Отдаем журнал бесплатно!

Приятно познакомиться!

Как большая дорога с маленького шага, так любые отношения начинают с приветствия и знакомства. Кроме того, пожеланием доброго дня мы всегда встречаем будни, словно очередную главу своей личной и рабочей жизни. И очень важно сделать это правильно. Как известно, именно первое впечатление задает тон дальнейшим отношениям. Безусловно, его можно исправить, но придется потратить время и силы. Лучше с первых же секунд знакомства показать, что с вами стоит иметь дело. Давайте разбираться, как это делать.

Этикет знакомств

Что такое приветствие с точки зрения этикета? Просто констатация «сегодня новый день, а за прошедшую ночь я не потерял(-а) память и по-прежнему тебя узнаю» или нечто большее?

Приветствие – понятный всем членам общества сигнал: я готов(-а) иметь дело с этим человеком. То есть продолжать отношения, если они есть. Или начать их, если обстоятельства для знакомства складываются благоприятно.

Кроме того, в бизнес-среде приветствие является демонстрацией субординации или хорошего отношения, расположения, если, скажем, руководитель первым здоровается с подчиненным либо использует в общении с ним неформальные формы.

Формы приветствий

Формы – это первое, с чем нам стоит разобраться. Их достаточно много, но нужно понимать, когда какую использовать.

 

Стандартные приветствия в деловом этикете – «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Так может обратиться кто угодно к кому угодно. Это нейтральная форма, и подходит она для приветствия как одного человека, так и группы лиц.

Вместе с тем традиционно считается, что «день» начинается в 10:00 и заканчивается в 17:00. Но! Многие руководители убеждены: все, что происходит в течение рабочего дня, и есть тот самый день. Если вы не уверены в предпочтениях вашего начальника, то, возможно, имеет смысл придерживаться именно этой концепции.

Отвечать на пожелание доброго дня можно и нужно «зеркально».

Несколько иная ситуация с формой «Здравствуйте/Здравствуй!». Она не противоречит правилам делового этикета, но подразумевает чуть менее длинную дистанцию. В живой речи это «чуть» можно регулировать интонацией. После иного «Здравствуйте!» не нужно даже добавлять «Рад(-а) вас видеть». И без того понятно, что это выражение большой радости от встречи.

Видишь кедики – говоришь «приветики»

Как ни странно, другим нейтральным стандартом обращения в деловом этикете уже стало слово «Привет!». Обычно его используют в неформальных коллективах. Если в компании все обращаются друг к другу на ты и по имени (вместо имени и отчества), то «Привет!» в этом контексте станет аналогом привычного нам «Добрый день!». Эдакий сигнал «ребята, сегодня у нас все ок».

В этом случае более формальные приветствия руководителя заставят подчиненных напрячься. «Добрый день, коллеги!» – и всем сразу понятно, что босс чем-то недоволен и кто-то из присутствующих получит взбучку.

А как здороваться с представителями таких компаний, в которых вы сами не работаете? Здесь нужно помнить, что подобная «неформальность» локальна. А классические фразы, которые мы используем при встрече, привычны для всех и всем понятны, они действуют на всей территории страны. Поэтому, когда говорим от лица своей компании (звоним по телефону, чтобы соединить руководителя, приветствуем гостей на переговорах), лучше придерживаться общих для всего делового этикета стандартов.

Этикет знакомств

Нужно ли отвечать на приветствия «зеркально»?

Что делать, если кто-то обращается к вам неформально? Имеете ли вы право говорить своему начальнику или гостю «Привет!»?

Мы можем так ответить только тем из коллег, кто занимает примерно аналогичное положение в офисной иерархии и является при этом нашим ровесником. Конечно, не с точностью до года рождения. Но! Если ваша коллега из другой приемной вдвое вас старше, стоит соблюдать формальности при обращении с ней.

Поэтому, как бы ни приветствовали вас гости, лучше в ответ желать им доброго дня. Это же касается и руководителя. Его «Привет!» является свидетельством хорошего отношения к вам или просто бодрого настроения. Но он как руководитель имеет право демонстрировать свое расположение духа в подобной форме. А у вас такого права нет. Ведь у хорошего помощника всегда замечательное настроение, отличная погода и глубочайшее уважение к начальнику.

Бывают ли из этого правила исключения? Конечно. Многие помощники работают со своими руководителями годами, и отношения между ними формируются не только рабочие, но и дружеские. Босс и ассистент вполне могут говорить друг другу «Привет!» при встрече и называть только по имени. Но!

  1. Инициатива для перехода на такое неформальное общение может исходить исключительно от руководителя. Например, он скажет: «Слушай, давай уже без формальностей, можно на ты».
  2. Присутствие третьего человека (неважно, гость это или сотрудник компании) при вашем общении с боссом меняет положение дел. Вам необходимо вернуться к нормам, которые установлены деловым этикетом. Нельзя демонстрировать свои особо близкие отношения с руководителем другим сотрудникам. Как нельзя и показывать им пример того, что такое неформальное общение в принципе возможно. Между руководителем и подчиненными должна существовать определенная дистанция, и речевые этикетные формы помогают ее соблюдать.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2023.

Отдаем журнал бесплатно!

