Электронная версия журнала

ОРГАНИЗАЦИЯ ДЕЖУРСТВ НА ПРЕДПРИЯТИЯХ

«Кадровые решения» №3 2006 / Практика применения трудового законодательства

Новая страница 2

В ходе осуществления своей хозяйственной деятельности многие работодатели сталкиваются с необходимостью организации на предприятии или в учреждении дежурства работников. Дежурство, как правило, осуществляется в целях обеспечения стабильной бесперебойной работы организации, оперативного разрешения текущих вопросов в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время, до начала или после окончания рабочего времени основной части персонала предприятия и т.п.

К сожалению, действующее трудовое законодательство не дает необходимого представления ни о понятии, ни о порядке организации и осуществления дежурств. ТК РФ — основной документ, регламентирующий трудовые отношения, вообще не упоминает о возможности привлечения работников к дежурствам; отсутствует полное единообразное и четкое правовое регулирование дежурств и на уровне иных нормативных правовых актов. Последние к тому же носят ведомственный характер и имеют узкоотраслевую направленность. Единственный действующий документ, касающийся организации дежурств в целом, безотносительно к отраслевой или ведомственной принадлежности предприятия — постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г. «О дежурствах на предприятиях и в учреждениях» — не отвечает современному уровню развития законодательства и регламентирует вопросы организации дежурств весьма отрывочно.

Вместе с тем потребность в организации дежурств — объективная реальность и названные отношения, фактически складывающиеся в ходе осуществления трудовой деятельности, остро нуждаются в правовом регулировании. С учетом отсутствия полноценной правовой базы на уровне законодательства основным документом, регламентирующим порядок осуществления дежурств, должен стать соответствующий локальный нормативный акт, создаваемый организацией самостоятельно. Представляется, что с этой целью целесообразно принять специальный документ, посвященный вопросам осуществления дежурств, например, положение об организации дежурств на предприятии (в учреждении). Порядок осуществления дежурств может включаться в качестве составной части и в положение об организации рабочего времени и времени отдыха либо в соответствующий раздел коллективного договора. Дополнением к названному документу должны стать составляемые периодически (на месяц, квартал, год) графики привлечения к дежурствам конкретных работников.

Очевидно, что условия локальных нормативных актов должны соотноситься с задачами, которые ставит перед собой работодатель, вводящий дежурства, и не ухудшать положение работников по сравнению с действующим трудовым законодательством. В тех случаях, когда отдельные вопросы организации дежурства регламентированы на уровне законов или подзаконных нормативных актов, их положения также должны учитываться при формировании соответствующего локального нормативного акта. Так, на сегодня некоторые правила осуществления дежурств установлены законодательством в отношении сотрудников правоохранительных органов, аварийно-спасательных служб, предприятий связи, педагогических, медицинских работников, работников железнодорожного транспорта, предприятий энергетического, нефтяного, газового комплексов и горнодобывающей промышленности[1].

Содержание локального нормативного акта, принимаемого работодателем, должно включать в себя все необходимые элементы, определяющие порядок привлечения работников к дежурствам.

 

ПОНЯТИЕ И ЦЕЛИ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ДЕЖУРСТВА

Как уже было отмечено выше, современное трудовое законодательство не содержит единого понятия дежурства. Термин «дежурство» употребляется в нормативных правовых актах в нескольких значениях.

Первое значение предполагает выполнение работником своих обычных трудовых обязанностей в рамках профессии, квалификации, должности в пределах установленной для него рабочей смены. Термин «дежурство» используется здесь в силу сложившихся традиций правового регулирования. Так, например, традиционно в законодательстве дежурствами именуется деятельность медицинского персонала, охранников, лиц, несущих вахту на речном и морском транспорте, членов аварийных бригад предприятий коммунальной сферы и др. Представляется, что использование в данных случаях термина «дежурство» обусловлено спецификой трудовой функции, заключающейся в готовности в необходимый момент совершить определенные действия (пресечь правонарушение, устранить аварию и т.п.). Такого рода дежурства не требуют какой-либо специфической регламентации, являются обычным рабочим временем работника, которое учитывается и оплачивается в общеустановленном порядке.

