Электронная версия журнала

Об иностранных работниках

«Кадровые решения» №11 2012 / Практика применения трудового законодательства

КАК ПРИНЯТЬ НА РАБОТУ ГРАЖДАНИНА КАЗАХСТАНА?

На два летних месяца в нашу организацию хочет трудоустроиться гражданин Казахстана, который к тому же является студентом университета нашего города. Следует ли нам сообщать в миграционную службу о приеме на работу такого работника? Насколько нам известно, разрешение на работу ему не требуется.


Правовой статус иностранных граждан на территории Российской Федерации определен Федеральным законом № 115-ФЗ[1].

Вместе с тем, при трудоустройстве в России граждан Республики Казахстан необходимо также руководствоваться международными договорами, заключенными между Российской Федерацией и Республикой Казахстан.

С 1 января 2012 г. вступило в силу[2] Соглашение о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010)[3] между Правительством Республики Беларусь, Правительством Республики Казахстан и Правительством Российской Федерации (далее — Соглашение).

С учетом норм Соглашения в настоящее время в отношении граждан Казахстана действует порядок трудоустройства, аналогичный тому, который предусмотрен для граждан Российской Федерации. Трудовые отношения трудящегося-мигранта (гражданина Республики Казахстан) с работодателем регулируются законодательством Российской Федерации, а также Соглашением и оформляются путем заключения трудового договора (ст. 4 Соглашения).

Для заключения трудового договора трудящийся-мигрант (гражданин Республики Казахстан) должен представить работодателю документы, предусмотренные трудовым законодательством Российской Федерации (то есть перечисленные в ст. 65 ТК РФ). При этом документы воинского учета он представлять не обязан, так как иностранцы не являются военнообязанными в России[4].

Кроме того, гражданин Республики Казахстан должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории России (таким документом, в частности, является миграционная карта, разрешение на временное проживание, вид на жительство[5] и др.)

С учетом норм ст. 3 Соглашения гражданину Республики Казахстан не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности на территории России — разрешения на работу.

Что касается вопроса об уведомлении миграционной службы о приеме на работу гражданина Республики Казахстан, необходимо учитывать следующее.

Обязанность по уведомлению территориального органа ФМС России и службы занятости населения возложена на работодателей, привлекающих к трудовой деятельности иностранцев, если одновременно соблюдаются следующие условия:

1) иностранный гражданин прибыл в Россию в порядке, не требующем получения визы («безвизовый» иностранец);

2) иностранный гражданин имеет разрешение на работу[6].

Граждане Республики Казахстан прибывают в Россию в порядке, не требующем получения визы (на основании миграционной карты), то есть являются «безвизовыми» иностранцами[7]. Однако при этом получать разрешение на работу им не нужно, то есть не соблюдается одно из двух указанных выше условий для возникновения у работодателя обязанности по уведомлению соответствующих служб.

Таким образом, при заключении трудового договора с гражданином Республики Казахстан работодатель не должен требовать от него представления разрешения на работу, а о приеме такого работника на работу работодатель не обязан уведомлять территориальный орган ФМС России и службу занятости населения.

ЧТО ДЕЛАТЬ, ЕСЛИ ИНОСТРАННЫЙ РАБОТНИК ПОЛУЧИЛ РАЗРЕШЕНИЕ НА ВРЕМЕННОЕ ПРОЖИВАНИЕ?

В нашей организации работает гражданин Казахстана. 15 августа у него истекает срок разрешения на работу. Но недавно он получил разрешение на временное проживание на территории России. Каким образом можно продлить с ним трудовые отношения?

Как уже сказано в ответе на предыдущий вопрос, гражданину Республики Казахстан после 1 января 2012 г. не требуется получать, а соответственно, и представлять работодателю (организации) при заключении трудового договора разрешение на работу.

Гражданин Республики Казахстан должен представить работодателю документы, подтверждающие законность его нахождения на территории России. Таким документом для временно проживающего иностранца является разрешение на временное проживание[8]. Оно проставляется в форме отметки[9] в документе, удостоверяющем личность иностранного гражданина (его паспорте).

Тот факт, что недавно гражданин Республики Казахстан получил разрешение на временное проживание на территории России, в данном случае не влияет на оформление с ним трудовых отношений, поскольку для граждан этой республики с 1 января 2012 г. действует порядок трудоустройства на работу, аналогичный тому, который предусмотрен для граждан Российской Федерации. Наличие у иностранного работника разрешения на временное проживание на территории России влияет на начисление работодателем налога на доходы физических лиц и страховых взносов.

Исходя из формулировки вопроса, можно предположить, что с иностранным работником — гражданином Республики Казахстан был заключен срочный трудовой договор (на срок действия разрешения на работу).

По истечении срока трудового договора организации нужно расторгнуть трудовой договор с иностранным работником с соблюдением требований ст. 84.1 ТК РФ. То есть необходимо оформить приказ об увольнении, ознакомить с ним работника под роспись, внести соответствующую запись в трудовую книжку, в день прекращения трудового договора выдать работнику трудовую книжку и произвести с ним окончательный расчет (ч. 1 ст. 140, ч. 1 ст. 127 ТК РФ)[10].

С целью продления трудовых отношений по окончании срока действия трудового договора организация может заключить с гражданином Республики Казахстан новый трудовой договор на неопределенный срок или срочный трудовой договор (при наличии для этого оснований, предусмотренных чч. 1 или 2 ст. 59 ТК РФ). Прием на работу в данном случае должен оформляться организацией с соблюдением требований ст. 65–68 ТК РФ, а также норм Соглашения о правовом статусе трудящихся-мигрантов и членов их семей (заключено в г. Санкт-Петербурге 19.11.2010).

ПРОДЛЕВАТЬ ЛИ РЕГИСТРАЦИЮ РАБОТНИКА?

У работника, являющегося гражданином Таджикистана, закончилась первичная регистрация, хотя разрешение на работу действует до конца этого года. Должен ли работодатель продлевать его регистрацию еще на год или это может сделать сам работник по месту жительства?

Иностранные граждане обязаны зарегистрироваться (встать на учет) по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации[11].

Подавать документы для постановки иностранного гражданина на миграционный учет может как принимающая сторона (например, работодатель), так и сам иностранный гражданин (в отдельных случаях).

По общему правилу документы, необходимые для постановки иностранного гражданина на миграционный учет, подает в территориальный орган ФМС России принимающая сторона[12].

В некоторых случаях для постановки на учет по месту пребывания уведомление о прибытии иностранного гражданина и другие документы может представить в территориальный орган ФМС России непосредственно иностранный гражданин. К таким случаям относятся[13]:

  •  наличие документально подтвержденных уважительных причин, препятствующих принимающей стороне самостоятельно направить уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания в орган миграционного учета;  
  • наличие у иностранного гражданина права собственности на жилое помещение, находящееся на территории Российской Федерации. Такое помещение он может заявить в качестве своего места пребывания;  
  • наличие письменного согласия принимающей стороны на самостоятельное уведомление соответствующего органа миграционного учета постоянно проживающим в Российской Федерации иностранным гражданином о его прибытии в место пребывания.

Из текста вопроса не ясно, к какой категории иностранных граждан относится иностранный работник — гражданин Таджикистана, а также является ли работодатель для данного работника принимающей стороной.

Если предположить, что работодатель является принимающей стороной, то ему необходимо выполнить определенные действия для постановки иностранного гражданина на миграционный учет (продления его регистрации).

Перечень документов, представляемых для регистрации по месту жительства (месту пребывания) в Российской Федерации также зависит от того к какой категории иностранных граждан относится иностранный работник (временно пребывающий, временно проживающий (имеет разрешение на временное проживание), постоянно проживающий (имеет вид на жительство)).

Необходимо учитывать, что иностранные граждане, временно пребывающие в Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие в Российской Федерации (при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства) обязаны встать на учет по месту пребывания в порядке, предусмотренном гл. 4 Федерального закона № 109-ФЗ и разделом III Правил осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации[14] (далее — Правила учета).

Иностранные граждане, постоянно или временно проживающие в Российской Федерации, обязаны зарегистрироваться по месту жительства в порядке, предусмотренном гл. 3 Федерального закона № 109-ФЗ и раздела II Правил учета.

Уведомление о прибытии в место пребывания иностранного гражданина, временно проживающего, постоянно проживающего или временно пребывающего в России (при нахождении в месте пребывания, не являющемся их местом жительства), подается в территориальный орган ФМС России не позднее семи рабочих дней со дня его прибытия в место пребывания (п. 20 Правил учета).



[1] Федеральный закон от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (в ред. от 28.07.2012).

[2] Решение Высшего Евразийского экономического совета от 19.12.2011 № 9 «О вступлении в силу международных договоров, формирующих Единое экономическое пространство Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации».

[3] Ратифицировано Федеральным законом от 11.07.2011 № 186.

[4] Пункт 1 ст. 2 Федерального закона от 28.03.1998 № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» (в ред. от 08.12.2011), п. 1 ст. 15 Федерального закона № 115-ФЗ.

[5] Пункт 1 ст. 2 Федерального закона № 115-ФЗ.

[6] Пункт 9 ст. 13.1 Федерального закона № 115-ФЗ.

[7] Письмо МИД России от 27.04.2012 № 19261/кд «О режиме въезда иностранных граждан в Российскую Федерацию».

[8] Абзац 6 п. 1 ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 № 115-ФЗ.

[9] Приложение № 1 к Приказу ФМС России от 29.02.2008 № 40 «Об утверждении Административного регламента по предоставлению Федеральной миграционной службой государственной услуги по выдаче иностранным гражданам и лицам без гражданства разрешения на временное проживание в Российской Федерации» (в ред. от 30.05.2011).

[10] Подробнее об оформлении кадровых документов при увольнении иностранного работника читайте в статье И. Г. Умярова «Увольнение иностранца: оформление кадровых документов» (Кадровые решения. — 2012. — № 8. С. 27–34).

[11] Главы 3 и 4 Федерального закона от 18.07.2006 № 109-ФЗ «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» (в ред. от 06.12.2011; далее — Федеральный закон № 109-ФЗ).

[12] Часть 3 ст. 20 Федерального закона № 109-ФЗ.

[13] Части 3, 3.1, 4 ст. 22 Федерального закона № 109-ФЗ.

[14] Утверждены Постановлением Правительства РФ от 15.01.2007 № 9 (в ред. от 09.02.2012).

 

И. Г. Умяров, юрист

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 11, 2012.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.