Электронная версия журнала

Особенности регулирования труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях в 2015 году

«Кадровые решения» №1 2015 / Практика применения трудового законодательства

С 01.01.2015 вступили в силу изменения к некоторым федеральным законам, в соответствии с которыми будет осуществляться регулирование труда лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях (далее — Крайний Север). На протяжении 2014 г. изменения в такие акты вносились четыре раза[1] и направлены они были, в первую очередь, на повышение уровня гарантий, предоставляемых работникам Крайнего Севера, усиление защиты их законных прав и интересов. Об особенностях регулирования труда данной категории работников в наступившем году мы и расскажем в нашей статье.

 

Краткий анализ особенностей регулирования труда работников Крайнего Севера

Особенности регулирования труда работников Крайнего Севера заключаются в предоставлении таким работникам некоторых особых гарантий и соответствующих компенсаций, предусмотренных положениями ряда нормативных правовых актов Российской Федерации, включая Трудовой кодекс Российской Федерации (далее — государственные гарантии; ТК РФ).

Дополнительные гарантии и компенсации таким работникам могут устанавливаться также в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления в пределах районов (местностей) Крайнего Севера либо действующими у соответствующих работодателей коллективными договорами, соглашениями, локальными нормативными актами. Дополнительные гарантии и компенсации предоставляются исходя из финансовых возможностей соответствующих субъектов (органов) РФ и работодателей.

Виды государственных гарантий и общие условия их предоставления определены в главе 50 ТК РФ и Законе Российской Федерации от 19.02.1993 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» (в ред. от 21.07.2014; далее — Закон № 4520-1). К таким гарантиям относятся:

  • оплата труда в повышенном размере с применением т. н. районных коэффициентов и процентных надбавок (ст. 10, 11 Закона № 4520-1);
  • повышенные гарантии при увольнении в связи с ликвидацией либо сокращением численности или штата работников организации-работодателя;
  • предоставление ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска (ст. 14 Закона № 4520-1; ст. 116 и ч. 2 ст. 120 ТК РФ);
  • компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно (ст. 33 Закона № 4520-1);
  • компенсации расходов, связанных с переездом (ст. 35 Закона № 4520-1);
  • предоставление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) дополнительного времени еженедельного отдыха (ст. 110 ТК РФ);
  • установление (отдельным категориям работников Крайнего Севера) сокращенной продолжительности еженедельного рабочего времени (ч. 2 ст. 91 и ст. 92 ТК РФ);
  • гарантии медицинского обеспечения (ст. 223 ТК РФ).

 

Обзор наиболее существенных изменений в регулировании труда работников Крайнего Севера в 2015 году

С началом 2015 г. в регулировании труда работников Крайнего Севера произошли очередные изменения, обусловленные вступлением в силу новой редакции соответствующих положений Закона № 4520-1, их последующим применением во взаимосвязи с положениями ТК РФ, обновленная редакция которых в полном объеме действует с августа 2014 г.

 

Определение размера районного коэффициента и порядок его применения

В соответствии со ст. 316 ТК РФ и ст. 10 Закона № 4520-1[2] размер районного коэффициента и порядок его применения для расчета заработной платы работников Крайнего Севера должны устанавливаться Правительством Российской Федерации, при этом за органами государственной власти субъектов Российской Федерации и местного самоуправления сохраняется право устанавливать (за счет средств соответственно бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов муниципальных образований) более высокие размеры районных коэффициентов для расчета заработной платы некоторых категорий работников Крайнего Севера, в том числе:

  • работников государственных органов и учреждений субъектов Российской Федерации;
  • работников органов местного самоуправления;
  • работников муниципальных учреждений.

Нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации может быть установлен предельный размер повышения районного коэффициента, устанавливаемого входящими в состав этого субъекта муниципальными образованиями.

Суммы указанных расходов относятся к расходам на оплату труда[3] в полном размере[4].

 

Гарантии медицинского обеспечения

Гарантии медицинского обеспечения для работников Крайнего Севера должны устанавливаться в соответствии с действующими у работодателей коллективными договорами (ч. 3 ст. 323 ТК РФ[5]). Гарантии медицинского обеспечения для работников государственных органов субъектов Российской Федерации, местного самоуправления, государственных или муниципальных учреждений устанавливаются органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (ч. 2 ст. 323 ТК РФ).

Согласно ч. 1 ст. 323 ТК РФ работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений, расположенных в районах Крайнего Севера, коллективным договором может предусматриваться оплата за счет средств работодателя:

  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для медицинских консультаций;
  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации для лечения.

 

Кстати
Такая гарантия предоставляется работнику при наличии выданного в установленном порядке медицинского заключения при условии, что соответствующие консультации и лечение не могут быть предоставлены работнику по месту проживания.

 

Указанные гарантии не предоставляются членам семьи работника, за исключением случаев, предусмотренных трудовым договором.

 

Компенсация расходов на оплату стоимости переезда, проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно

В наступившем году вступили в силу изменения, определяющие порядок компенсации работникам Крайнего Севера расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно, а также расходов, связанных с переездом.

Согласно ч. 1 ст. 326 ТК РФ[6] лицам, заключившим трудовые договоры о работе в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, расположенных в районах Крайнего Севера, и прибывшим в соответствии с этими договорами из других регионов Российской Федерации, за счет средств работодателя предоставляются следующие гарантии и компенсации:

  • единовременное пособие работнику в размере двух месячных тарифных ставок, окладов (должностных окладов) и единовременное пособие на каждого прибывающего с ним члена его семьи в размере половины месячной тарифной ставки, оклада (должностного оклада) работника;
  • оплата стоимости проезда работника и членов его семьи в пределах территории Российской Федерации по фактическим расходам;
  • оплата стоимости провоза багажа не свыше пяти тонн на семью по фактическим расходам, но не свыше тарифов, предусмотренных для перевозки железнодорожным транспортом;
  • оплачиваемый отпуск продолжительностью семь календарных дней для обустройства на новом месте.

 

Обратите внимание!
Право на оплату стоимости проезда и стоимости провоза багажа членов семьи сохраняется в течение одного года со дня заключения работником трудового договора в данной организации в районах Крайнего Севера (ч. 2 ст. 326 ТК РФ).

 

Работник федерального государственного органа, государственного внебюджетного фонда Российской Федерации, федерального государственного учреждения и члены его семьи в случае переезда к новому месту жительства в другую местность в связи с прекращением трудового договора по любым основаниям (в том числе в случае смерти работника), за исключением увольнения за виновные действия, имеют право на компенсацию стоимости проезда и стоимости провоза багажа на вышеуказанных условиях (ч. 3 ст. 326 ТК РФ).

Размер, условия и порядок компенсации расходов работника, связанных с переездом, может быть зафиксирован (в зависимости от места работы) в следующих документах:

 

 Извлечение
из Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 326. Компенсации расходов, связанных с переездом
[…]
Размер, условия и порядок компенсации расходов, связанных с переездом, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, и работникам указанных органов, учреждений устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, лицам, заключившим трудовые договоры о работе в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, и работникам указанных органов, учреждений — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, лицам, заключившим трудовые договоры о работе у других работодателей, и работникам данных работодателей — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.
 

 

В соответствии с обновленной редакцией ст. 325 ТК РФ[7] (ч. 1) работники Крайнего Севера имеют право на оплату один раз в два года за счет средств работодателя стоимости проезда и провоза багажа в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно.

В данном случае размер, условия и порядок компенсации расходов работника также устанавливаются различными нормативным документами, в т. ч. локальными:

 

Извлечение
Из Трудового кодекса Российской Федерации
Статья 325. Компенсация расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно
[…]
Порядок компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска и обратно для лиц, работающих в федеральных государственных органах, государственных внебюджетных фондах Российской Федерации, федеральных государственных учреждениях, и членов их семей устанавливается нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.
[…]
для лиц, работающих в государственных органах субъектов Российской Федерации, государственных учреждениях субъектов Российской Федерации, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации, в органах местного самоуправления, муниципальных учреждениях, — нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, у других работодателей, — коллективными договорами, локальными нормативными актами, принимаемыми с учетом мнения выборных органов первичных профсоюзных организаций, трудовыми договорами.

 

Работникам федеральных государственных органов, государственных внебюджетных фондов Российской Федерации, федеральных государственных учреждений компенсация соответствующих расходов производится только по их заявлению не позднее чем за три рабочих дня до отъезда в отпуск исходя из примерной стоимости проезда (окончательный расчет производится по возвращении из отпуска на основании представленных билетов или других документов) и только в случае, если данное место работы является основным. Работнику компенсируются расходы на оплату:

  • стоимости проезда в пределах территории Российской Федерации к месту использования отпуска и обратно любым видом транспорта (за исключением такси), в том числе личным (компенсация расходов производится по наименьшей стоимости проезда кратчайшим путем);
  • стоимости провоза багажа весом до 30 килограммов;
  • стоимости проезда и провоза багажа к месту использования отпуска работника и обратно неработающим членам его семьи (мужу, жене, несовершеннолетним детям, фактически проживающим с работником) независимо от времени использования отпуска.

 

Прочие изменения

В соответствии с изменениями, предусмотренными Федеральным законом от 21.07.2014 № 231-ФЗ «О внесении изменений в статьи 4 и 35 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях”» (далее — Федеральный закон № 231-ФЗ), действие ряда положений обновленной редакции Закона № 4520-1 распространяется на правоотношения, возникшие с 16.05.2013. Так, Федеральный закон № 231-ФЗ направлен на реализацию Постановления Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9–П[8] и определяет источник финансирования компенсации расходов неработающим пенсионерам и членам их семей, находящимся на их иждивении, в связи с переездом из районов Крайнего Севера к новому месту жительства на территории РФ, не относящемуся к указанным районам и местностям.

 

Извлечение
из Федерального закона № 231-ФЗ
[…]
1) в статье 4:
а) дополнить новой частью второй следующего содержания:
«Компенсация расходов, связанных с переездом из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, гражданам, указанным в части шестой статьи 35 настоящего Закона, осуществляется за счет бюджетных ассигнований, предоставляемых из федерального бюджета в форме межбюджетных трансфертов бюджету Пенсионного фонда Российской Федерации.»;
[…]
2) статью 35 дополнить частями шестой и седьмой следующего содержания:
«Лицам, являющимся получателями трудовых пенсий и (или) пенсий по государственному пенсионному обеспечению, не работающим по трудовым договорам, не получающим выплат и иных вознаграждений по гражданско-правовым договорам, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, по договорам авторского заказа, договорам об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательским лицензионным договорам, лицензионным договорам о предоставлении права использования произведений науки, литературы, искусства и не осуществляющим иной деятельности, в период которой они подлежат обязательному пенсионному страхованию в соответствии с законодательством Российской Федерации, и членам их семей, находящимся на их иждивении, в случае переезда из районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей к новому месту жительства на территории Российской Федерации, не относящемуся к указанным районам и местностям, однократно компенсируются расходы на оплату стоимости проезда к новому месту жительства и стоимости провоза багажа».
[…]

 

Размер, условия и порядок компенсации соответствующих расходов устанавливаются Правительством Российской Федерации [9].

 

В следующем номере журнала мы продолжим разговор о регулировании труда работников в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях: обратимся к анализу судебной практики, касающейся решения вопросов о надлежащей оплате труда и предоставления полагающегося времени отдыха.

 


[1] Изменения, предусмотренные Федеральными законами от 02.04.2014 № 50-ФЗ, от 02.04.2014 № 55-ФЗ и от 21.07.2014 № 231-ФЗ, вступили в силу в полном объеме, а Федеральным законом от 21.07.2014 № 216-ФЗ — частично.

[2] В ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 55-ФЗ «О внесении изменений в статью 10 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и Трудовой кодекс Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 55-ФЗ).

[3] Статья 145 ТК РФ «Условия оплаты труда руководителей организаций, их заместителей, главных бухгалтеров и заключающих трудовой договор членов коллегиальных исполнительных органов организаций» (включая организации, осуществляющие деятельность в районах Крайнего Севера; в ред. Федерального закона № 55-ФЗ).

[4] Части 2–4 ст. 168 ТК РФ «Возмещение расходов, связанных со служебной командировкой» (в ред. Федерального закона № 55-ФЗ).

[5] Здесь и далее ст. 323 ТК РФ в ред. Федерального закона № 55-ФЗ.

[6] Здесь и далее ст. 326 ТК РФ в ред. Федерального закона № 55-ФЗ.

[7] Здесь и далее ст. 325 ТК РФ в ред. Федерального закона от 02.04.2014 № 50-ФЗ «О внесении изменений в статью 33 Закона Российской Федерации “О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях” и статью 325 Трудового кодекса Российской Федерации».

[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 14.05.2013 № 9-П «По делу о проверке конституционности пункта 4 статьи 26 Федерального закона от 22 августа 2004 года № 122-ФЗ “О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации” в связи с жалобой гражданки Н. М. Моренко”».

[9] До настоящего времени не установлены. — Примеч. автора.

М. Ю. Рогожин, эксперт

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 1, 2015.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.