Электронная версия журнала

Иностранные работники в 2013 году

«Кадровые решения» №4 2013 / Практика применения трудового законодательства

В данной статье мы рассмотрим общие вопросы регулирования процесса привлечения российскими компаниями работников из других стран. Особое внимание при этом уделим изменениям в законодательстве, которые следует учесть иностранным работникам и их работодателям в 2013 г.

ОСНОВНЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ПРАВОВЫЕ АКТЫ, РЕГУЛИРУЮЩИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ТРУДОВЫХ МИГРАНТОВ

  • Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 30.12.2012; далее — Федеральный закон № 115-ФЗ);
  • Приказ ФМС России от 28.06.2010 № 147 «О формах и порядке уведомления Федеральной миграционной службы об осуществлении иностранными гражданами трудовой деятельности на территории Российской Федерации» (далее — Приказ № 147);
  • Административный регламент предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства (утвержден Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008, в ред. от 30.09.2010; далее — Регламент выдачи разрешений);
  • Административный регламент Федеральной миграционной службы по предоставлению государственной услуги по оформлению и выдаче приглашений на въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства (утвержден Приказом ФМС России от 06.06.2008 № 142, в ред. от 15.12.2010; далее — Регламент выдачи приглашений);
  • Постановление Правительства РФ от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее — Постановление № 783);
  • Федеральный закон от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012; далее — Федеральный закон № 109-ФЗ);
  • Постановление Правительства РФ от 30.06.2010 № 487 «Об утверждении формы ходатайства работодателя, заказчика работ (услуг) о привлечении высококвалифицированного иностранного специалиста и формы патента, выдаваемого иностранному гражданину, прибывшему в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы» (далее — Постановление № 487).

О КВОТАХ И ПРИГЛАШЕНИЯХ

Как известно, каждый год Правительство РФ ограничивает количество прибывающих работать в страну мигрантов: по стране в целом, по субъектам Российской Федерации, по отраслям экономики. К примеру, устанавливается допустимая доля иностранных работников, используемых хозяйствующими субъектами в сфере розничной торговли и в области спорта.

На 2013 г. Правительством РФ[1] утверждены квоты на выдачу иностранным гражданам:

  • приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности в количестве 410 126 штук;
  • разрешений на работу — 1 745 584.

Данные цифры практически соответствуют уровню 2012 г.

Также Правительством РФ определено, как распределяются квоты по приоритетным профессионально-квалификационным группам.

Кроме того, согласно Постановлению № 783 каждый год утверждается и перечень профессий (специальностей, должностей) иностранных граждан — квалифицированных специалистов, трудоустраивающихся по имеющейся у них профессии (специальности), на которых квоты не распространяются[2].

В связи с тем, что количество выдаваемых приглашений на въезд или разрешений на работу ограничено[3], необходимо заранее подавать заявки о потребности в иностранной рабочей силе[4]. На 2014 г. заявку следует подать до 1 мая 2013 г.

Приглашение на въезд для осуществления трудовой деятельности оформляется работодателем, привлекающим иностранного работника из стран, для которых в Российской Федерации установлен визовый режим въезда.

Для получения приглашения необходимо подготовить соответствующие документы и подать их в территориальный орган ФМС России, уплатив госпошлину в размере 500 руб. за каждого приглашенного[5].

Получить приглашение может работодатель, имеющий разрешение на привлечение иностранной рабочей силы[6].

Одновременно с пакетом документов на выдачу приглашения на въезд потенциального работника необходимо подать комплект документов на выдачу разрешения на работу в отношении каждого такого работника[7].

Действующий порядок получения названных разрешительных документов для осуществления иностранными гражданами трудовой деятельности установлен Регламентом выдачи разрешений.

Не распространяется квота на выдачу приглашений иностранным работникам — высококвалифицированным специалистам и членам их семей. Также для них не нужно оформлять разрешение на привлечение к трудовой деятельности[8].

Для въезда в Российскую Федерацию и проведения переговоров по поводу работы высококвалифицированному специалисту из «визовых» стран на основании письменного приглашения работодателя выдается однократная обыкновенная деловая виза на срок до 30 суток[9]. Порядок оформления разрешения на работу высококвалифицированному специалисту, продления в этих целях срока его временного пребывания в Российской Федерации или оформления ему приглашения на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности (при необходимости) определен п. 6 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ и п. 136.7 Регламента выдачи разрешений.

ЕСЛИ ВИЗА НЕ НУЖНА

Для иностранных работников, которые имеют право безвизового въезда в Российскую Федерацию, работодателю не нужно оформлять ни разрешения на их привлечение к труду, ни приглашения на въезд. К таким работникам относятся граждане СНГ (кроме Грузии и Туркменистана), Израиля и других стран[10].

Однако самим потенциальным иностранным работникам разрешение на работу оформить нужно. Такие работники лично или с помощью уполномоченных ими по доверенности лиц должны представить в ФМС России пакет документов, включая квитанцию об оплате госпошлины (см. Регламент выдачи разрешений). Разрешения на работу для «безвизовых» иностранцев также выдаются в пределах утвержденной квоты[1].

О заключении трудового договора работодатель в трехдневный срок уведомляет органы ФМС России и органы занятости[11].

В 2013 г., как и ранее, продолжают действовать Соглашения РФ с Республиками Беларусь и Казахстан, согласно которым граждане этих стран пользуются льготами в рамках осуществления трудовой деятельности в России[12].

Так, гражданам этих республик не требуются соответствующие разрешения на работу. В отношении них не нужно уведомлять ФМС России и службу занятости о заключении трудового договора.

Работодатель — физическое лицо вправе привлекать к трудовой деятельности «безвизовых» иностранцев для выполнения работ в личных целях, для домашних нужд на основании патента[13]. Система квотирования, ограничивающая количество иностранных работников, на патенты не распространяется.

Особенностью данного механизма является то, что иностранные граждане, получившие патент, уплачивают налог на доходы физических лиц (НДФЛ) в особом порядке (ст. 227.1 Налогового кодекса РФ).

Стоит отметить, что требования по трудоустройству и миграционному учету будут зависеть от конкретных обстоятельств. В частности, от миграционного статуса иностранного работника, который может со временем меняться (от «временно пребывающего» до «постоянно проживающего»).

В любом случае, работодателям следует проверять наличие у иностранных работников всех необходимых для их легального пребывания в Российской Федерации и трудоустройства документов (миграционной карты или визы, медицинской справки и др.).

Так, если выяснится, что работник-украинец не поставлен на миграционный учет в том субъекте Российской Федерации, в котором он работает, то работодатель как принимающая сторона должен поставить такого работника на учет по месту пребывания, например по адресу организации[14].

Не следует также забывать контролировать продление срока действия всех необходимых документов. Например, для продления срока действия разрешения на работу иностранному гражданину нужно не позднее 15 рабочих дней до окончания этого срока представить в территориальный орган ФМС России документы, предусмотренные п. 7.1 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

Кстати. Работодатель не вправе отказывать в приеме на работу иностранцу, который подходит по требованиям, предъявляемым к вакантной должности, имеет разрешение на работу (если требуется) и представляет документы, предусмотренные ст. 65 ТК РФ.

КАКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ НУЖНО УЧЕСТЬ?

С 2013 г. вступает в силу п. 4.6 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ, согласно которому иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при выдаче ему разрешения на работу подлежит фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации в порядке, предусмотренном законодательством Российской Федерации. Действие данного положения не распространяется на высококвалифицированных специалистов.

В 2013 г. для осуществления трудовой деятельности в сфере жилищно-коммунального хозяйства, розничной торговли или бытового обслуживания иностранный гражданин должен владеть русским языком на уровне не ниже базового. Знания должны быть подтверждены одним из установленных законом документов.

Подтверждение владения русским языком для получения разрешения на работу не требуется для иностранных граждан, являющихся гражданами государств, в которых русский язык является государственным языком, а также в иных случаях, предусмотренных федеральным законом или международным договором Российской Федерации[15].


[1] Постановление Правительства РФ от 03.11.2012 № 1137 «Об определении потребности в привлечении в Российскую Федерацию иностранных работников и утверждении соответствующих квот на 2013 год».

[2] Перечень на 2013 г. утвержден Приказом Минтруда России от 03.12.2012 № 568н.

[3] Порядок определения потребности в привлечении иностранных работников утвержден Постановлением № 783 

[4] Форма заявки утверждена Приказом Минздравсоцразвития России от 13.07.2010 № 514н.

[5] Подпункт 17 п. 1 ст. 333.28 Налогового кодекса РФ; пп. 6, 10, 33 Регламента выдачи приглашений.

[6] Пункт 2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ.

[7] Подпункт 2 п. 2 ст. 18 Федерального закона № 115-ФЗ.

[8] Пункт 2 ст. 13.2 Федерального закона № 115-ФЗ.

[9] Пункт 29(1) Положения об установлении формы визы, порядка и условий ее оформления и выдачи, продления срока ее действия, восстановления ее в случае утраты, а также порядка аннулирования визы (утверждено Постановлением Правительства РФ от 09.06.2003 № 335, в ред. от 05.09.2011).

[10] См. Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[11] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ; Приказ № 147.

[12] Решение Высшего Совета Сообщества Беларуси и России от 22.06.1996 № 4 «О равных правах граждан на трудоустройство, оплату труда и предоставление других социально-трудовых гарантий»; ст. 3 Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010). 

[13] Пункты 1, 2 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ; Постановление № 487.

[14] См. п. 4 ч. 1 ст. 2 Федерального закона № 109-ФЗ. 

[15] См. пп. 7.6, 8.2, 8.3 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ; пп. 2, 3 ст. 27.2 Закона РФ от 10.07.1992 № 3266-1 «Об образовании» (в ред. от 12.11.2012).

 


Е. Зубова, эксперт Первого Дома Консалтинга «Что делать Консалт»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2013.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.