Электронная версия журнала

На госслужбу по конкурсу

«Кадровые решения» №11 2009 / Практика применения трудового законодательства

Начало. Продолжение в № 12, 2009.

При проведении конкурса на замещение вакантной должности в государственном органе у работников кадровых служб органов государственной власти возникает много вопросов. Чтобы помочь им в таком нелегком деле, мы публикуем статью, в котором расскажем о порядке проведения такого конкурса. Кроме того, на примере вымышленного министерства — Министерства антикризисных преобразований Северной области, — его структурных подразделений, отделов и секторов автор покажет, какие документы необходимо при этом оформить.

Понятие государственной гражданской службы

Согласно ст. 2 Федерального закона от 27.05.2003 № 58-ФЗ «О системе государственной службы Российской Федерации» (в ред. от 01.12.2007; далее — Федеральный закон № 58-ФЗ) в Российской Федерации различают три вида государственной службы:

1) государственная гражданская служба;

2) военная служба;

3) правоохранительная служба.

В этой статье мы будем вести речь о государственной гражданской службе, которая, в свою очередь, подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (пп. 2 и 3 ст. 5 Федерального закона № 58-ФЗ).

В систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства (Указ Президента РФ от 09.03.2004 № 314 «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти»).

Извлечение

из Федерального закона от 27.05.2009 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации»

Статья 1. Основные термины

Для целей настоящего Федерального закона применяемые термины означают:

1) государственные должности Российской Федерации и государственные должности субъектов Российской Федерации (далее также — государственные должности) — должности, устанавливаемые Конституцией Российской Федерации, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации;

2) представитель нанимателя — руководитель государственного органа, лицо, замещающее государственную должность, либо представитель указанных руководителя или лица, осуществляющие полномочия нанимателя от имени Российской Федерации или субъекта Российской Федерации.

[…]

Статья 3. Государственная гражданская служба Российской Федерации

1. Государственная гражданская служба Российской Федерации (далее также — гражданская служба) — вид государственной службы, представляющей собой профессиональную служебную деятельность граждан Российской Федерации (далее — граждане) на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации (далее также — должности гражданской службы) по обеспечению исполнения полномочий федеральных государственных органов, государственных органов субъектов Российской Федерации, лиц, замещающих государственные должности Российской Федерации, и лиц, замещающих государственные должности субъектов Российской Федерации (включая нахождение в кадровом резерве и другие случаи).

2. Государственная гражданская служба Российской Федерации подразделяется на федеральную государственную гражданскую службу (далее также — федеральная гражданская служба) и государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации (далее также — гражданская служба субъектов Российской Федерации).

Кого принимают на государственную гражданскую службу

О гражданстве. На государственную гражданскую службу вправе поступать только граждане Российской Федерации (ч. 1 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ). Граждане других государств, а также лица без гражданства на государственную гражданскую службу Российской Федерации не принимаются.

О языке. Обязательным условием для поступления на федеральную государственную гражданскую службу или на государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации является владение государственным языком Российской Федерации (ст. 68 Конституция РФ). В соответствии со ст. 68 Конституции РФ государственным языком на всей территории России является русский язык.

О возрасте. На государственную гражданскую службу вправе поступать граждане Российской Федерации в возрасте от 18 до 65 лет (чч. 1 и 2 ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ).

С момента исполнения гражданину Российской Федерации 65 лет он теряет право поступления на государственную гражданскую службу, а также право нахождения на ней (ч. 6 ст. 25 Федерального закона № 79-ФЗ).

О знаниях и умениях. Чтобы претендовать на замещение должности государственной гражданской службы, необходимо иметь образование и опыт работы на государственной службе или по специальности в соответствии с квалификационными требованиями по замещаемой должности (ст. 21 Федерального закона № 79-ФЗ).

Таким образом, если гражданину Российской Федерации исполнилось 18 лет, он владеет русским языком и его знания и умения соответствуют квалификационным требованиям, предъявляемым к вакантной должности гражданской службы, то он может претендовать на ее замещение.

Как принимают на государственную гражданскую службу

Нанимателем федерального государственного служащего является Российская Федерация, а нанимателем государственного гражданского служащего субъекта Российской Федерации — соответствующий субъект Российской Федерации (п. 3 ст. 10 Федерального закона № 58-ФЗ).

На федеральную государственную гражданскую службу или государственную гражданскую службу субъектов Российской Федерации принимают по результатам конкурса.

Целями конкурса являются: обеспечение конституционного права граждан Российской Федерации на равный доступ к государственной службе; реализация права государственного гражданского служащего на должностной рост на конкурсной основе (п. 1 Положения); оценка профессионального уровня претендентов, их соответствие квалификационным требованиям к должности и определение победителя, то есть человека наиболее соответствующего для назначения на вакантную должность (ч. 1 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ); формирование кадрового резерва.

Кого принимают без конкурса

В ряде случаев конкурс не проводится (ч. 2 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ), например:

  • при назначении на замещаемые на определенный срок полномочий должности гражданской службы категорий «руководители» и «помощники (советники)»;

  • назначении на должности гражданской службы категории «руководители», назначение на которые и освобождение от которых осуществляются Президентом РФ или Правительством РФ;

  • заключении срочного контракта;

  • назначении гражданского служащего на иную должность гражданской службы в случаях, предусмотренных Федеральным законом № 79-ФЗ;

  • назначении на государственную гражданскую службу гражданина или государственного гражданского служащего, находящегося в кадровом резерве, и др., но данный вопрос в этой статье не рассматривается.

Кроме того, конкурс может не проводиться:

  • при назначении на отдельные должности гражданской службы, исполнение должностных обязанностей по которым связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, по перечню должностей, утверждаемому указом Президента РФ;

  • назначении на должности гражданской службы, относящиеся к группе младших должностей гражданской службы (по решению представителя нанимателя) (ч. 4 ст. 22 Федерального закона № 79-ФЗ и п. 4 Положения).

Формирование конкурсной комиссии

Для проведения конкурса в государственном органе формируется конкурсная комиссия, состав которой утверждается приказом руководителя (п. 16 Положения).

В конкурсную комиссию входят:

  • руководитель государственного органа;

  • представители подразделений государственного органа, в том числе государственной службы и кадров, и правовой работы;

  • представитель соответствующего органа по управлению государственной службой;

  • независимые эксперты — специалисты по вопросам гражданской службы (это представители научных, образовательных учреждений и других организаций).

Число независимых экспертов должно составлять не менее одной четверти от общего числа членов конкурсной комиссии. Независимых экспертов приглашает орган по управлению государственной службой на основании запросу руководителя государственного органа.

В государственном органе может быть нескольких конкурсных комиссий для проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской службы различных категорий и групп (п. 18 Положения). Например, в Министерстве экономического развития РФ конкурс на замещение вакантной должности гражданской службы, относящейся к высшей группе должностей, проводится Центральной конкурсной комиссией Министерства экономического развития РФ, а конкурс на замещение вакантной должности, относящейся к главной, ведущей или старшей группе должностей, проводится конкурсной комиссией соответствующего департамента Министерства экономического развития РФ[1].

Конкурсная комиссия образуется правовым актом государственного органа — приказом.

Конкурсная комиссия состоит из председателя, заместителя председателя, секретаря и членов комиссии.

В случае объявления конкурса на замещение вакантной должности, исполнение обязанностей по которой связано с использованием сведений, составляющих государственную тайну, состав конкурсной комиссии формируется с учетом положений законодательства Российской Федерации о государственной тайне.

Обратите внимание!

Конкурс в государственном органе может проводиться для замещения только вакантных должностей.



[1]Пункт 7 Методики проведения конкурса на замещение вакантной должности государственной гражданской службы в Министерстве экономического развития Российской Федерации (приложение № 1 к приказу Минэкономразвития России от 11.02.2009 № 43).

 

В. Л. Аминов,
генеральный директор ООО «АБС-Консалт»

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 11, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.