Электронная версия журнала

Единая товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности и классификация товаров

«Планово-экономический отдел» №9 2014 / Документооборот

В настоящей публикации рассмотрен порядок действий субъектов хозяйствования для осуществления классификации оборудования, ввозимого в разобранном виде, единым кодом в соответствии с Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности и разъяснена ответственность за нарушение данного порядка. Также отражены вопросы исчисления таможенных платежей и предоставления обеспечения уплаты таможенных платежей при условном выпуске компонентов оборудования.

 

Общие положения

Согласно ст. 194 Таможенного кодекса Таможенного союза (далее — ТК ТС) в зависимости от категорий товаров и лиц, их перемещающих, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза могут быть установлены особенности таможенного декларирования товаров. Это положение распространяется и на товары в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, перемещаемые в течение установленного периода времени.

Особенности декларирования подобной категории товаров регламентированы:

  • ст. 107, 215 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ (в ред. от 05.05.2014) «О таможенном регулировании в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон № 311-ФЗ);
  • Инструкцией об особенностях заполнения заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) и декларации на товар, утвержденной Приказом ФТС России от 04.02.2011 № 206 (в ред. от 17.09.2013; далее — Инструкция № 206).

Положения, установленные ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ, распространяются на товары, классифицируемые в товарных позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301, 9406 00 (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0) и в позициях групп 84–86, 88–90 по единой Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности (далее — ТН ВЭД). Следовательно, данные товары будем условно относить к термину «оборудование».

В силу ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ товар в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается несколькими товарными партиями в течение периода, может декларироваться (в том числе лицом, не являющимся уполномоченным экономическим оператором) с указанием одного классификационного кода по ТН ВЭД.

Условиями для применения такого декларирования являются:

1) наличие решения о классификации товара, подтверждающего классификацию товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, по классификационному коду завершенного или комплектного товара, выданного федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, лицу, правомочному выступать в качестве декларанта товара, до декларирования товара либо его компонентов;

2) поставка компонентов товара в адрес одного получателя при ввозе этого товара в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом, или в качестве вклада в уставный капитал получателя, а при вывозе товара — поставка компонентов товара одним отправителем в рамках внешнеэкономической сделки, заключенной этим лицом;

3) таможенное декларирование ввозимого товара осуществляется одному таможенному органу в соответствии с таможенными процедурами выпуска для внутреннего потребления или свободной таможенной зоны.

Письмом ФТС России от 30.11.2011 № 01-11/58356 «О разъяснении применения некоторых терминов» разъяснено, что согласно ч. 1 ст. 10 Федерального закона № 311-ФЗ таможенными органами являются:

  • федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела;
  • региональные таможенные управления;
  • таможни;
  • таможенные посты.

В соответствии с ч. 3 ст. 10 Федерального закона № 311-ФЗ компетенция конкретных таможенных органов, указанных в пп. 2–4 ч. 1 данной статьи, по осуществлению конкретных функций, совершению определенных таможенных операций, а также регион деятельности этих таможенных органов определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела.

На основании положений ст. 10 названного закона ФТС России установлено, что таможенные посты (за исключением некоторых) правомочны регистрировать таможенные декларации независимо от таможенной процедуры, целей перемещения товаров, а также от категории лиц, перемещающих товары и подающих таможенную декларацию. Иные таможенные органы неправомочны регистрировать таможенные декларации. Таким образом, таможенным органом, которому будет осуществляться декларирование товаров, указанным в ч. 2 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ, следует считать таможенный пост, правомочный регистрировать таможенные декларации.

 

Какой порядок принятия решения о классификации товара, подтверждающего классификацию товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде? Какие документы и сведения подлежат представлению для получения этого решения?

Порядок принятия решения по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе некомплектном или незавершенном виде, в течение установленного периода времени определен ст. 107 Федерального закона № 311-ФЗ и Методическими рекомендациями по подготовке заявления в ФТС России о принятии решения о классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени, утвержденными ФТС России 15.06.2011 (далее — Методические рекомендации).

