Роль органов чувств в коммуникации: наблюдай за собой и за другими

Правила этикета регулируют не только вербальное общение, но и невербальное. Точнее то, что мы не говорим другим людям, а показываем: мимику, жесты, дистанцию, позы и т.д. О языке тела (позах, мимике) мы поговорили в прошлом номере. В этой статье разберем другие проявления невербальной коммуникации: запахи, одежда, переписка, прочие звуки, кроме речи. Вы удивитесь, как много можно сообщить о себе и узнать об окружающих без слов.

В прошлой статье мы разобрались с тем, что такое невербальная коммуникация, рассмотрели, как эту сферу регулирует этикет[1]. Также изучили жесты, позы и мимику.

 

Но невербальная коммуникация – это гораздо больше, чем мимика и жесты. Она затрагивает все сферы нашей жизни и опирается на все пять чувств. Именно воздействие на органы чувств и позволяет нам производить на других людей желаемое впечатление, добиваться поставленных целей, создавать хорошие отношения. Пренебрежение этим видом коммуникации может привести к провалу, даже если речь идет о профессионалах своего дела, сплоченных общей целью.

Что такое органы чувств?

Слух

Мы получаем информацию о мире и окружающих нас людях, используя слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Когда говорим о слухе, обычно подразумеваем, что воздействуем на него с помощью речи. Но звуков гораздо больше, и все они могут нести информацию и оказывать на нас свое воздействие.

Посторонние звуки 

Любой человек, хочет он того или нет, вносит свой вклад в шумовое загрязнение, даже когда молчит. Мы перебираем бумаги, размешиваем сахар в кофе, можем почесать нос, начать что-то искать в сумке, двигать стулья и т.д. Это фоновый шум, на который большинство людей привыкли не обращать внимания. Но те же звуки могут стать раздражающим триггером или использоваться для выражения своего отношения в том случае, когда обозначить его словами нельзя. Порой мы даже делаем это неосознанно, однако на производимое впечатление это никак не влияет: оно все равно будет испорчено.

Чай или кофе недаром предлагают до начала деловой встречи. Нужно, чтобы участники расслабились, настроились на беседу, почувствовали, что между ними есть общее. Секретарь приносит кофе еще на стадии обмена фразами вежливости. В этот момент уместно размешать сахар в чашке, развернуть конфету.

Теперь представьте ситуацию. Один из участников встречи что-то говорит, а другой в это время начинает избавлять конфету от обертки. Как правило, фантик сделан из фольги, шуршащей довольно громко. И этот звук сбивает говорящего с мысли, отвлекает от него внимание других участников.

Что при этом думать участнику встречи? Что любитель сладкого намеренно привлекает внимание к себе? Или что он хочет таким образом поставить спикера в неловкое положение? А может, он просто плохо воспитан и не привык думать об окружающих? В любом случае никто из присутствующих не подумает о нем хорошо.

К подобным приемам можно отнести щелканье авторучкой, рисование в блокноте (особенно интенсивное закрашивание какой-то области), постукивание пальцами по столу или туфлей по полу/стулу. Все эти жесты могут говорить о том, что человек сильно нервничает, или и о том, что он хочет заставить нервничать тех, кто его окружает, либо пытается показать им, что ему не терпится уйти. Причины такого поведения разные, а вот впечатление окружающих всегда будет одназначно плохим.

Посторонние звуки

Смех 

Мы привыкли считать, что смех – хороший признак. Если люди над чем-то хохочут, это их сближает. Смех означает доверие, раскрепощенность, свидетельствует о бодром настроении. И это действительно так.

Но если представить ситуацию, когда смеется только один из всех, кто находится в комнате, то впечатление складывается как раз обратное.

Над чем он смеется? Что-то прочел в телефоне? Вспомнил удачную шутку? То есть отвлекается от разговора, витает в своих мыслях. А может, он единственный сотрудник, который смеется неудачной шутке начальника? И это будет воспринято как заискивание, причем не только коллегами, но и руководителем.

Также имеет значение громкость. Заливистый смех мы подсознательно воспринимаем как желание доминировать, форму агрессии. На деловой встрече можно посмеяться удачной шутке, но хохотать громко и продолжительно, как на дружеской вечеринке, не стоит. Такой смех меняет деловую атмосферу на более близкую, что в свою очередь является односторонним сокращением дистанции. Другие участники хотели бы этого? Если вы не уверены, сдержите свои эмоции.

Слезы, вздохи, выражение негативных эмоций 

Сдерживать эмоции – обязанность любого взрослого человека, когда он находится на работе. Мы отличаемся от детей тем, что умеем контролировать свои проявления на публике, в том числе такие, как слезы, вздохи и прочие выражения глубокого внутреннего страдания.

Вы все знаете этих ребят, которые в ответ на отказ выполнить любую их просьбу ничего не говорят, но так громко и многозначительно вздыхают, что становится понятно: человек, который не захотел им помочь, обидел не их лично – он совершил преступление перед человечеством.

А хорошо ли будет выглядеть плачущий сотрудник? Сколько женщин прибегает к этому каждый раз, когда руководитель заводит речь о взыскании или увольнении? Порой даже достаточно только слез, чтобы босс-мужчина пошел на попятный. И не нужно объяснять, ни почему она просит очередного повышения зарплаты, ни почему пропустила сроки сдачи проекта (в очередной раз).


[1]Юдакова М.А. Позы, жесты и мимика в этикете делового общения. Как по языку тела угадать намерения собеседника, но не дать «считать» себя // Секретарь-референт. 2022. № 4. С. 88–94.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2022.

Роль органов чувств в коммуникации: наблюдай за собой и за другими

Правила этикета регулируют не только вербальное общение, но и невербальное. Точнее то, что мы не говорим другим людям, а показываем: мимику, жесты, дистанцию, позы и т.д. О языке тела (позах, мимике) мы поговорили в прошлом номере. В этой статье разберем другие проявления невербальной коммуникации: запахи, одежда, переписка, прочие звуки, кроме речи. Вы удивитесь, как много можно сообщить о себе и узнать об окружающих без слов.

В прошлой статье мы разобрались с тем, что такое невербальная коммуникация, рассмотрели, как эту сферу регулирует этикет[1]. Также изучили жесты, позы и мимику.

 

Но невербальная коммуникация – это гораздо больше, чем мимика и жесты. Она затрагивает все сферы нашей жизни и опирается на все пять чувств. Именно воздействие на органы чувств и позволяет нам производить на других людей желаемое впечатление, добиваться поставленных целей, создавать хорошие отношения. Пренебрежение этим видом коммуникации может привести к провалу, даже если речь идет о профессионалах своего дела, сплоченных общей целью.

Что такое органы чувств?

Слух

Мы получаем информацию о мире и окружающих нас людях, используя слух, зрение, обоняние, осязание и вкус. Когда говорим о слухе, обычно подразумеваем, что воздействуем на него с помощью речи. Но звуков гораздо больше, и все они могут нести информацию и оказывать на нас свое воздействие.

Посторонние звуки 

Любой человек, хочет он того или нет, вносит свой вклад в шумовое загрязнение, даже когда молчит. Мы перебираем бумаги, размешиваем сахар в кофе, можем почесать нос, начать что-то искать в сумке, двигать стулья и т.д. Это фоновый шум, на который большинство людей привыкли не обращать внимания. Но те же звуки могут стать раздражающим триггером или использоваться для выражения своего отношения в том случае, когда обозначить его словами нельзя. Порой мы даже делаем это неосознанно, однако на производимое впечатление это никак не влияет: оно все равно будет испорчено.

Чай или кофе недаром предлагают до начала деловой встречи. Нужно, чтобы участники расслабились, настроились на беседу, почувствовали, что между ними есть общее. Секретарь приносит кофе еще на стадии обмена фразами вежливости. В этот момент уместно размешать сахар в чашке, развернуть конфету.

Теперь представьте ситуацию. Один из участников встречи что-то говорит, а другой в это время начинает избавлять конфету от обертки. Как правило, фантик сделан из фольги, шуршащей довольно громко. И этот звук сбивает говорящего с мысли, отвлекает от него внимание других участников.

Что при этом думать участнику встречи? Что любитель сладкого намеренно привлекает внимание к себе? Или что он хочет таким образом поставить спикера в неловкое положение? А может, он просто плохо воспитан и не привык думать об окружающих? В любом случае никто из присутствующих не подумает о нем хорошо.

К подобным приемам можно отнести щелканье авторучкой, рисование в блокноте (особенно интенсивное закрашивание какой-то области), постукивание пальцами по столу или туфлей по полу/стулу. Все эти жесты могут говорить о том, что человек сильно нервничает, или и о том, что он хочет заставить нервничать тех, кто его окружает, либо пытается показать им, что ему не терпится уйти. Причины такого поведения разные, а вот впечатление окружающих всегда будет одназначно плохим.

Посторонние звуки

Смех 

Мы привыкли считать, что смех – хороший признак. Если люди над чем-то хохочут, это их сближает. Смех означает доверие, раскрепощенность, свидетельствует о бодром настроении. И это действительно так.

Но если представить ситуацию, когда смеется только один из всех, кто находится в комнате, то впечатление складывается как раз обратное.

Над чем он смеется? Что-то прочел в телефоне? Вспомнил удачную шутку? То есть отвлекается от разговора, витает в своих мыслях. А может, он единственный сотрудник, который смеется неудачной шутке начальника? И это будет воспринято как заискивание, причем не только коллегами, но и руководителем.

Также имеет значение громкость. Заливистый смех мы подсознательно воспринимаем как желание доминировать, форму агрессии. На деловой встрече можно посмеяться удачной шутке, но хохотать громко и продолжительно, как на дружеской вечеринке, не стоит. Такой смех меняет деловую атмосферу на более близкую, что в свою очередь является односторонним сокращением дистанции. Другие участники хотели бы этого? Если вы не уверены, сдержите свои эмоции.

Слезы, вздохи, выражение негативных эмоций 

Сдерживать эмоции – обязанность любого взрослого человека, когда он находится на работе. Мы отличаемся от детей тем, что умеем контролировать свои проявления на публике, в том числе такие, как слезы, вздохи и прочие выражения глубокого внутреннего страдания.

Вы все знаете этих ребят, которые в ответ на отказ выполнить любую их просьбу ничего не говорят, но так громко и многозначительно вздыхают, что становится понятно: человек, который не захотел им помочь, обидел не их лично – он совершил преступление перед человечеством.

А хорошо ли будет выглядеть плачущий сотрудник? Сколько женщин прибегает к этому каждый раз, когда руководитель заводит речь о взыскании или увольнении? Порой даже достаточно только слез, чтобы босс-мужчина пошел на попятный. И не нужно объяснять, ни почему она просит очередного повышения зарплаты, ни почему пропустила сроки сдачи проекта (в очередной раз).


[1]Юдакова М.А. Позы, жесты и мимика в этикете делового общения. Как по языку тела угадать намерения собеседника, но не дать «считать» себя // Секретарь-референт. 2022. № 4. С. 88–94.

М.А. Юдакова,
преподаватель этикета

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Секретарь-референт» № 5, 2022.

Подписка для физических лицДля физических лиц Подписка для юридических лицДля юридических лиц Подписка по каталогамПодписка по каталогам