Приятно познакомиться!

Как большая дорога с маленького шага, так любые отношения начинают с приветствия и знакомства. Кроме того, пожеланием доброго дня мы всегда встречаем будни, словно очередную главу своей личной и рабочей жизни. И очень важно сделать это правильно. Как известно, именно первое впечатление задает тон дальнейшим отношениям. Безусловно, его можно исправить, но придется потратить время и силы. Лучше с первых же секунд знакомства показать, что с вами стоит иметь дело. Давайте разбираться, как это делать.

Этикет знакомств

Что такое приветствие с точки зрения этикета? Просто констатация «сегодня новый день, а за прошедшую ночь я не потерял(-а) память и по-прежнему тебя узнаю» или нечто большее?

Приветствие – понятный всем членам общества сигнал: я готов(-а) иметь дело с этим человеком. То есть продолжать отношения, если они есть. Или начать их, если обстоятельства для знакомства складываются благоприятно.

Кроме того, в бизнес-среде приветствие является демонстрацией субординации или хорошего отношения, расположения, если, скажем, руководитель первым здоровается с подчиненным либо использует в общении с ним неформальные формы.

Формы приветствий

Формы – это первое, с чем нам стоит разобраться. Их достаточно много, но нужно понимать, когда какую использовать.

 

Стандартные приветствия в деловом этикете – «Доброе утро!», «Добрый день!», «Добрый вечер!». Так может обратиться кто угодно к кому угодно. Это нейтральная форма, и подходит она для приветствия как одного человека, так и группы лиц.

Вместе с тем традиционно считается, что «день» начинается в 10:00 и заканчивается в 17:00. Но! Многие руководители убеждены: все, что происходит в течение рабочего дня, и есть тот самый день. Если вы не уверены в предпочтениях вашего начальника, то, возможно, имеет смысл придерживаться именно этой концепции.

Отвечать на пожелание доброго дня можно и нужно «зеркально».

Несколько иная ситуация с формой «Здравствуйте/Здравствуй!». Она не противоречит правилам делового этикета, но подразумевает чуть менее длинную дистанцию. В живой речи это «чуть» можно регулировать интонацией. После иного «Здравствуйте!» не нужно даже добавлять «Рад(-а) вас видеть». И без того понятно, что это выражение большой радости от встречи.

Видишь кедики – говоришь «приветики»

Как ни странно, другим нейтральным стандартом обращения в деловом этикете уже стало слово «Привет!». Обычно его используют в неформальных коллективах. Если в компании все обращаются друг к другу на ты и по имени (вместо имени и отчества), то «Привет!» в этом контексте станет аналогом привычного нам «Добрый день!». Эдакий сигнал «ребята, сегодня у нас все ок».

В этом случае более формальные приветствия руководителя заставят подчиненных напрячься. «Добрый день, коллеги!» – и всем сразу понятно, что босс чем-то недоволен и кто-то из присутствующих получит взбучку.

А как здороваться с представителями таких компаний, в которых вы сами не работаете? Здесь нужно помнить, что подобная «неформальность» локальна. А классические фразы, которые мы используем при встрече, привычны для всех и всем понятны, они действуют на всей территории страны. Поэтому, когда говорим от лица своей компании (звоним по телефону, чтобы соединить руководителя, приветствуем гостей на переговорах), лучше придерживаться общих для всего делового этикета стандартов.

Этикет знакомств

Нужно ли отвечать на приветствия «зеркально»?

Что делать, если кто-то обращается к вам неформально? Имеете ли вы право говорить своему начальнику или гостю «Привет!»?

Мы можем так ответить только тем из коллег, кто занимает примерно аналогичное положение в офисной иерархии и является при этом нашим ровесником. Конечно, не с точностью до года рождения. Но! Если ваша коллега из другой приемной вдвое вас старше, стоит соблюдать формальности при обращении с ней.

Поэтому, как бы ни приветствовали вас гости, лучше в ответ желать им доброго дня. Это же касается и руководителя. Его «Привет!» является свидетельством хорошего отношения к вам или просто бодрого настроения. Но он как руководитель имеет право демонстрировать свое расположение духа в подобной форме. А у вас такого права нет. Ведь у хорошего помощника всегда замечательное настроение, отличная погода и глубочайшее уважение к начальнику.

Бывают ли из этого правила исключения? Конечно. Многие помощники работают со своими руководителями годами, и отношения между ними формируются не только рабочие, но и дружеские. Босс и ассистент вполне могут говорить друг другу «Привет!» при встрече и называть только по имени. Но!

  1. Инициатива для перехода на такое неформальное общение может исходить исключительно от руководителя. Например, он скажет: «Слушай, давай уже без формальностей, можно на ты».
  2. Присутствие третьего человека (неважно, гость это или сотрудник компании) при вашем общении с боссом меняет положение дел. Вам необходимо вернуться к нормам, которые установлены деловым этикетом. Нельзя демонстрировать свои особо близкие отношения с руководителем другим сотрудникам. Как нельзя и показывать им пример того, что такое неформальное общение в принципе возможно. Между руководителем и подчиненными должна существовать определенная дистанция, и речевые этикетные формы помогают ее соблюдать.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2023.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам