Отдаем журнал бесплатно!

Учет трудовых книжек: нововведения сентября

ВЫ УЗНАЕТЕ:

Надо ли с 1 сентября 2021 года заводить новые книги по учету трудовых книжек

Что делать с книгой учета, которая была заведена до этой даты

Нужна ли книга учета движения трудовых книжек, если все работники организации перешли на сведения о трудовой деятельности


С 1 сентября 2021 года действует новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек[1].

Этим документом не только утверждена форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, но и отменена обязательная форма регистрационных книг.

Согласно Порядку формы регистрационных журналов учета, ранее утвержденные Минтрудом России, с 1 сентября становятся необязательными.

К СВЕДЕНИЮ
С 1 сентября 2021 года утратили силу:
– Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»;
– Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).

Больше не являются обязательными такие наименования и формы учетных книг:

• приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

• книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (далее в т. ч. книга учета).

Однако работодатели и теперь должны вести:

• учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

• учет трудовых книжек и вкладышей в них.

На работодателей возложена обязанность самостоятельно разрабатывать соответствующие книги либо журналы[2]. Но несмотря на это не стоит спешить расставаться с имеющимися регистрационными книгами.

 

Специалисты Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф высказали мнение[3], что новое правило о самостоятельной разработке форм книг или журналов касается только тех случаев, когда возникает необходимость начать ведение новой книги по учету движения трудовых книжек. Действующие книги работодатель вправе вести до их окончания.

Но если работодатель решит ввести в действие новые регистрационные формы учета трудовых книжек, запрета нет. Правда, во избежание претензий со стороны ГИТ новую форму лучше утвердить приказом.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Для буквального исполнения нормы Порядка о самостоятельной разработке учетных форм для трудовых книжек и вкладышей рекомендуем издать приказ о продолжении применения имеющихся форм книг.

ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ РЕШИЛ ЗАМЕНИТЬ КНИГУ УЧЕТА ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

С учетом принятых изменений можно внести следующие коррективы:

1. Новой учетной форме дать новое название. Это может быть:

книга учета трудовых книжек и вкладышей в них или

• журнал учета трудовых книжек и вкладышей в них.

2. В новую регистрационную форму взамен прежних можно внести новые графы (заменить, объединить).

И если работодатель все же решил ввести в организации новую книгу учета, следует помнить, что в ней согласно п. 40 Порядка обязательно надо указывать:

• серию и

• номер трудовых книэжек и вкладышей,

принятых от работников или выданных им на руки.

Важно помнить:
1
. Как и прежде, руководитель своим приказом назначает работника, ответственного за хранение, учет, выдачу и ведение трудовых книжек.
2. В Приказе № 320н не упоминается личная карточка, поэтому с работодателя снимается обязанность знакомить работника с записями в ней и, соответственно, вести ее.
3. Работник теперь не должен заверять все записи при увольнении своей подписью. Достаточно подписи ответственного лица и печати работодателя (при наличии).

 

[1] Утвержден Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н (далее — Приказ № 320н; Порядок).

[2] Пункт 40 Порядка.

[3] https://clck.ru/VaTUd.

И. И. Наделяева,
заместитель директора по управлению персоналом

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 10, 2021.

Отдаем журнал бесплатно!

Учет трудовых книжек: нововведения сентября

ВЫ УЗНАЕТЕ:

Надо ли с 1 сентября 2021 года заводить новые книги по учету трудовых книжек

Что делать с книгой учета, которая была заведена до этой даты

Нужна ли книга учета движения трудовых книжек, если все работники организации перешли на сведения о трудовой деятельности


С 1 сентября 2021 года действует новый Порядок ведения и хранения трудовых книжек[1].

Этим документом не только утверждена форма, порядок ведения и хранения трудовых книжек, но и отменена обязательная форма регистрационных книг.

Согласно Порядку формы регистрационных журналов учета, ранее утвержденные Минтрудом России, с 1 сентября становятся необязательными.

К СВЕДЕНИЮ
С 1 сентября 2021 года утратили силу:
– Постановление Минтруда России от 10.10.2003 № 69 «Об утверждении Инструкции по заполнению трудовых книжек»;
– Постановление Правительства РФ от 16.04.2003 № 225 «О трудовых книжках» (вместе с Правилами ведения и хранения трудовых книжек, изготовления бланков трудовой книжки и обеспечения ими работодателей).

Больше не являются обязательными такие наименования и формы учетных книг:

• приходно-расходная книга по учету бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

• книга учета движения трудовых книжек и вкладышей в них (далее в т. ч. книга учета).

Однако работодатели и теперь должны вести:

• учет бланков трудовой книжки и вкладыша в нее;

• учет трудовых книжек и вкладышей в них.

На работодателей возложена обязанность самостоятельно разрабатывать соответствующие книги либо журналы[2]. Но несмотря на это не стоит спешить расставаться с имеющимися регистрационными книгами.

 

Специалисты Роструда на сайте Онлайнинспекция.рф высказали мнение[3], что новое правило о самостоятельной разработке форм книг или журналов касается только тех случаев, когда возникает необходимость начать ведение новой книги по учету движения трудовых книжек. Действующие книги работодатель вправе вести до их окончания.

Но если работодатель решит ввести в действие новые регистрационные формы учета трудовых книжек, запрета нет. Правда, во избежание претензий со стороны ГИТ новую форму лучше утвердить приказом.

ПРИМЕЧАНИЕ НАУЧНОГО РЕДАКТОРА
Для буквального исполнения нормы Порядка о самостоятельной разработке учетных форм для трудовых книжек и вкладышей рекомендуем издать приказ о продолжении применения имеющихся форм книг.

ЕСЛИ РАБОТОДАТЕЛЬ РЕШИЛ ЗАМЕНИТЬ КНИГУ УЧЕТА ТРУДОВЫХ КНИЖЕК

С учетом принятых изменений можно внести следующие коррективы:

1. Новой учетной форме дать новое название. Это может быть:

книга учета трудовых книжек и вкладышей в них или

• журнал учета трудовых книжек и вкладышей в них.

2. В новую регистрационную форму взамен прежних можно внести новые графы (заменить, объединить).

И если работодатель все же решил ввести в организации новую книгу учета, следует помнить, что в ней согласно п. 40 Порядка обязательно надо указывать:

• серию и

• номер трудовых книэжек и вкладышей,

принятых от работников или выданных им на руки.

Важно помнить:
1
. Как и прежде, руководитель своим приказом назначает работника, ответственного за хранение, учет, выдачу и ведение трудовых книжек.
2. В Приказе № 320н не упоминается личная карточка, поэтому с работодателя снимается обязанность знакомить работника с записями в ней и, соответственно, вести ее.
3. Работник теперь не должен заверять все записи при увольнении своей подписью. Достаточно подписи ответственного лица и печати работодателя (при наличии).

 

[1] Утвержден Приказом Минтруда России от 19.05.2021 № 320н (далее — Приказ № 320н; Порядок).

[2] Пункт 40 Порядка.

[3] https://clck.ru/VaTUd.

И. И. Наделяева,
заместитель директора по управлению персоналом

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Кадровые решения» № 10, 2021.

Трудовой договор: работаем без ошибок
Многозадачность: могут ли работники делать все и сразу?
Чек-листы по основным кадровым процессам
Токсичный сотрудник
Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам