Электронная версия журнала

Профессиональный отбор водителей транспортных средств

«Кадровые решения» №11 2016 / Практика применения трудового законодательства

 

С 12.08.2016 вступил в силу Порядок прохождения профессионального отбора и профессионального обучения работниками, принимаемыми на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта, утвержденный Приказом Минтранса России от 11.03.2016 № 59[1].

Рассмотрим подробнее, что включает в себя профессиональный отбор водителей транспортных средств.

ПРОФОТБОР ОБЯЗАТЕЛЕН

Обязанность по прохождению профессионального отбора водителями возложена на них трудовым законодательством. Согласно ч. 1 ст. 328 ТК РФ работники, принимаемые на работу, непосредственно связанную с движением транспортных средств, должны пройти профессиональный отбор и профессиональное обучение в установленном порядке.

                                     

Проведение профессионального отбора кандидатов на должность «водитель транспортных средств» включает в себя следующие мероприятия:

1. Проверка наличия у водителя права на управление транспортными средствами соответствующих категорий и подкатегорий[2].

Это право подтверждается водительским удостоверением[3], которое водитель (помимо прочих документов, указанных в ч. 1 ст. 65 ТК РФ) должен предъявить работодателю при приеме на работу[4]. В удостоверении указана категория транспортного средства, которым работник вправе управлять.

И если в водительском удостоверении нет необходимой категории (подкатегории), работодатель обязан отказать кандидату в приеме на работу.

 

2. Проведение обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров для определения пригодности водителя для выполнения поручаемой работы и предупреждения профессиональных заболеваний[5].

Обязанность проходить медицинские осмотры для некоторых категорий работников установлена в ст. 213 ТК РФ. Одной из таких категорий являются работники, занятые на работах, связанных с движением транспорта.

 

            Перечни вредных и (или) опасных производственных факторов и работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования), и Порядок проведения обязательных предварительных и периодических медицинских осмотров (обследований) работников, занятых на тяжелых работах и на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н (в ред. от 05.12.2014).

В соответствии с п. 27 Перечня работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) управление наземными транспортными средствами отнесено к работам, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников.

 

3. Проверка соответствия водителя требованиям к необходимому уровню профессионального образования и стажу (опыту) работы[6].

Уровень профессионального образования водителей должен соответствовать Профессиональным и квалификационным требованиями к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Соответствие работников установленным требованиям подтверждается:

  • в отношении требований к уровню профессионального образования — документами об образовании и (или) о квалификации (если иное не установлено законодательством РФ);
  • в отношении требований к стажу (опыту) работы — трудовой книжкой или иными документами в соответствии с трудовым законодательством (например, справка о периоде работы у работодателя (ч. 1 ст. 62 ТК РФ)).

 

4. Проведение собеседования с водителем (если представленные работником документы подтверждают его соответствие установленным требованиям к его квалификации)[7].

В ходе проведения собеседования подтверждается соответствие или несоответствие работников требованиям, предъявляемым к их знаниям, на основании Профессиональных и квалификационных требований к работникам юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих перевозки автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, утвержденным Приказом Минтранса России от 28.09.2015 № 287.

Собеседование проводится в устной форме, но по решению работодателя в дополнение к устной форме может использоваться также письменная форма (тестирование).

Результаты собеседования заносятся в листы собеседования, которые составляются в свободной форме и должны храниться работодателями не менее пяти лет.

Если по итогам собеседования будет подтверждено соответствие кандидата установленным требованиям и будут соблюдены иные требования, установленные трудовым законодательством РФ, оформляется прием водителя на работу.

 

5. Проведение стажировки и профессионального обучения водителей[8].

После приема водителя на работу при необходимости проводится его стажировка и профессиональное обучение.

Для допуска к самостоятельной работе, связанной с управлением транспортным средством, водитель должен пройти у работодателя стажировку в следующих случаях:

  • если впервые принимается на работу на должность водителя;
  • при наличии перерыва в трудовой деятельности, непосредственно связанной с управлением транспортными средствами, более одного года;
  • в случае перевода при приеме на работу с одного типа транспортного средства на другой.
 

[1] Далее — Порядок.

[2] Пункт 5 Порядка.

[3] Статья 25 Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» (в ред. от 03.07.2016).

[4] Часть 2 ст. 65 ТК РФ.

[5] Пункт 6 Порядка.

[6] Пункты 7, 8 Порядка.

[7] Пункты 9–12 Порядка. 

[8] Пункты 13–22 Порядка.

Умяров И. Г., юрист

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 11, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.