Отдаем журнал бесплатно!

Как компании сэкономить полмиллиона, или Принимаем на работу бывшего чиновника

 

Вы узнаете:

  • Как распознать в новом работнике бывшего госслужащего
  • Почему важно по трудовой книжке каждого новичка проверять его деятельность за последние два года
  • Как избежать нечаянного нарушения антикоррупционного законодательства и крупных штрафов

Законодательством о противодействии коррупции установлены определенные особенности приема на работу лиц, ранее замещавших должности государственной (муниципальной) службы. Как следует из позиции Верховного Суда РФ[1], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства таких лиц[2], приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[3].

В рамках комплексной работы по борьбе с коррупцией, исключению личной заинтересованности и предотвращению конфликта интересов при выполнении задач, поставленных перед государственными органами, взята под контроль профессиональная деятельность бывшего государственного служащего после его увольнения.

 

 

В 2008 г. в Трудовой кодекс была введена ст. 64.1 «Условия заключения трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими», которая установила обязанность работодателя уведомлять последнего нанимателя работника о его трудоустройстве.

Судя по количеству штрафов и судебных разбирательств работодатели подчас неверно толкуют связанные с этой обязанностью правовые нормы.

 

Извлечение

из Трудового кодекса Российской Федерации

 

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

 

[…]

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Исходя из буквального толкования статьи последовательность действий кадровика должна быть следующей:

1. На основании записей в трудовой книжке следует установить наличие/отсутствие факта замещения принятым работником должности государственной или муниципальной службы в течение предыдущих двух лет.

 

Перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, установлен Указами Президента РФ:

• от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”»;

• от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. от 08.03.2015; далее — Указ № 557, Перечень).

 

Под особый контроль попадают следующие должности федеральной государственной службы:

  • должности федеральной государственной гражданской службы, которые конкретизированы в Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 12.04.2016; раздел I Перечня);
  • должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов (раздел II Перечня);
  • другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (раздел III Перечня).

Указом № 557 было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 01.09.2009 определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы устанавливаются каждым субъектом и органам местного самоуправления самостоятельно.

Примером выполнения вышеуказанных рекомендаций могут служить:

  • Постановление Мэра г. Казани от 20.01.2010 № 4 «О перечне должностей муниципальной службы и муниципальных должностей органов местного самоуправления и муниципального органа г. Казани и представлении сведений о доходах и расходах» (с изм. от 21.07.2015);
  • Указ Мэра г. Москвы от 29.07.2009 № 49-УМ «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие города Москвы обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 15.02.2010).

2. В случае наличия в трудовой книжке потенциального работника соответствующей записи необходимо соотнести наименование ранее замещаемой должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками.

Если у кадровика возникли сомнения относительно квалификации той или иной должности (относительно коррупционных рисков) и ее идентификации с содержащимися в реестре, можно запросить от работника письменное заявление (пояснение) в свободной форме.

В интересах работника совместно с новым работодателем выяснить все нюансы и выполнить требования закона, поскольку обязанности работодателя «зеркальны» обязанностям работника сообщить данные о месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ):

 

Извлечение

из Трудового кодекса Российской Федерации

 

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

[…]

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

[…]

 

К СВЕДЕНИЮ

Служащие, замещающие должности, не включенные в Перечень, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представляют. Они не обязаны информировать потенциального работодателя о месте работы, а тот, в свою очередь, — передавать эти сведения (Постановление Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 18-АД14-19).

 

3. В случае установления в отношении нового работника статуса «бывший государственный или муниципальный служащий» кадровику следует определить промежуток времени, начиная с даты увольнения работника с государственной службы по дату приема в организацию.

Формулировка «в течение двух лет после их увольнения» говорит о том, что дополнительные обязанности возлагаются на работодателя лишь при условии, что между увольнением и приемом на новую работу прошло менее указанного срока.

Процедура уведомления работодателем о приеме на работу экс-служащего подробно описана в Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Предельный срок уведомления — 10 календарных дней с момента возникновения трудовых отношений (заключения трудового договора).

Обязанность сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором, а также от наличия или отсутствия конфликта интересов между нынешней деятельностью работника и его полномочиями на прежнем месте службы (Решение Гайнского районного суда Пермского края от 08.06.2015 по делу № 12-25/2015).

За неисполнение этой обязанности работодателю грозит штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судья Верховного Суда РФ указал, что несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечни, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Эта норма устанавливает административный штраф за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) по гражданско-правовому договору государственных и муниципальных служащих (в т. ч. бывших) с нарушением Федерального закона № 273-ФЗ. Ответственность наступает независимо от того, входили в обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним договор, или нет.

Постановление Верховного Суда РФ

от 15.07.2013 № 82-АД13-1

 

В случаях выполнения служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустроиться, необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия), относительно чего существует два мнения.

1. Оно должно быть получено до устройства на работу и заключения трудового договора (Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03.06.2014 по делу № 2-1852/14). 

2. Нормы закона не запрещают заключение трудового договора с бывшим государственным служащим до получения согласия комиссии, поскольку ее согласие дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим и работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие (Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13.11.2013 по делу № 2-1640/13).

Принятие решения об обращении в комиссию в целях получения согласия на трудоустройство является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). Несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним[4].

 

Вывод:

При приеме на работу кадровая служба обязана:

  • проверять трудовую книжку и анализировать места работы новичков за предыдущие два года;
  • в случае установления факта работы на государственной (муниципальной) службе сверить наименование занимаемой ранее должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками;
  • если наименование должности содержится в соответствующем реестре, уведомить бывшего нанимателя экс-госслужащего в установленном порядке.
 

[1] Постановления № 53-АД14-1 от 28.03.2014, № 70-АД14-4 от 03.07.2014 и др.

[2] Предусмотрены в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 15.02.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).

[3] Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

[4] Письмо Минтруда России от 30.12.2013 № 18-2/4074 «О разъяснении положений статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”».

Фадеева У. Г., юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 5, 2016.

Отдаем журнал бесплатно!

Как компании сэкономить полмиллиона, или Принимаем на работу бывшего чиновника

 

Вы узнаете:

  • Как распознать в новом работнике бывшего госслужащего
  • Почему важно по трудовой книжке каждого новичка проверять его деятельность за последние два года
  • Как избежать нечаянного нарушения антикоррупционного законодательства и крупных штрафов

Законодательством о противодействии коррупции установлены определенные особенности приема на работу лиц, ранее замещавших должности государственной (муниципальной) службы. Как следует из позиции Верховного Суда РФ[1], ограничения, направленные на соблюдение специальных правил трудоустройства таких лиц[2], приняты в целях реализации рекомендаций Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции[3].

В рамках комплексной работы по борьбе с коррупцией, исключению личной заинтересованности и предотвращению конфликта интересов при выполнении задач, поставленных перед государственными органами, взята под контроль профессиональная деятельность бывшего государственного служащего после его увольнения.

 

 

В 2008 г. в Трудовой кодекс была введена ст. 64.1 «Условия заключения трудового договора с бывшими государственными или муниципальными служащими», которая установила обязанность работодателя уведомлять последнего нанимателя работника о его трудоустройстве.

Судя по количеству штрафов и судебных разбирательств работодатели подчас неверно толкуют связанные с этой обязанностью правовые нормы.

 

Извлечение

из Трудового кодекса Российской Федерации

 

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

 

[…]

Работодатель при заключении трудового договора с гражданами, замещавшими должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после их увольнения с государственной или муниципальной службы обязан в десятидневный срок сообщать о заключении такого договора представителю нанимателя (работодателю) государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы в порядке, устанавливаемом нормативными правовыми актами Российской Федерации.

 

Исходя из буквального толкования статьи последовательность действий кадровика должна быть следующей:

1. На основании записей в трудовой книжке следует установить наличие/отсутствие факта замещения принятым работником должности государственной или муниципальной службы в течение предыдущих двух лет.

 

Перечень должностей федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками, установлен Указами Президента РФ:

• от 21.07.2010 № 925 «О мерах по реализации отдельных положений Федерального закона “О противодействии коррупции”»;

• от 18.05.2009 № 557 «Об утверждении перечня должностей федеральной государственной службы, при замещении которых федеральные государственные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей» (в ред. от 08.03.2015; далее — Указ № 557, Перечень).

 

Под особый контроль попадают следующие должности федеральной государственной службы:

  • должности федеральной государственной гражданской службы, которые конкретизированы в Указе Президента РФ от 31.12.2005 № 1574 «О Реестре должностей федеральной государственной гражданской службы» (в ред. от 12.04.2016; раздел I Перечня);
  • должности военной службы и федеральной государственной службы иных видов (раздел II Перечня);
  • другие должности федеральной государственной службы, замещение которых связано с коррупционными рисками (раздел III Перечня).

Указом № 557 было рекомендовано органам государственной власти субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления до 01.09.2009 определить должности государственной гражданской службы субъектов Российской Федерации и должности муниципальной службы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие субъектов Российской Федерации и муниципальные служащие обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей.

Перечни должностей государственной гражданской службы субъектов РФ и должностей муниципальной службы устанавливаются каждым субъектом и органам местного самоуправления самостоятельно.

Примером выполнения вышеуказанных рекомендаций могут служить:

  • Постановление Мэра г. Казани от 20.01.2010 № 4 «О перечне должностей муниципальной службы и муниципальных должностей органов местного самоуправления и муниципального органа г. Казани и представлении сведений о доходах и расходах» (с изм. от 21.07.2015);
  • Указ Мэра г. Москвы от 29.07.2009 № 49-УМ «Об утверждении перечня должностей государственной гражданской службы города Москвы, при назначении на которые граждане и при замещении которых государственные гражданские служащие города Москвы обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера» (в ред. от 15.02.2010).

2. В случае наличия в трудовой книжке потенциального работника соответствующей записи необходимо соотнести наименование ранее замещаемой должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками.

Если у кадровика возникли сомнения относительно квалификации той или иной должности (относительно коррупционных рисков) и ее идентификации с содержащимися в реестре, можно запросить от работника письменное заявление (пояснение) в свободной форме.

В интересах работника совместно с новым работодателем выяснить все нюансы и выполнить требования закона, поскольку обязанности работодателя «зеркальны» обязанностям работника сообщить данные о месте службы (ч. 2 ст. 64.1 ТК РФ):

 

Извлечение

из Трудового кодекса Российской Федерации

 

Статья 64.1. Условия заключения трудового договора с бывшими государственными и муниципальными служащими

[…]

Граждане, замещавшие должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, в течение двух лет после увольнения с государственной или муниципальной службы обязаны при заключении трудовых договоров сообщать работодателю сведения о последнем месте службы.

[…]

 

К СВЕДЕНИЮ

Служащие, замещающие должности, не включенные в Перечень, сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера не представляют. Они не обязаны информировать потенциального работодателя о месте работы, а тот, в свою очередь, — передавать эти сведения (Постановление Верховного Суда РФ от 29.05.2014 № 18-АД14-19).

 

3. В случае установления в отношении нового работника статуса «бывший государственный или муниципальный служащий» кадровику следует определить промежуток времени, начиная с даты увольнения работника с государственной службы по дату приема в организацию.

Формулировка «в течение двух лет после их увольнения» говорит о том, что дополнительные обязанности возлагаются на работодателя лишь при условии, что между увольнением и приемом на новую работу прошло менее указанного срока.

Процедура уведомления работодателем о приеме на работу экс-служащего подробно описана в Правилах сообщения работодателем о заключении трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) с гражданином, замещавшим должности государственной или муниципальной службы, перечень которых устанавливается нормативными правовыми актами Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 21.01.2015 № 29.

