более что такие инструкции перестают действовать при увольнении работников, их переводе на другую работу или на неполное рабочее время, и приходится утверждать новые.

***

Пример 1

В организации несколько юристов. Один из них специализируется на трудовых отношениях и выполняет следующие обязанности:
• проверяет ЛНА на соответствие действующему законодательству. Участвует в их разработке, чтобы оперативно вносить изменения;
• участвует в разработке и подписании коллективных договоров;
• информирует работников об изменениях в законодательстве, напрямую или косвенно относящихся к их трудовой деятельности;
• проводит консультации для работников компании по различным вопросам права (жилищному, трудовому, семейному, уголовному и др.).
Специализация другого юриста — хозяйственные договорные отношения. Он выполняет следующую работу:
• участвует в подготовке хозяйственных договоров, вносит предложения по их улучшению;
• составляет претензионные заявки и ведет их судебное сопровождение;
• разрабатывает мероприятия, направленные на сохранение имущества организации и предотвращение его хищения.
В такой ситуации каждому юристу иногда составляется индивидуальная ДИ с указанием его должности и Ф. И. О.

***

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
В подобных ситуациях мы рекомендуем все же составлять должностную инструкцию на должность, но раздел «Функциональные обязанности» разбивать на подразделы, в которых описывать работы на различных участках.

2. Общая — составляется не для конкретного работника, а для определенной должности или профессии.

Такой вид ДИ часто встречается в организациях, где работает большое количество работников с одинаковым функционалом. Так, инструкции для продавцов-кассиров в крупных торговых сетях не содержат индивидуальных требований. Все работники заняты одним делом, и составлять на каждого отдельный документ нет смысла.

К СВЕДЕНИЮ
Отсутствие ДИ не является нарушением трудового законодательства, но может иметь негативные последствия в виде принятия работодателем незаконных решений в связи с их отсутствием (письмо Роструда от 09.08.2007 № 3042-6-0).

Н. С. Татаркова,
специалист по кадровому делопроизводству

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 5, 2023.

Акция «50 на 50: год за полцены!»
Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам