Электронная версия журнала

Государственный контроль: новое в правовом регулировании

«Кадровые решения» №10 2009 / Надзор и контроль

Для защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации государственного контроля (надзора) принят Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее — Федеральный закон № 294-ФЗ), который вступил в силу с 1 мая 2009 г. Указанный Федеральный закон должен в большей степени защитить организации от неправомерных действий проверяющих, чем ранее действовавший Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)».

В предложенной вашему вниманию статье мы рассмотрим, что же дает новый закон в области защиты прав юридических лиц и предпринимателей.

Уведомление о начале предпринимательской деятельности

С 1 июля 2009 г. юридические лица и индивидуальные предприниматели обязаны уведомлять уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности. Такое уведомление должны представить юридические лица и индивидуальные предприниматели, выполняющие работы и оказывающие услуги в соответствии с утвержденным Правительством РФ перечнем работ и услуг в составе следующих видов деятельности:

1) предоставление гостиничных услуг, а также услуг по временному размещению и обеспечению временного проживания;

2) предоставление бытовых услуг;

3) предоставление услуг общественного питания организациями общественного питания;

4) розничная торговля (за исключением розничной торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

5) оптовая торговля (за исключением оптовой торговли товарами, оборот которых ограничен в соответствии с федеральными законами);

6) предоставление услуг по перевозкам пассажиров и багажа по заказам автомобильным транспортом (за исключением осуществления таких перевозок по маршрутам регулярных перевозок, а также для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

7) предоставление услуг по перевозкам грузов автомобильным транспортом, грузоподъемность которого составляет свыше двух тонн пятисот килограммов (за исключением таких перевозок, осуществляемых для обеспечения собственных нужд юридических лиц, индивидуальных предпринимателей);

8) производство текстильных материалов, швейных изделий;

9) производство одежды;

10) производство кожи, изделий из кожи, в том числе обуви;

11) обработка древесины и производство изделий из дерева и пробки, за исключением мебели;

12) издательская и полиграфическая деятельность;

13) деятельность, связанная с использованием вычислительной техники и информационных технологий (за исключением указанной деятельности, осуществляемой в целях защиты государственной тайны).

В уведомлении о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности юридическое лицо, индивидуальный предприниматель указывают, что они соблюдают обязательные требования, а также что квалификация их работников соответствует осуществляемой ими предпринимательской деятельности. Кроме того, они должны указать, что предназначенные для использования в процессе осуществления ими предпринимательской деятельности территории, здания, строения, сооружения, помещения, оборудование, подобные объекты, транспортные средства отвечают обязательным требованиям и требованиям, установленным муниципальными правовыми актами.

В случаях изменения места нахождения юридического лица и (или) места фактического осуществления деятельности, места жительства индивидуального предпринимателя, реорганизации юридического лица юридическое лицо, индивидуальный предприниматель обязаны сообщить об этом в письменной форме дополнительно в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти не позднее чем в течение 10 рабочих дней с даты внесения соответствующих записей в Единый государственный реестр юридических лиц или Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей.

Форма уведомления о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности и порядок представления таких уведомлений в уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, а также порядок их учета устанавливаются Правительством РФ.

Действовавший ранее Федеральный закон от 08.08.2001 № 134-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» (далее — Федеральный закон № 134-ФЗ) таких требований не содержал.

Плановые проверки

В п. 3 ст. 1 Федерального закона № 294-ФЗ более расширено указано, к каким мероприятиям по контроля не распространяется действие данного закона.

Извлечение

из Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (в ред. от 28.04.2009)

Статья 1. Сфера применения настоящего Федерального закона

3. Положения настоящего Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения проверок, не применяются к мероприятиям по контролю, при проведении которых не требуется взаимодействие органов, уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также — органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля), и юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и на указанных лиц не возлагаются обязанности по предоставлению информации и исполнению требований органов государственного контроля (надзора), органов муниципального контроля, а также к действиям государственных органов при проведении оперативно-розыскных мероприятий, производстве дознания, проведении предварительного следствия, осуществлении прокурорского надзора и правосудия, проведении административного расследования, финансового контроля и финансово-бюджетного надзора, налогового контроля, валютного контроля, контроля на финансовых рынках, банковского надзора, контроля за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний или отравлений, несчастных случаев на производстве, осуществлении государственного контроля в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации.

Периодичность проведения

Согласно ч. 2 ст. 9 Федерального закона № 294-ФЗ плановые проверки проводятся не реже чем один раз в три года. Однако необходимо помнить, что это ограничение не распространяются на внеплановые проверки.

Ранее статья 7 Федерального закона № 134-ФЗ устанавливала, что в отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю могло проводиться не более чем один раз в два года. Таким образом, юридические лица и индивидуальные предприниматели будут принимать проверяющих реже.

В отношении юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере здравоохранения, сфере образования, в социальной сфере, плановые проверки могут проводиться два и более раза в три года. Перечень таких видов деятельности и периодичность их плановых проверок устанавливаются Правительством РФ. Таким образом, руководителям вышеуказанных сфер, возможно, придется частенько встречаться с проверяющими. Однако им необходимо помнить, что права есть не только у должностных лиц, контролирующих органов, но и у руководителей той или иной организации.

Ежегодный план проведения плановых проверок

Еще одним новшеством, введенным Федеральным законом № 294-ФЗ, является то, что плановые проверки проводятся на основании ежегодных планов, разрабатываемых органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля в соответствии с их полномочиями.

В ежегодных планах проведения плановых проверок указываются следующие сведения:

• наименования юридических лиц, фамилии, имена, отчества индивидуальных предпринимателей, деятельность которых подлежит плановым проверкам;

• цель и основание проведения каждой плановой проверки;

• дата и сроки проведения каждой плановой проверки;

• наименование органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля, осуществляющих конкретную плановую проверку[1].

Утвержденный руководителем органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля ежегодный план проведения плановых проверок доводится до сведения заинтересованных лиц посредством его размещения на официальном сайте органа государственного контроля (надзора) или органа муниципального контроля либо иным доступным способом.

Кроме того, органы государственного контроля (надзора), муниципального контроля должны в срок до 1 ноября года, предшествующего году проведения плановых проверок, направить в порядке, установленном Правительством РФ, проекты ежегодных планов проведения плановых проверок в органы прокуратуры для формирования Генеральной прокуратурой РФ ежегодного сводного плана проведения плановых проверок с учетом положений Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (в ред. от 17.07.2009). Генеральная прокуратура РФ должна поместить ежегодный сводный план проведения плановых проверок на своем официальном сайте в срок до 31 декабря текущего календарного года.

Основанием для включения плановой проверки в ежегодный план проведения плановых проверок является истечение трех лет со дня:

1) государственной регистрации юридического лица, индивидуального предпринимателя;

2) окончания проведения последней плановой проверки юридического лица, индивидуального предпринимателя;

3) начала осуществления юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем предпринимательской деятельности в соответствии с представленным в уполномоченный Правительством РФ в соответствующей сфере федеральный орган исполнительной власти уведомлением о начале осуществления отдельных видов предпринимательской деятельности в случае выполнения работ или предоставления услуг, требующих представления указанного уведомления.

Плановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки в порядке, установленном статьями 11 и 12 Федерального закона № 294-ФЗ.

Еще одно немаловажное новшество. О проведении плановой проверки орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля должны уведомить юридическое лицо, индивидуального предпринимателя не позднее чем в течение трех рабочих дней до начала ее проведения. Для этого они должны направить заказным почтовым отправлением с уведомлением о вручении или иным доступным способом копию распоряжения или приказа руководителя, заместителя руководителя органа государственного контроля (надзора), органа муниципального контроля о начале проведения плановой проверки. Таким образом, у руководителя организации есть возможность подготовиться к визитам проверяющих.

Внеплановые проверки


Кроме плановых, могут проводиться и внеплановые проверки. Согласно ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований и (или) требований, установленных муниципальными правовыми актами;

2) поступление в органы государственного контроля (надзора), органы муниципального контроля обращений и заявлений граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о следующих фактах:

• о возникновении угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• причинении вреда жизни, здоровью граждан, вреда животным, растениям, окружающей среде, безопасности государства, а также возникновении чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;

• нарушении прав потребителей (в случае обращения граждан, права которых нарушены).

Это исчерпывающий перечень, который может послужить основанием для проведения внеплановой проверки и не может расширяться или дополняться какими-либо дополнительными основаниями контролирующих органов.

Ранее в Федеральном законе № 134-ФЗ было еще одно основание: «Обращения граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей с жалобами на нарушения их прав и законных интересов действиями (бездействиями) иных юридических лиц и (или) индивидуальных предпринимателей, связанные с невыполнением ими обязательных требований, а также получения иной информации, подтверждаемой документами и иными доказательствами, свидетельствующими о наличии признаков таких нарушений». К сожалению, это основание отсутствует в Федеральном закон № 294-ФЗ о защите прав юридических лиц. Данное основание, на наш взгляд, было универсальным и могло защищать интересы как юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, так и просто граждан.

Обращения и заявления, не позволяющие установить лицо, обратившееся в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля, а также обращения и заявления, не содержащие сведений о фактах, указанных в ч. 2 ст. 10 Федерального закона № 294-ФЗ, не могут служить основанием для проведения внеплановой проверки.


[1] При проведении плановой проверки органами государственного контроля (надзора), органами муниципального контроля совместно указываются наименования всех участвующих в такой проверке органов.

 

М. А. Кичигина,
начальник юридического отдела
Всероссийского заочного финансово-экономического института

Статья опубликована в журнале «Кадровые решения» № 10, 2009.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.