Второе значение рассматриваемого термина также связано с готовностью работника, но уже не к совершению определенных действий, а  к выполнению в случае необходимости своих непосредственных трудовых обязанностей в целом по требованию работодателя. При этом работник пребывает вне места нахождения работодателя и является к месту выполнения работы по вызову.  Такое дежурство, как правило, именуется «дежурством на дому» и нуждается в установлении специальных правил его осуществления. Цель данного вида дежурств — оперативное выполнение организацией стоящих перед нею задач, обеспечение ее бесперебойной работы, устранение последствий аварий и т.п.

Третий вид дежурства — выполнение в пользу работодателя действий, прямо не связанных с трудовой функцией работника, направленных на разрешение текущих неотложных вопросов организационного характера. Именно в этом значении исследуемое понятие изначально использовалось законодателем и именовалось ответственным дежурством. На ответственных дежурных возлагаются задачи оперативного управления организацией в периоды, когда ее главные административные органы не функционируют, — в ночное время, нерабочие праздничные или выходные дни.

Ответственные дежурные могут также обеспечивать организационную подготовку к началу рабочей смены основной части персонала предприятия (учреждения) — проверять готовность оборудования, наличие материалов, обеспечивать доступ в производственные или иные помещения и т.п. Этот вид ответственного дежурства отличается от предыдущего и может быть выделен в качестве его самостоятельной разновидности.

Таким образом, вид и порядок осуществления дежурств определяются в первую очередь его целями. В случае когда организацией используются дежурства различных видов — дежурство на дому, ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации), ответственное дежурство перед началом или после окончания рабочей смены, для каждого из них должны быть установлены отдельные правила.

 

ПОРЯДОК ПРИВЛЕЧЕНИЯ К ДЕЖУРСТВАМ

Порядок привлечения к дежурствам должен включать в себя:

  • круг субъектов, осуществляющих дежурство;
  • периодичность дежурств;
  • продолжительность;

·               порядок формирования графиков дежурства и доведения их до сведения работников.

Круг лиц, на которых возлагается обязанность по осуществлению дежурств, зависит от вида дежурства, а также от наличия у некоторых категорий работников особого правового статуса. При решении вопроса о субъектах, подлежащих привлечению к дежурствам, целесообразно  использование двух критериев: профессионального и социального. Так, например, ответственное дежурство по предприятию в целом может поручаться лишь лицам, обладающим определенными знаниями и опытом в сфере управления, а также имеющим комплексное представление о деятельности организации, т.е. менеджерам высшего и среднего звена. Дежурство перед началом или после окончания рабочей смены предполагает наличие у работника определенных профессиональных навыков, позволяющих ему осуществить надлежащую подготовку к выполнению работ.

Представляется, что при установлении круга лиц, привлекаемых к дежурствам, должны учитываться и дополнительные гарантии, предусмотренные законодательством для отдельных категорий работников. Так, полностью от ответственных дежурств должны быть освобождены беременные женщины, а также работники, не достигшие восемнадцатилетнего возраста. Не может возлагаться обязанность по прохождению дежурств такого рода и на работников, в отношении которых установлены специальные правила привлечения к сверхурочным работам, работам в выходные и нерабочие праздничные дни, ночное время: инвалидов, женщин, имеющих ребенка в возрасте до трех лет, родителей ребенка-инвалида, лиц, осуществляющих уход за заболевшим членом семьи. Несмотря на то что законодательство не предоставляет специальных гарантий в части регламентации рабочего времени и времени отдыха одиноким матерям, воспитывающим ребенка в возрасте до четырнадцати лет, данную категорию работников, на наш взгляд, также целесообразно освобождать от участия в дежурствах.

По общему правилу, дежурства могут устанавливаться для одного работника не чаще одного раза в месяц. Однако некоторые специальные нормативные акты предусматривают иную периодичность привлечения к дежурствам. Например, при стоянках в портах командный состав судов морского флота может привлекать к дежурствам с периодичностью один раз в три дня. Даты осуществления дежурства конкретными работниками должны фиксироваться в соответствующих графиках и своевременно доводиться до их сведения под роспись.

Продолжительность дежурства зависит от потребностей работодателя. Так, например, в отношении работников учреждений образования установлено, что длительность их дежурства не может быть более 20 минут до начала и 20 минут после окончания занятий. Если речь идет о дежурствах на дому или ответственных дежурствах по предприятию (учреждению), то она, как правило, равна продолжительности рабочей смены, хотя иногда может быть увеличена и до одних суток. Дежурства продолжительностью более 24 часов не допускаются.

Несмотря на то что дежурства преимущественно не связаны с выполнением работником своих непосредственных трудовых обязанностей, они осуществляются в пользу работодателя, входят в состав общей трудовой функции работника, предполагают временные затраты либо ограничения в использовании работником времени отдыха. С учетом этого время дежурства должно включаться в норму рабочего времени при его планировании на месяц. При ином подходе дежурства рассматриваются как сверхурочная работа.

В соответствии со ст. 103 ТК РФ работа в течение двух смен подряд запрещена. Поскольку дежурство представляет собой разновидность рабочего времени, не допускается привлечение к дежурству таким образом, чтобы ему непосредственно предшествовала или за ним непосредственно следовала другая рабочая смена. Между дежурством и рабочей сменой работнику должно предоставляться время отдыха, по общему правилу равное не менее чем двойной продолжительности рабочей смены.

При осуществлении дежурства в месте выполнения работ его продолжительность учитывается в составе рабочего времени в полном объеме. К сожалению, в законодательстве отсутствуют единые правила учета рабочего времени при дежурствах на дому. Однако из арсенала трудового права может быть использован следующий порядок расчета: время ожидания работника на дому учитывается как 0,25 часа нормального рабочего времени; в случае вызова на рабочее место время выполнения работы исчисляется по его фактической продолжительности[2].

Лишь незначительное число профессий предполагает осуществление дежурств в качестве составляющей главной трудовой функции работника в силу законодательных установлений. Тарифно-квалификационные характеристики большинства профессий и должностей не предусматривают обязанности работника участвовать в осуществлении дежурства. Это вызывает настоятельную потребность во включении данной обязанности в состав трудовой функции работников на уровне должностных инструкций либо трудового договора. Только при таком условии у работодателя появляется право требовать от работника участия в дежурствах, а у работника — обязанность данному требованию подчиниться.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕЖУРНОГО

Дежурство само по себе представляет сложный процесс взаимосвязанных и взаимообусловленных действий как самого дежурного, так и иных работников организации, ее структурных подразделений, органов управления. С учетом того, что ответственное дежурство по предприятию (учреждению, организации) является составляющей трудовой функции работников различных профессий и квалификации, появляется необходимость разработки в рамках организации единых универсальных правил осуществления ответственного дежурства. Положение об организации дежурств должно предусматривать алгоритм поведения ответственного дежурного, его права и обязанности, правила взаимодействия с другими структурными подразделениями, а в случае необходимости и с другими организациями. Например, в нем может определяться порядок ведения журнала дежурства, последовательность оповещения о возникновении каких-либо обстоятельств различных заинтересованных субъектов, конкретные меры, которые должны приниматься дежурным в тех или иных ситуациях, и т.п.

Поскольку дежурства на дому также предполагают отклонения от обычного порядка осуществления трудового процесса, для них аналогичным образом целесообразно разрабатывать специальные правила.

Участие в дежурствах является дополнительной трудовой обязанностью работника и, как правило, не охватывается рамками его основной квалификации. Кроме того, каждая организация имеет собственную специфику ведения дежурств, обусловленную своими потребностями и особенностями организации труда. Поэтому обязанность по обучению работников правилам осуществления дежурства лежит на работодателе.

 

КОМПЕНСАЦИЯ ДЕЖУРСТВА

Дежурства, включаемые в норму рабочего времени, дополнительной компенсации не подлежат.

В том случае, если дежурства осуществляются сверх установленной продолжительности рабочего времени, в выходной или нерабочий праздничный день, компенсация их должна осуществляться по общим правилам, установленным для этих случаев трудовым законодательством: повышенной оплатой либо, по желанию работника, предоставлением дополнительного времени отдыха (ст. 152, 153 ТК РФ).

Принимая во внимание, что дежурства выступают специфической разновидностью рабочего времени, в положении об организации дежурств порядок компенсации дежурства, включая правила его оплаты, должен оговариваться специальным образом.

При формировании соответствующего локального нормативного акта могут предусматриваться и иные положения об осуществлении дежурств, обусловленные его потребностями, а также спецификой деятельности организации. По аналогии с нормами, устанавливающими правила введения в организации режимов рабочего времени, положения об осуществлении дежурств должны приниматься с участием представительного органа работников.

Поскольку привлечение работников к дежурствам затрагивает наиболее существенные из их трудовых прав, введение, упразднение дежурств, изменение условий их осуществления должны производиться по правилам ст. 73 ТК РФ как изменения существенных условий трудового договора.

 

Приложение

 

Постановление Секретариата ВЦСПС от 2 апреля 1954 г.

«О дежурствах на предприятиях и в учреждениях»

 

(Бюллетень ВЦСПС, 1954, № 8)

 

Секретариат ВЦСПС отмечает, что на предприятиях и в учреждениях практикуется неправильное привлечение рабочих и служащих к дежурствам после окончания рабочего дня и в ночное время. Нередки случаи, когда на дежурных возлагаются обязанности сторожей, проверка пропусков, прием почты. К дежурствам также привлекаются матери, имеющие детей в возрасте до 12 лет, беременные женщины.

Работники, привлекаемые к дежурствам, лишаются нормального отдыха, снижается их трудоспособность.

В целях ликвидации излишних дежурств на предприятиях и в учреждениях Секретариат ВЦСПС постановляет:

1. Дежурства рабочих и служащих на предприятиях и в учреждениях после окончания рабочего дня, выходные и праздничные дни могут вводиться в исключительных случаях и только по согласованию с фабричным, заводским, местным комитетом. Не допускается привлечение работников к дежурствам чаще одного раза в месяц.

2. В случае привлечения к дежурствам после окончания рабочего дня явка на работу для работников с нормированным и ненормированным рабочем днем переносится в день дежурства на более позднее время. Продолжительность дежурства или работы вместе с дежурством не может превышать нормальной продолжительности рабочего дня.

Дежурства в выходные и праздничные дни компенсируются предоставлением в течение ближайших 10 дней отгула той же продолжительности, что и дежурство.

 

[1] См. например: Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; Положение о рабочем времени и времени отдыха работников эксплуатационных предприятий связи, утвержденное постановлением Минтруда РФ от 17 ноября 1997 г. № 58;  приказ МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8-ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров»; письмо Минобразования и науки РФ от 26 октября 2004 г. и др.

[2] См., например: ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»; п. 1.8 приказа МПС СССР от 18 сентября 1990 г. № 8ЦЗ «О введении в действие особенностей регулирования рабочего времени и времени отдыха отдельных категорий работников железнодорожного транспорта и метрополитенов, непосредственно связанных с обеспечением безопасности движения поездов и обслуживанием пассажиров» и др.

 

 

И.В. Аленина, канд. юрид. наук, доцент кафедры трудового права Омского государственного университета

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 3, 2006.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.