Принудительное исполнение обязанности работодателя по выплате заработной платы и других выплат

«Кадровые решения» №1 2020 / Надзор и контроль

Федеральным законом № 393-ФЗ внесены важные изменения в Трудовой кодекс РФ. Государственным инспекторам труда предоставлены полномочия принимать решения о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате заработной платы и других сумм, причитающихся работнику.

Федеральным законом № 402-ФЗ внесены изменения в Федеральный закон от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее — Федеральный закон № 229-ФЗ) и урегулированы особенности исполнения службой судебных приставов указанных решений государственного инспектора труда о принудительном исполнении.

Расскажем подробнее о сути изменений.

НОВЫЕ ПОЛНОМОЧИЯ ТРУДОВОЙ ИНСПЕКЦИИ

Федеральным законом № 393-ФЗ к полномочиям трудовой инспекции отнесены:

  • организация и проведение мероприятий, направленных на профилактику нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Эти мероприятия трудовая инспекция будет определять ежегодно и утверждать в виде программы профилактики таких нарушений;
  • принятие мер по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Соответствующие полномочия теперь закреплены в ст. 356 ТК РФ.

 

Кроме того, в ч. 1 ст. 357 ТК РФ закреплено право государственных инспекторов труда принимать решение о принудительном исполнении обязанности работодателя по выплате начисленных, но не выплаченных в установленный срок работнику заработной платы и (или) других выплат, осуществляемых в рамках трудовых отношений.

Напомним, что согласно ч. 6 ст. 136 ТК РФ работодатель обязан выплачивать работникам заработную плату в сроки, установленные:

  • правилами внутреннего трудового распорядка;
  • коллективным договором (при его наличии в организации);
  • или трудовым договором.

Заработную плату необходимо выплатить работникам не позднее 15 календарных дней со дня окончания периода, за который она начислена.

Обязанность работодателя выплачивать в полном размере причитающуюся работникам заработную плату в сроки, установленные коллективным договором, правилами внутреннего трудового распорядка, трудовым договором, закреплена в ч. 2 ст. 22 ТК РФ.

ИНСПЕКТОР ГИТ ПРИНИМАЕТ РЕШЕНИЕ О ПРИНУДИТЕЛЬНОМ ИСПОЛНЕНИИ

На практике работодатели (организации, индивидуальные предприниматели) нередко нарушают требования трудового законодательства и других нормативных актов и не выплачивают заработную плату работникам своевременно. В результате у работодателей образуется задолженность по зарплате перед работниками.

Такие нарушения выявляет трудовая инспекция при проведении плановых и внеплановых проверок работодателей.

Полномочия трудовой инспекции по принудительному исполнению обязанности работодателя по выплате начисленной, но не выплаченной зарплаты и других выплат в рамках трудовых отношений закреплены в новой ст. 360.1 ТК РФ. Если в ходе проверки у работодателя было выявлено нарушение, связанное с невыплатой зарплаты и других выплат, государственный инспектор труда выдает ему предписание. В предписании указывается срок для устранения такого нарушения.

Чтобы проконтролировать исполнение работодателем выданного ему предписания, трудовая инспекция вправе проводить внеплановую проверку[1].

В случае неисполнения работодателем в установленный срок предписания государственного инспектора труда об устранении нарушения, связанного с выплатой работнику зарплаты, инспектор ГИТ принимает решение о принудительном исполнении данной обязанности.

Информация, содержащая разъяснение о порядке принятия решения о принудительном исполнении, должна быть включена в предписание государственного инспектора труда.

Срок принятия инспектором ГИТ решения о принудительном исполнении законодательно ограничен. Такое решение принимается по истечении срока, установленного предписанием государственного инспектора труда, при отсутствии сведений о его исполнении по результатам внеплановой проверки, но не позднее:

  • одного месяца после истечения срока, указанного в предписании;
  • или одного месяца после вступления в законную силу решения суда о признании законным предписания в случае его обжалования в суд.

Решение о принудительном исполнении является исполнительным документом[2].

Оно оформляется в соответствии с требованиями, установленными законодательством Российской Федерации об исполнительном производстве.

В решении о принудительном исполнении должны содержаться:

  • сведения, указанные в ч. 1 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ;
  • сведения о реквизитах банковского счета взыскателя

и проставляться отметка о вручении указанного решения работодателю[3].

Решение о принудительном исполнении в течение трех рабочих дней после его принятия должно быть направлено государственным инспектором труда работодателю одним из следующих способов:

  • по почте заказным письмом с уведомлением;
  • в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью.

Работодателю предоставлено право обжаловать в суд решение о принудительном исполнении в течение десяти дней со дня его получения.

В случае, если решение о принудительном исполнении не исполнено работодателем и истек срок его обжалования, экземпляр данного решения направляется на исполнение в Федеральную службу судебных приставов.

Необходимо учитывать, что ч. 6 ст. 360.1 ТК РФ предусматривает исключение из общих правил. Нормы ст. 360.1 ТК РФ не применяются по отношению к взысканию денежных средств, начисленных, но не выплаченных отдельным категориям работников кредитных организаций, указанным в ч. 4 ст. 349.4 ТК РФ. К ним относятся лица, которые занимают должности:

  • единоличного исполнительного органа, его заместителей;
  • членов коллегиального исполнительного органа;
  • главного бухгалтера, заместителя главного бухгалтера банка;
  • руководителя, главного бухгалтера филиала банка;
  • членов совета директоров (наблюдательного совета) банка;
  • контролирующих банк лиц, определяемых в соответствии с законодательством о банкротстве.

[1] Абзац 2 ч. 7 ст. 360 ТК РФ.

[2] Часть 4 ст. 360.1 ТК РФ, п. 5.1 ч. 1 ст. 12 Федерального

закона № 229-ФЗ.

[3] Часть 1.2 ст. 13 Федерального закона № 229-ФЗ.

И. Г. Умяров,
юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 1, 2020.

Скачать бесплатно демо-номер журнала

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.