Предельный срок уведомления — 10 календарных дней с момента возникновения трудовых отношений (заключения трудового договора).

Обязанность сообщать о заключении трудового договора представителю нанимателя государственного или муниципального служащего по последнему месту его службы возложена на работодателя независимо от размера заработной платы, установленной трудовым договором, а также от наличия или отсутствия конфликта интересов между нынешней деятельностью работника и его полномочиями на прежнем месте службы (Решение Гайнского районного суда Пермского края от 08.06.2015 по делу № 12-25/2015).

За неисполнение этой обязанности работодателю грозит штраф в размере от 100 000 до 500 000 руб. (ст. 19.29 КоАП РФ).

 

СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА

Судья Верховного Суда РФ указал, что несоблюдение работодателем (заказчиком работ, услуг) обязанности, предусмотренной ч. 4 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ, в отношении бывшего государственного или муниципального служащего, замещавшего должность, включенную в перечни, образует объективную сторону состава правонарушения, предусмотренного ст. 19.29 КоАП РФ. Эта норма устанавливает административный штраф за привлечение к трудовой деятельности либо к выполнению работ (оказанию услуг) по гражданско-правовому договору государственных и муниципальных служащих (в т. ч. бывших) с нарушением Федерального закона № 273-ФЗ. Ответственность наступает независимо от того, входили в обязанности служащего функции государственного, муниципального (административного) управления организацией, заключившей с ним договор, или нет.

Постановление Верховного Суда РФ

от 15.07.2013 № 82-АД13-1

 

В случаях выполнения служащим функций государственного управления организацией, в которую он планирует трудоустроиться, необходимо получить согласие комиссии по соблюдению требований к служебному поведению государственных гражданских служащих и урегулированию конфликта интересов (далее — комиссия), относительно чего существует два мнения.

1. Оно должно быть получено до устройства на работу и заключения трудового договора (Решение Железнодорожного районного суда г. Красноярска от 03.06.2014 по делу № 2-1852/14). 

2. Нормы закона не запрещают заключение трудового договора с бывшим государственным служащим до получения согласия комиссии, поскольку ее согласие дается уже после заключения трудового договора с бывшим государственным служащим и работодатель при его заключении не вправе требовать от бывшего служащего документ, подтверждающий такое согласие (Решение Елизовского районного суда Камчатского края от 13.11.2013 по делу № 2-1640/13).

Принятие решения об обращении в комиссию в целях получения согласия на трудоустройство является ответственностью гражданина (бывшего государственного служащего). Несоблюдение гражданином данного требования в соответствии с ч. 3 ст. 12 Федерального закона № 273-ФЗ влечет прекращение трудового или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), заключенного с ним[4].

 

Вывод:

При приеме на работу кадровая служба обязана:

  • проверять трудовую книжку и анализировать места работы новичков за предыдущие два года;
  • в случае установления факта работы на государственной (муниципальной) службе сверить наименование занимаемой ранее должности с наименованием в реестре должностей, связанных с коррупционными рисками;
  • если наименование должности содержится в соответствующем реестре, уведомить бывшего нанимателя экс-госслужащего в установленном порядке.
 

[1] Постановления № 53-АД14-1 от 28.03.2014, № 70-АД14-4 от 03.07.2014 и др.

[2] Предусмотрены в ст. 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ «О противодействии коррупции» (в ред. от 15.02.2016; далее — Федеральный закон № 273-ФЗ).

[3] Принята в г. Нью-Йорке 31.10.2003 Резолюцией 58/4 на 51-м пленарном заседании 58-й сессии Генеральной Ассамблеи ООН.

[4] Письмо Минтруда России от 30.12.2013 № 18-2/4074 «О разъяснении положений статьи 12 Федерального закона от 25.12.2008 № 273-ФЗ “О противодействии коррупции”».

Фадеева У. Г., юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 5, 2016.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам