Электронная версия журнала

Новые правила организации охраны труда на предприятии

«Кадровые решения» №4 2007 / Охрана труда

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Состояние условий и безопасности труда считается предметом повышенного внимания государства и общества в любой цивилизованной стране. Статьей 37 Конституции РФ предусмотрено право граждан на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены.

Кроме того, впервые в истории России основным законом страны — Конституцией — признается приоритет международного права над национальным. В этом усматривается формирование и укрепление цивилизованных отношений, в том числе и в сфере трудовой деятельности. Конвенции и Рекомендации Международной организации труда (в т. ч. ратифицированные Россией), Европейская социальная хартия в сфере регулирования социально-трудовых отношений, включая вопросы охраны здоровья и обеспечения безопасности на работе, становятся ориентирами в достижении безопасной организации труда.

Федеральный закон от 30 июня 2006 г. № 90-ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации, признании не действующими на территории Российской Федерации некоторых нормативных правовых актов СССР и утратившими силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации», вступивший в силу с 6 октября 2006  г., — законодательный акт, направленный на совершенствование действующего с 2002 г. Трудового кодекса РФ.

В числе решаемых принятым Законом задач можно выделить:

·   отмену устаревших нормативных правовых актов и отдельных норм и положений трудового законодательства;

·   уточнение ключевых понятий и приведение в соответствие с принятыми после 2002 г. федеральными законами терминологии и редакции положений и норм ТК РФ;

·   совершенствование правовых механизмов регулирования отдельных направлений социально-трудовых отношений посредством социального диалога (охраны труда, коллективно-договорного регулирования социально-трудовых отношений в сфере малого бизнеса, расширения полномочий комиссий социального партнерства и др.);

·   введение ряда федеральных законов по регулированию трудовых и связанных с ними отношений, действовавших до настоящего времени самостоятельно.

Внесено 650 поправок, 300 статей ТК РФ претерпели изменения, ряд статей признаны утратившими силу, 13 статей внесены дополнительно. Многие из новых статей (например, ст. 229.1, 229.2, 229.3) составлены с учетом норм, содержащихся в ст. 230 и других базовой редакции ТК РФ.

Из изменений и дополнений необходимо отметить следующее.

В ст. 96, 117, 219, 225 ТК РФ и др. указано, что установление нормативов в области охраны труда должно осуществляться с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений.

В связи с вступлением в силу Федерального закона от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании» нормы и положения ст. 215 ТК РФ «Соответствие производственных объектов и продукции государственным нормативным требованиям охраны труда» существенных изменений не претерпели. Название статьи дополнено (после слова «продукции» — словами «государственным нормативным». Изменилась структура статьи: последняя часть прежней редакции «Машины, механизмы и другое производственное оборудование...» стала первой, а остальные части изложены в несколько уточненной редакции.

В ст. 226 ТК РФ увеличен норматив минимума средств, предусматриваемых работодателями (за исключением государственных унитарных и федеральных учреждений) на финансирование мероприятий по улучшению условий и охраны труда, с 0,l до 0,2 % от суммы затрат на производство продукции (работ, услуг). На практике во многих организациях этот норматив и так нередко намного перекрывается. Однако законодатель счел возможным установить в некотором роде щадящий норматив минимума, который с укреплением экономического положения организации может быть пересмотрен в сторону увеличения, хотя и сегодня работодатель вправе самостоятельно (по возможности) выделять значительно больше средств на нужды охраны труда, в том числе на улучшение обеспечения работников спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной и коллективной защиты (СИЗ), что для обеспечения безопасности труда имеет важное значение.

 

ПРИМЕНЕНИЕ РАБОТНИКАМИ СРЕДСТВ ИНДИВИДУАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ

Хотелось бы остановиться на отдельных позициях ТК РФ, которые имеют непосредственное отношение к законодательному регулированию ситуации по применению работниками СИЗ.

Согласно ст. 209 ТК РФ средства индивидуальной и коллективной защиты работников — технические средства, используемые для предотвращения или уменьшения воздействия на работников вредных и (или) опасных производственных факторов, а также для защиты от загрязнения.

Признание понятия «средства индивидуальной и коллективной защиты» имеет важное юридическое и практическое значение, поскольку оно составляющей частью войдет во все государственные нормативные требования охраны труда, позволит обеспечить его юридическое толкование в правоприменительной практике.

В ст. 212 обновленного ТК РФ в числе основных обязанностей работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда предусматривается необходимость применения сертифицированных средств индивидуальной и коллективной защиты работников; приобретения и выдачи за счет собственных средств сертифицированных специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, смывающих и обезвреживающих средств в соответствии с установленными нормами работникам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением.

В свою очередь работник в соответствии со ст. 214 ТК РФ обязан правильно применять средства индивидуальной и коллективной защиты.

Статья 221 ТК РФ посвящена законодательному регулированию обеспечения работников СИЗ. Она, в частности, предусматривает: «На работах с вредными и (или) опасными условиями труда, а также на работах, выполняемых в особых температурных условиях или связанных с загрязнением, работникам бесплатно выдаются сертифицированные специальная одежда, специальная обувь и другие средства индивидуальной защиты, а также смывающие и (или) обезвреживающие средства в соответствии с типовыми нормами, которые устанавливаются в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Работодатель имеет право с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или иного представительного органа работников и своего финансово-экономического положения устанавливать нормы бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающие по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения.

Работодатель за счет своих средств обязан в соответствии с установленными нормами обеспечивать своевременную выдачу  специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, а также их хранение, стирку, сушку, ремонт и замену».   

Следует отметить, что приказом Минздравсоцразвития России от 6 мая 2006 г. № 345 предусмотрено разработать Концепцию технического задания и Федерального закона «Об аттестации рабочих мест по условиям труда в Российской Федерации» и утвержден План проведения научно-исследовательских работ по охране труда.

В Плане предусмотрен целый ряд исследовательских работ, связанных с нормативным регулированием процедур применения и выдачи работникам СИЗ.

Так, предусмотрена разработка новой редакции Правил обеспечения работников специальной одеждой, специальной обувью и другими СИЗ с целью практической реализации требований, предусмотренных новой редакцией ТК РФ.

В плане намечена также разработка национальных стандартов по охране труда, ряд которых касается СИЗ.

В настоящее время разработан проект технического регламента на СИЗ, который устанавливает требования к средствам индивидуальной защиты от вредных и опасных факторов производства:

·            механических;

·            химических;

·            радиационных;

·            высоких и низких температур;

·            тепловых излучений, открытого пламени и нагретых предметов;

·            неионизирующих электромагнитных полей, излучений и электрического тока и др.

Проект данного технического регламента разработан с ориентацией на работников всех отраслей экономики и в этой связи представляет интерес для широкого круга специалистов и руководителей предприятий.

На законодательном уровне установлена обязательная квота в части создания службы охраны труда в зависимости от численности работников. Теперь такая служба должна создаваться при численности работников более 50 чел.,  а не 100, как было ранее.

Из утратившего силу Федерального закона от 17 июля 1999 г. № 181-ФЗ «Об основах охраны труда в Российской Федерации» введена новая ст. 216.1 «Государственная экспертиза условий труда», которая не была предусмотрена в ТК РФ.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется в целях оценки:

·       качества проведения аттестации рабочих мест по условиям труда;

·       правильности предоставления работникам компенсаций за тяжелую работу, работу с вредными и (или) опасными условиями труда;

·       соответствия проектов строительства, реконструкции, технического переоснащения производственных объектов, производства и внедрения новой техники, внедрения новых технологий государственным нормативным требованиям охраны труда;

·       фактических условий труда работников, в том числе в период, непосредственно предшествовавший несчастному случаю на производстве.

Государственная экспертиза условий труда осуществляется на основании определений судебных органов, обращений органов исполнительной власти, работодателей, объединений работодателей, работников, профессиональных союзов, их объединений, иных уполномоченных работниками представительных органов, органов Фонда социального страхования Российской Федерации.

Статьей 212 ТК РФ на работодателя возложена обязанность по проведению аттестации рабочих мест по условиям труда с последующей сертификацией организации работ по охране труда.

 

СИСТЕМА СЕРТИФИКАЦИИ РАБОТ ПО ОХРAНЕ ТРУДА В ОРГАНИЗАЦИЯХ

Следует отметить, что с 2002 г. в стране действует система сертификации работ по охрaне труда в организациях (ССОТ), которая способствует реализации государственной социальной политики по обеспечению работникам безопасных условий труда в соответствии с действующим законодательством.

Для активизации работ по охране труда в ежегодный перечень предупредительных мер по сокращению производственного травматизма и профессиональных заболеваний работников за счет страховых взносов включена частичная оплата расходов на аттестацию рабочих мест по условиям труда, а также сертификацию работ по охране труда. Организации имеют право по согласованию с Фондом социального страхования РФ использовать до 20 % средств на эти цели.

В настоящее время сформирована инфраструктура ССОТ как на федеральном, так и региональном уровне, работает Совет системы ССОТ и группа инспекционного контроля.

С апреля 2005 г. центральный орган ССОТ (ФГУ «Всероссийский научно-исследовательский институт охраны и экономики труда», правопреемник ФГУ «Всероссийский центр охраны труда» Росздрава) осуществляет контроль за деятельностью органов сертификации и испытательных лабораторий.

При проведении контроля рассматриваются:

·         программа сертификации работ по охране труда в организациях;

·         процедура проведения сертификации работ по охране труда;

·            перечень законодательных и нормативных актов по охране труда, на основе которых орган по сертификации проводит сертификацию работ по охране труда в организациях;

·            организации-держатели сертификатов безопасности.

По результатам контроля отмечены характерные недостатки:

·        работа по аттестации рабочих мест по условиям труда и оформление результатов ведутся без учета отраслевых требований;

·         не проводится расчет доплат за работу во вредных условиях труда;

·         не указывается периодичность медосмотров;

·         неверно оценивается микроклимат на открытой территории;

·       в протоколах измерений и картах аттестации применяются нормы отмененного СанПиН 2.2.4.542-96;

·       в рекомендации по использованию труда женщин и подростков не делается ссылка на нормативный документ;

·       номер и код рабочего места присваиваются не в соответствии с требованиями постановления Минтруда России от 14 марта 1997 г. № 12;

·        приводится неполный перечень вредных факторов, имеющихся на оцениваемых рабочих местах;

·        время воздействия производственных факторов проставляется в процентах;

·        в протоколах по травмобезопасности не указываются разделы и пункты требований нормативной документации, согласно которой проводится оценка. Выводы по оценке травмобезопасности оформлены не в соответствии с требованиями МУ ОТ РМ 02-99;

·        в журнале учета выдачи средств измерений записи делаются нерегулярно.

В ходе контроля проводится выборочная проверка работы служб охраны труда по обучению работников охране труда, обеспечению СИЗ, проведению медицинских осмотров. Установлено, что в ряде случаев инструкции по охране труда для работников не соответствуют требованиям постановления Минтруда России от 17 декабря 2002 г. № 80. В личных карточках учета выдачи СИЗ не заполняется графа сведений о сертификате соответствия.

Усматривается, что действующий Порядок проведения аттестации, принятый в 1997 г., некорректен применительно к ряду видов экономической деятельности вследствие отсутствия в нем отраслевых методик. Это резко снижает эффективность результатов и, следовательно, обесценивает значимость самого процесса аттестации.

Для совершенствования работы необходимо на основе действующего Положения (в целях сохранения наработанной практики проведения аттестации) разработать и принять новое Положение о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда, отвечающее требованиям действующего законодательства.

Фонду социального страхования РФ целесообразно внести дополнения в методику расчета скидок и надбавок по страховым тарифам, учитывающие установление скидки страхового тарифа не менее 30 % предприятиям, имеющим сертификат соответствия работ по охране труда, а также ходатайствовать перед Росстатом о введении в форму № 1-т (условия труда) показателя, отражающего количество рабочих мест в организации, в том числе, там, где проведена аттестация по условиям труда.

Для дальнейшего развития аттестационного процесса необходимо компенсации за работу во вредных и опасных условиях труда производить с учетом результатов аттестации рабочих мест. На предприятиях, где ведется реконструкция, техническое переоснащение, изменяется организация и технология производства, улучшаются условия труда, но до сих пор действуют отраслевые перечни работ по предоставлению компенсаций за условия труда, утвержденные еще Советом Министров СССР, что совершенно не стимулирует работодателей к улучшению условий труда.

До настоящего времени закон о досрочных профессиональных пенсиях, основанный на принципах государственного обязательного социального страхования, в котором тариф страхового взноса будет увязан с уровнем профессионального риска, не принят. Необходимо также законодательно ограничить стаж работы во вредных условиях труда с учетом рекомендаций органов и учреждений Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека.

Для сохранения здоровья работающих необходимо совершенствовать методы комплексной оценки профессионального риска (по состоянию факторов производственной среды, трудового процесса и медицинских признаков нарушения здоровья работающих), а также определить перечень типовых рабочих мест по основным профессиональным группам с повышенным уровнем профессионального риска; сформировать службу экспертов по профессиональным рискам, обеспечивающих для страховщика оценку типовых (и нетиповых) рисков и разработку рекомендаций по снижению уровней риска, оптимальному распределению степени их воздействия во времени (прогнозные оценки наступления рисков).

Следует создать нормативную правовую базу, определяющую схему взаимодействия профпатологических служб, лечебно-профилактических организаций, территориальных органов федерального надзора и служб управления охраной труда в субъекте. Также необходимо ускорить переход от группового регулирования страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (по ОКВЭД) к установлению класса профессионального риска с использованием результатов сертификации работ по охране труда.

В разрабатываемом Министерством здравоохранения и социального развития РФ Положении о порядке проведения аттестации рабочих мест по условиям труда целесообразно отразить:

·            данные промышленно-санитарных лабораторий организаций и органов Роспотребнадзора, проводящих текущий контроль производственной среды и аккредитованных в установленном порядке, следует использовать для целей аттестации, что позволит сократить объем и стоимость исследований;

·          обязательное представление организациями материалов о проведении аттестации рабочих мест по условиям труда на государственную экспертизу условий труда для проверки ее качества в органы исполнительной власти по труду субъектов Российской Федерации.

Основная проблема развития аттестации рабочих мест по условиям труда — непонимание со стороны работодателей необходимости ее проведения, а также низкая требовательность по этим вопросам со стороны органов государственного контроля и надзора. Поэтому необходимо законодательно определить сроки проведения аттестации, так как во многих случаях работодатель только издает приказ о начале этой работы.

Следует отметить, что ст. 219 «Право работника на труд, отвечающий требованиям безопасности и гигиены» дополнена ч. 13, которая регулирует порядок установления компенсаций работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и их отмену. При этом ключевым признается механизм коллективно-договорного регулирования, а размеры компенсаций и условия их предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. При этом повышаются роль и значимость результатов аттестации рабочих мест на соответствие установленным нормам.

Ряд иных поправок, изменений и дополнений, внесенных в ТК РФ, носят уточняющий редакцию характер.

Включены дополнительно ст. 228.1 «Порядок извещения о несчастных случаях», 229.1 «Сроки расследования несчастных случаев», 229.2 «Порядок проведения расследования несчастных случаев», 229.3 «Проведение расследования несчастных случаев государственными инспекторами труда», 230.1 «Порядок регистрации и учета несчастных случаев на производстве», которые регулируют и уточняют процедуру расследования и учета  несчастных случаев на производстве.

 

 


 

А.Б. Демин, начальник отдела управления охраны труда ОАО «МПСМ»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 4, 2007.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.