Электронная версия журнала

Особенности трудовых отношений с руководителем организации

«Кадровые решения» №3 2012 / Практика применения трудового законодательства

Отличия руководителей от других работников не заканчиваются порядком заключения и расторжения трудового договора, о котором мы говорили в прошлом номере журнала. Эта должность предполагает наличие и некоторых других особенностей, возникающих в процессе трудовой деятельности.

СОВМЕЩЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ДРУГИХ ДОЛЖНОСТЕЙ

Статья 60.2 ТК РФ предусматривает возможность выполнения работником дополнительной работы за дополнительную оплату. Это может быть:

• совмещение профессий (должностей), если поручается дополнительная работа по другой профессии (должности);

• расширение зон обслуживания, увеличение объема работ, если поручается дополнительная работа по такой же профессии (должности);

• исполнение обязанностей временно отсутствующего работника как по другой, так и по такой же профессии (должности).

Дополнительная работа в порядке совмещения должностей поручается руководителю лицом, уполномоченным на изменение условий его трудового договора в соответствии с уставом организации, либо путем принятия ее на себя по собственному решению.

Совмещение оформляется следующим образом:

• заключается дополнительное соглашение;

• издается приказ о поручении дополнительной работы.

В случае необходимости совмещение должностей может быть отменено как по инициативе работника, так и по инициативе работодателя[1].

РАБОТА РУКОВОДИТЕЛЯ ПО СОВМЕСТИТЕЛЬСТВУ

Руководитель организации может работать по совместительству у другого работодателя только после получения разрешения уполномоченного органа юридического лица, либо собственника имущества организации по основному месту работы руководителя, либо уполномоченного собственником лица (органа)[2].

Данная норма направлена в первую очередь на то, чтобы защитить интересы юридического лица — работодателя по основному месту работы. Иначе говоря, основной работодатель должен быть уверен, что другая деятельность руководителя вне организации не помешает ему полноценно осуществлять функции по руководству и представлению интересов общества.

СОВЕТ. Порядок оформления разрешения на совместительство мы рекомендуем закрепить в уставе организации и/или в трудовом договоре с руководителем, который подписывается уполномоченным на то лицом. В уставе организации может быть установлен запрет на осуществление оплачиваемой деятельности в других организациях, нарушение которого может повлечь за собой наложение дисциплинарного взыскания.

В п. 3 ст. 69 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30.11.2011) указано, что совмещение директором (генеральным директором) должностей в органах управления других организаций допускается только с согласия совета директоров (наблюдательного совета) общества.

Необходимо отметить, что совмещение должностей в данном случае должно рассматриваться как совместительство, так как работа у другого работодателя является одним из признаков внешнего совместительства[3].

При приеме на работу руководителя по совместительству следует помнить, что лицо, ответственное за кадровое делопроизводство, не вправе требовать представления документов, прямо не указанных в Трудовом кодексе РФ или иных федеральных законах (например, справку с основного места работы о разрешении на работу по совместительству).

На руководителя организации, являющегося единственным участником (учредителем), действие норм ст. 276 ТК РФ не распространяется[4], то есть получать разрешение уполномоченного органа на работу по внешнему совместительству не нужно.

ОТПУСК РУКОВОДИТЕЛЯ

В соответствии со ст. 115 ТК РФ руководителю организации предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 28 календарных дней, если иное не предусмотрено Трудовым кодексом РФ или иными федеральными законами.

Если руководителю в соответствии с трудовым договором установлен ненормированный рабочий день, то работа в таком режиме компенсируется предоставлением ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью не менее трех календарных дней[5].

Приказ о предоставлении отпуска руководителю организации вправе подписывать он сам как единоличный исполнительный орган организации.

Издавать приказ о предоставлении отпуска руководителю следует по унифицированной форме № Т-6[6].

ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ РУКОВОДИТЕЛЯ

На период отсутствия руководителя (например, во время отпуска, болезни, командировки) можно не назначать работника, исполняющего обязанности. Руководитель вправе делегировать часть своих полномочий, выдав доверенность на право представительства от имени общества (например, заключение договоров с контрагентами и т. д.), если передача этих полномочий разрешена уставом. Но и в таком случае юридическую ответственность за принятие решения на основании доверенности все равно будет нести руководитель организации.

 

СОВЕТ. В уставе организации или иных документах целесообразно закрепить порядок назначения исполняющего обязанности руководителя и/или делегирования полномочий во избежание споров, касающихся предоставления полномочий руководителя лицу, не избранному на должность единоличного исполнительного органа (директора, генерального директора).

В трудовом договоре или иных локальных нормативных актах также могут содержаться условия, при которых руководитель может назначить другое должностное лицо исполняющим обязанности на периоды своего отсутствия.

Исполнение обязанностей временно отсутствующего руководителя без освобождения от работы, определенной трудовым договором, оформляется документом, подтверждающим согласие замещающего работника, и соответствующим приказом.

Если на период отсутствия руководителя необходимо назначить исполняющего его обязанности, то следует руководствоваться нормами ст. 60.2, 151 ТК РФ. При назначении исполняющего обязанности руководителя на время его отсутствия могут быть установлены ограничения, например, касающиеся изменения структуры и штатного расписания организации.

ЕДИНСТВЕННЫЙ УЧАСТНИК ОБЩЕСТВА

Если общество состоит из единственного участника или акционера, то избрание на должность руководителя организации оформляется решением в письменном виде[7]. С руководителем, который является единственным участником (учредителем) общества, также может заключаться трудовой договор.

Если трудовой договор заключен с руководителем организации, являющимся единственным участником (учредителем), членом этой организации, собственником ее имущества, и при этом производились отчисления в ФСС России, то руководитель имеет право на получение пособий по обязательному социальному страхованию[8].

Согласно разъяснению об обязательном страховом обеспечении по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством руководителей организаций, являющихся их единственными учредителями (участниками), членами организации и собственниками ее имущества[9], руководитель организации, состоящий с ней в трудовых отношениях, а также являющийся единственным учредителем (участником), членом организации, собственником ее имущества, отнесен к лицам, работающим по трудовому договору. Следовательно, он имеет право на получение страхового обеспечения в соответствии с законодательством.

ВЕДЕНИЕ РУКОВОДИТЕЛЕМ ОРГАНИЗАЦИИ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Федеральным законом от 21.11.1996 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» (в ред. от 28.11.2011) предусмотрено несколько способов ведения бухгалтерского учета в организациях. Согласно подп. «г» п. 2 ст. 6 данного Федерального закона руководитель может вести бухгалтерский учет лично. В этом случае необходимо издать приказ по основной деятельности, в котором зафиксировать такой способ ведения бухучета.

ДИСКВАЛИФИКАЦИЯ РУКОВОДИТЕЛЯ

Кодексом РФ об административных правонарушениях (КоАП РФ) установлена такая мера наказания, как дисквалификация, под которой понимается лишение физического лица права занимать руководящие должности в исполнительном органе управления юридического лица, входить в совет директоров (наблюдательный совет), осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическим лицом, а также осуществлять управление юридическим лицом в иных случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации[10].

Дисквалификация устанавливается на срок от шести месяцев до трех лет. Срок давности привлечения к данному виду ответственности установлен не позднее года со дня совершения административного правонарушения, а при длящемся административном правонарушении — года со дня его обнаружения[11]. Решение о дисквалификации принимается только судом.

Дисквалификация может быть применена к руководителю только в том случае, если она предусмотрена в санкциях статей КоАП РФ. В частности, предусмотрена возможность дисквалификации за следующие правонарушения:

• нарушение законодательства о труде и об охране труда[12];

• фиктивное или преднамеренное банкротство[13];

• невыполнение в срок законного предписания органа, осуществляющего государственный надзор, об устранении нарушений законодательства[14].

Органом, уполномоченным предоставлять информацию из реестра дисквалифицированных лиц (далее — Реестр), является Федеральная налоговая служба[15].

С 1 января 2012 г. ответственным за ведение реестра дисквалифицированных лиц вместо МВД России назначена ФНС России. Рекомендуемый в письме ФНС России от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455@ порядок предоставления информации из реестра (в том числе рекомендуемые формы документов) действует до принятия в установленном порядке соответствующего приказа ФНС России.

Данная информация является открытой для ознакомления и может быть предоставлена заинтересованным лицам в виде выписок о конкретных дисквалифицированных лицах за плату в размере одного МРОТ[16].

Указанная информация предоставляется в соответствии с письмом ФНС России от 29.12.2011 № ПА-4-6/22455@ «Об организации работы по предоставлению сведений из реестра дисквалифицированных лиц», в котором приведены рекомендуемые формы запроса физического (юридического) лица, а также выписки из Реестра о конкретном дисквалифицированном лице либо справки об отсутствии в Реестре информации о данном лице.

Запрос заинтересованного лица представляется непосредственно или направляется почтовым отправлением в любой территориальный налоговый орган одновременно с документом, подтверждающим оплату (при ее необходимости). Ответ можно получить как лично, так и по почте, желаемый способ указывается непосредственно в запросе.



[1] Часть 4 ст. 60.2 ТК РФ.

[2] Часть 1 ст. 276 ТК РФ.

[3] Статья 60.1 ТК РФ.

[4] Часть 2 ст. 273 ТК РФ.

[5] Статья 119 ТК РФ.

[6] Утверждена Постановлением Госкомстата России от 05.01.2004 № 1.

[7] Статья 39 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (в ред. от 30.11.2011), ст. 47 Федерального закона от 26.12.1995 № 208-ФЗ «Об акционерных обществах» (в ред. от 30.11.2011).

[8] Письмо ФСС России от 21.12.2009 № 02-09/07-2598П.

[9] Утверждено Приказом Минздравсоцразвития России от 08.06.2010 № 428н.

[10] Статья 3.11 КоАП РФ.

[11] Статья 4.5 КоАП РФ.

[12] Статья 5.27 КоАП РФ.

[13] Статья 14.12 КоАП РФ.

[14] Статья 19.5 КоАП РФ.

[15] Постановление Правительства РФ от 02.08.2005 № 483 «Об уполномоченном органе, осуществляющем формирование и ведение реестра дисквалифицированных лиц» (в ред. от 06.05.2011).

[16] Пункт 4 Постановления Правительства РФ от 11.11.2002 № 805 «О формировании и ведении реестра дисквалифицированных лиц» (в ред. от 06.05.2011).

Е. Н. Малькова,
начальник отдела кадров ОАО «ЗГС»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.