Электронная версия журнала

Трудовая деятельность иностранных граждан в вопросах и ответах

«Кадровые решения» №2 2014 / Практика применения трудового законодательства

Может ли иностранный гражданин, временно пребывая в России, работать не по профессии, указанной в разрешении на работу?

Временно пребывающий в России иностранный гражданин (гражданин Украины)  имеет разрешение на работу по профессии «каменщик». Может ли он  работать в организации по другой профессии, например грузчиком?

Граждане Украины являются временно пребывающими на территории Российской Федерации иностранными гражданами, которые въезжают в нашу страну в безвизовом порядке [1].

Для ведения трудовой деятельности на территории России гражданин Украины должен иметь разрешение на работу. Категории иностранных граждан, которые могут осуществлять трудовую деятельность в России без разрешения на работу, перечислены в п. 4 ст. 13 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

СЛОВАРЬ

Разрешение на работу — это документ, подтверждающий право иностранного гражданина на временное осуществление на территории Российской Федерации трудовой деятельности (Пункт 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ.).

В связи с тем, что трудовая деятельность иностранных граждан в Российской Федерации имеет некоторые особенности, оформлять прием на работу иностранных работников, временно пребывающих на территории России, работодатель может только на те вакансии (должности, профессии), по которым иностранцы имеют разрешение осуществлять трудовую деятельность.

Разрешение на работу оформляется территориальными органами ФМС России в виде пластиковой карты по установленной форме. Для безвизового иностранного работника форма разрешения на работу приведена в Приложении № 4 к Приказу ФМС России от 25.12.2006 № 370 (в ред. от 16.03.2009) «Об утверждении формы бланка заявления о выдаче иностранному гражданину или лицу без гражданства разрешения на работу и формы бланка разрешения на работу иностранному гражданину или лицу без гражданства». В соответствующей графе разрешения на работу указывается вид деятельности, по которой иностранный работник имеет право осуществлять трудовую деятельность.

В рассматриваемой ситуации в разрешении на работу, которое выдано гражданину Украины, указана профессия «каменщик». Поскольку организация планирует принять его для выполнения работы по профессии «грузчик», необходимо, чтобы в разрешении на работу был указан соответствующий вид деятельности. Если в разрешении на работу указан вид деятельности, не соответствующий профессии (виду работы), на которую претендует иностранный работник, то принимать на эту работу такого иностранного гражданина нельзя.

Если гражданин Украины будет осуществлять трудовую деятельность по профессии «грузчик», не имея при этом разрешения на данный вид деятельности, то в случае проведения проверки территориальные органы ФМС России придут к выводу, что организация фактически привлекла к трудовой деятельности иностранного гражданина, не имеющего разрешения на работу. Это связано с тем, что работа иностранца по должности (профессии, специальности), не соответствующей указанной в разрешении, приравнивается к работе без разрешения. Такое нарушение повлечет за собой санкции, предусмотренные действующим законодательством.

Сделанный вывод подтверждается судебной практикой судов общей юрисдикции (см., например, Постановление Верховного Суда РФ от 23.09.2011 № 18-АД11-15), а также арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 09.08.2013 по делу № А63-16119/2012, от 21.05.2012 № А53-16050/2011).

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ!

В  пункте 4.2 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ теперь прямо закреплено, что временно пребывающий в Российской Федерации иностранный гражданин не вправе осуществлять трудовую деятельность по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. При этом работодатель или заказчик работ (услуг) не вправе привлекать иностранного гражданина к трудовой деятельности вне пределов субъекта Российской Федерации, на территории которого данному иностранному гражданину выдано разрешение на работу, а также по профессии (специальности, должности, виду трудовой деятельности), не указанной в разрешении на работу. 

Указанные изменения вступили в силу с 1 января 2014 г. (Федеральный закон от 23.07.2013 № 203-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” и отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях создания дополнительных благоприятных условий для обучения в Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства»).

За незаконное привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина предусмотрена административная  ответственность по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ. Так, за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральном законом, предусмотрены следующие меры ответственности:

  • штраф от 250 000 руб. до 800 000 руб. или административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток — в отношении  организации;
  • штраф от 25 000 руб. до 50 000 руб. — в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

При этом необходимо учитывать, что за упомянутое выше нарушение для организаций, расположенных в г. Москве, Московской области, г. Санкт-Петербурге и Ленинградской области, ч. 4 ст. 18.15 КоАП РФ установлены штрафы в повышенном размере:

  • штраф от 400 000 руб. до 1 млн руб. или административное приостановление деятельности организации на срок от 14 до 90 суток — в отношении  организации;
  • штраф от 35 000 руб. до 70 000 руб. — в отношении должностного лица (например, руководителя организации).

Кроме того, осуществление трудовой деятельности в Российской Федерации без разрешения на работу, если такое разрешение требуется в соответствии с федеральным законом, влечет за собой административную ответственность иностранного гражданина, предусмотренную ст. 18.10 КоАП РФ. За такое правонарушение для иностранца предусмотрен штраф в размере от 2000 руб. до 5000 руб. с административным выдворением за пределы Российской Федерации или без такового.

