В план-факт анализе, как правило, необходимо проанализировать две отдельные таблицы. Вариантов решения задачи несколько: вручную, с использованием функции СУММЕСЛИМН и др. В условиях полисценарного планирования группы компаний, иных важных для руководства учетных аналитик анализ исполнения бюджета движения денежных средств (БДДС) является масштабной задачей. Единого верного подхода нет. Решения определяются креативностью и уровнем практических навыков Excel-исполнителей.
В статье рассмотрим следующий вариант решения задачи: факт берем из Реестра платежей, план — из БДДС, план-факт анализ выполняем в сводной таблице Excel по модели данных с Power Pivot. Такой же механизм можно использовать для план-факт анализа бюджета доходов и расходов, плана продаж и других бюджетов.
ПОДГОТОВКА ФАКТИЧЕСКИХ ДАННЫХ И ОБЩИХ СПРАВОЧНИКОВ
План-факт анализ — это сравнение плана с фактическим положением дел, оценка результатов работы и выявление отклонений между плановыми и реальными результатами.
С помощью план-факт анализа можно понять:
• какие центры финансовой ответственности (ЦФО) работали лучше, какие не дотянули до плана и почему;
• почему компания не достигла запланированных результатов или превысила их;
• какой бюджет утвердить на следующий период и т. д.
На основе план-факт анализа руководство принимает управленческие решения.
В условиях отсутствия комплексной автоматизации бюджетирования для план-факт анализа оптимально использовать Excel-модель с надстройкой Power Pivot.
В статье «Организация реестра платежей в Excel, в том числе по гособоронзаказу»* на примере условной ГК «Приборы» мы рассматривали практические аспекты работы с реестром платежей в Excel. Визуал — на рис. 1.
В данной статье мы не будем углубляться в тему платежного календаря, иных отчетов по платежам. О них подробно рассказано в указанной выше статье. По сути, Реестр платежей — это факт Бюджета движения денежных средств. Остается дополнить Excel-модель плановыми показателями.
В этой работе важно обеспечить идентичность справочников, информацию по которым будем группировать. Ключевые справочники — на рис. 2 и в табл. 1.
Все справочники на рис. 2 отформатированы как умные таблицы, им присвоены соответствующие имена, которые можно увидеть в Excel-модели на вкладке Конструктор. Поскольку необходимо добавить в Excel-модель плановые данные бюджета, потребуются дополнительные справочники — «Сценарий» и «Вариативность».
При необходимости группировки данных в план-факт анализе по иным аналитикам обеспечивают идентичность других справочников. Это могут быть проекты, регионы, направления продаж и др.
* Планово-экономический отдел. 2025. № 7. С. 54–67.