Учитывая изложенное, во избежание претензий территориальных органов ФМС России организации не следует принимать на работу  иностранного гражданина для выполнения трудовых обязанностей по профессии «грузчик», поскольку в выданном ему разрешении на работу указан вид деятельности (профессия) «каменщик». В рассматриваемой ситуации гражданину Украины необходимо получить новое разрешение на работу по виду деятельности (профессии), на которую планируется принять на работу этого работника.

Разрешение на работу по другой должности (профессии) иностранный гражданин может получить самостоятельно, либо оформлением разрешения на работу по предложенной должности (профессии) может заняться работодатель [2].

Можно ли принять на работу по трудовому договору иностранных граждан, у которых оформлены патенты?

Организация (ООО) хочет принять на работу по трудовому договору временно пребывающих иностранных граждан (граждан Узбекистана, Молдовы), у которых оформлены патенты (выданы территориальным органом ФМС России). Правомерно ли такое трудоустройство?

В настоящее время патент выдается по форме, утвержденной Приказом ФМС России от 05.07.2013 № 303.

Патент, который выдан иностранным гражданам территориальным органом ФМС России, дает им право на работу только у физических лиц (граждан Российской Федерации). Из норм ст. 13.3 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ) следует, что граждане Российской Федерации имеют право привлекать иностранных граждан, прибывших в Россию в порядке, не требующем получения визы и получивших патент, к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности (например, ремонт квартиры, присмотр за домом, уход за детьми (няня) и др.).

Кроме того, п. 10 ст. 13.3 Федерального закона № 115-ФЗ прямо указывает, что для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в установленном порядке. В этом случае разрешение выдается на срок, не превышающий одного года со дня въезда иностранного гражданина в Российскую Федерацию.

Следовательно, в организации иностранный гражданин на основании патента работать не может. Если организация примет на работу иностранного гражданина, который имеет патент и не получил разрешение на работу, то за такое нарушение организация может быть привлечена к административной ответственности по ч. 1 ст. 18.15 КоАП РФ за привлечение к трудовой деятельности в Российской Федерации иностранного гражданина при отсутствии у него разрешения на работу.

Сказанное выше подтверждает и судебная практика арбитражных судов (см., например, Постановления ФАС Центрального округа от 06.08.2012 по делу № А54-4713/2011, от 06.08.2012 по делу № А54-4714/2011, Постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.12.2012 № 15АП-14755/2012).

Для трудоустройства иностранного гражданина в организацию на законном основании он обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном Федеральным законом № 115-ФЗ и Административным регламентом,  утвержденным Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (в ред. от 30.09.2010).

Согласно п. 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ разрешение на работу является документом, подтверждающим право иностранного работника на временное осуществление на территории России трудовой деятельности или право иностранного гражданина, зарегистрированного в России в качестве индивидуального предпринимателя, на осуществление предпринимательской деятельности.

Таким образом, принять иностранных граждан (граждан Узбекистана и Молдовы)  на работу в организацию можно будет только после того, как они в установленном порядке получат разрешение на работу (за исключением случаев, когда такое разрешение не требуется) (п. 4 ст. 13 Федерального закона № 115-ФЗ).

Обязан ли работодатель уведомлять УФМС России и службу занятости о предоставлении отпуска иностранному работнику?

В организации работает иностранный работник (гражданин Украины). В феврале 2014 г. он  уходит в ежегодный отпуск на 28 календарных дней. Обязан ли работодатель уведомлять УФМС России и службу занятости о предоставлении отпуска иностранному работнику?

Обязанность по уведомлению об отпуске иностранного работника территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей и заказчиков работ (услуг), привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

  • иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы (безвизовый иностранец);
  • иностранный гражданин имеет разрешение на работу.

При соблюдении данных условий работодатель обязан уведомить упомянутые выше ведомства о предоставлении иностранному работнику отпуска без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года по форме, приведенной в приложении № 9 к Приказу ФМС России № 147 от 28 июня 2010 г. Данная форма уведомления применяется с 1 сентября 2010 г.

Уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения нужно в течение трех рабочих дней с даты предоставления иностранному работнику отпуска без сохранения зарплаты указанной выше продолжительности [3]).

Следовательно, если иностранному работнику (гражданину Украины) предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск или отпуск без сохранения заработной платы продолжительностью менее одного календарного месяца в течение года, то уведомлять территориальный орган ФМС России (УФМС России) и службу занятости населения организации не нужно.

На какой срок можно заключать договор с временно пребывающим на территории РФ иностранным гражданином?

 

Организация принимает на работу гражданина Таджикистана (временно пребывающего). На какой срок можно заключить с ним трудовой договор?

Правовой статус иностранных граждан на территории России определен Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ). Согласно абзацу 13 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ иностранный работник — это иностранный гражданин, временно пребывающий в Российской Федерации и осуществляющий в установленном порядке трудовую деятельность.

Трудовые отношения с участием иностранцев регулируются правилами, установленными трудовым законодательством России и иными актами, содержащими нормы трудового права, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации (ч. 5 ст. 11 ТК РФ). Следовательно, на иностранных работников распространяются общие условия и порядок заключения трудовых договоров, установленные российским трудовым законодательством, но с учетом особенностей, предусмотренных Федеральным законом № 115-ФЗ и международными договорами.

По общему правилу трудовые договоры с работниками заключаются на неопределенный срок (ч. 1 ст. 58 ТК РФ). Срочный трудовой договор в обязательном порядке заключается с работником только в случаях, когда трудовые отношения не могут быть установлены на неопределенный срок с учетом характера предстоящей работы или условий ее выполнения (ч. 2 ст. 58 ТК РФ). Основной перечень этих случаев приведен в ч. 1 ст. 59 ТК РФ (например, выполнение сезонных работ). В нем законодателем не упомянуты иностранные граждане, имеющие срочное разрешение на работу на территории Российской Федерации. Кроме того, работодатель обязан заключить срочный трудовой договор с работником в других случаях, предусмотренных ТК РФ или другими федеральными законами. Трудовой кодекс РФ и иные федеральные законы, в том числе регулирующие правовой статус иностранных граждан (например, Федеральный закон № 115-ФЗ), не предусматривают обязанности работодателя заключать с иностранцами срочный трудовой договор (на срок действия разрешения на работу). Поэтому считаем, что с принимаемым на работу иностранным гражданином (временно пребывающим) необходимо заключить трудовой договор на неопределенный срок, за исключением тех случаев, когда необходимость или возможность заключения срочного трудового договора прямо предусмотрена чч. 1 или 2 ст. 59 ТК РФ, а также международными договорами.

Сделанный вывод подтверждается разъяснениями, содержащимися в письме Роструда от 23.10.2013 № ПГ/9509-6-1.

Где получить разрешение на работу?

 

Где можно получить разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту, если приглашающая организация находится в г. Казань?

Разрешение на работу высококвалифицированному иностранному специалисту выдается по форме, утвержденной Приказом ФМС России № 487 от 30 декабря 2010 г. (приложение № 1 к указанному Приказу — для визового иностранного гражданина).

Для получения разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо лично явиться в ФМС России или территориальный орган ФМС России. Если в иностранном государстве, гражданином которого является высококвалифицированный специалист, открыто представительство или имеется представитель ФМС России, то для получения разрешения на  работу необходимо лично явиться в представительство (к представителю) данного ведомства (п. 15 ст. 13.2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ  «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 23.07.2013, далее — Федеральный закон № 115-ФЗ).

Разрешение на работу выдается при предъявлении документа, удостоверяющего личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве (например, паспорта иностранного гражданина) [4].

Приказом ФМС России от 15.01.2013 № 4 утвержден Перечень уполномоченных территориальных органов ФМС России, которые осуществляют прием и рассмотрение ходатайств о привлечении высококвалифицированных специалистов и прилагаемых к ним (ходатайствам) документов, оформление и выдачу высококвалифицированным специалистам разрешений на работу, продление срока их действия, прием уведомлений об исполнении обязательств по выплате заработной платы (вознаграждения), о случаях расторжения трудовых договоров или гражданско-правовых договоров на выполнение работ (оказание услуг) с данными высококвалифицированными специалистами и случаях предоставления им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года).

Необходимо учитывать, что разрешение на работу указанной категории иностранных работников оформляют только 15 уполномоченных территориальных органов ФМС России, указанных в Перечне, утвержденном Приказом ФМС России от 15.01.2013 № 4.

Поскольку в упомянутый Перечень не включено территориальное подразделение ФМС России по Республике Татарстан (УФМС России по Республике Татарстан), можно сделать вывод, о том, что для получения разрешения на работу высококвалифицированному иностранному специалисту необходимо лично обратиться в ФМС России (г. Москва) либо в представительство (к представителю) данного ведомства в иностранном государстве (если представительство открыто или имеется представитель ФМС России).



[1] Пункт Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федераци».

[2] Пункт 2 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, пп. 46, 122 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждены Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России № 2 от 11.01.2008 (в ред. от 30.09.2010).

[3] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ, п. 2 Порядка предоставления работодателями или заказчиками работ (услуг) уведомления о заключении и расторжении трудовых договоров или гражданско-правовых договоров с иностранными гражданами, прибывшими в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, а также о предоставлении им отпусков без сохранения заработной платы продолжительностью более одного календарного месяца в течение года, утвержден Приказом ФМС России от 28.06.2010 № 147 (в ред. от 05.09.2013.

[4] Пункты 11.1, 136.18 Административного регламента предоставления Федеральной миграционной службой, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области содействия занятости населения, Федеральным агентством морского и речного транспорта и Федеральным агентством по рыболовству государственной услуги по выдаче заключений о привлечении и об использовании иностранных работников, разрешений на привлечение и использование иностранных работников, а также разрешений на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, утверждены Приказом ФМС России № 1, Минздравсоцразвития России № 4, Минтранса России № 1, Госкомрыболовства России от 11.01.2008 (в ред. от 19.09.2013).

 

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 2, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.