Решение по классификации товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, ввоз или вывоз которого предполагается различными товарными партиями в течение определенного периода времени (далее — решение по классификации товара), принимает ФТС России на основании письменного заявления лица, правомочного выступать в качестве декларанта товара.

Заявление о принятии решения о классификации товара составляется на русском языке и включает в себя:

1. Сведения о заявителе:

  • наименование организации, юридический адрес, почтовый адрес, по которому должно быть отправлено решение о классификации товара, контактный телефон;
  • основной государственный регистрационный номер (ОГРН) или основной государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации индивидуального предпринимателя (ОГРНИП);
  • идентификационный номер налогоплательщика (ИНН).

2. Сведения о товаре:

  • наименование товара;
  • адрес места фактической сборки, монтажа, установки товара (для ввозимого товара);
  • для товаров, классифицируемых в позициях 7308, 7309 00, 8701, 8702, 8704 10, 8705, 8709, 9301 и в позициях групп 84–86, 88–90 ТН ВЭД, общее описание металлоконструкции/машины/оборудования/транспортного средства/летательного аппарата/оружия, составными элементами которых являются ввозимые (вывозимые) компоненты;
  • для товаров, классифицируемых в позиции 9406 00 ТН ВЭД (за исключением мобильных домов подсубпозиции 9406 00 110 0), общее описание сборной строительной конструкции, включающее наименование, назначение, а также возможность полноценной эксплуатации сборной строительной конструкции после сборки из ввозимых (вывозимых) компонентов (в случае, если сборная строительная конструкция укомплектована не полностью).

3. Срок поставки товара.

4. Информация о таможенной процедуре, под которую будет помещен товар.

5. Наименование таможенного органа, в регионе деятельности которого будет производиться декларирование товара.

Заявление о принятии решения о классификации товара, поступающее от юридического лица, подписывается руководителем (заместителем руководителя) организации с указанием фамилии, имени, отчества и должности, заверяется оттиском печати юридического лица. К данному заявлению прилагаются:

1) документы, подтверждающие совершение внешнеэкономической сделки в отношении товара;

2) учредительные документы заявителя или изменения, внесенные в такие документы, прошедшие государственную регистрацию в установленном порядке, в случае ввоза компонентов товара в качестве вклада в уставный (складочный) капитал организации;

3) заявление резидента особой экономической зоны в случае помещения товара под таможенную процедуру свободной таможенной зоны;

4) перечень компонентов товара:

  • наименования компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара;
  • классификационный код компонента товара по ТН ВЭД;
  • количество или вес компонентов, в том числе частей, составляющих отдельный компонент товара, в единицах измерения, применяемых в ТН ВЭД.

Рекомендуется представлять указанный перечень на бумажном и электронном носителях, оформленный в виде списка по рекомендуемому образцу (приведен в Приложении № 1 к Методическим рекомендациям) в формате MS Excel.

Согласно Правилам заполнения перечня компонентов товара, прилагаемым к Методическим рекомендациям, в графе 2 этого перечня указывают наименования компонентов. Наименование компонента указывается соответственно фактически представленному товару и формируется исходя из упаковочных листов, спецификации товара, прилагаемой к документам, подтверждающим совершение внешнеэкономической сделки, и включает сведения о моделях, артикулах, серийных и других индивидуальных номерах.

На основании сведений, приведенных в заявлении, готовится решение таможенного органа о классификации.

Согласно п. 24 Инструкции № 206 в заявлении на условный выпуск должны указываться наименования отдельных компонентов или функциональных блоков в соответствии с наименованиями, приведенными в приложении к решению о классификации.

Заявление на условный выпуск заполняется в соответствии с Инструкцией о порядке заполнения декларации на товары, утвержденной Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 № 257 (в ред. от 10.12.2013) «Об Инструкциях по заполнению таможенных деклараций и формах таможенных деклараций» (далее — Решение № 257), с учетом некоторых особенностей (далее — Инструкция о порядке заполнения декларации на товары). Так, в графе 31 «Грузовые места и описание товаров» заявления на условный выпуск под номером 1 производится запись: «Компоненты № ________ (указываются через запятую, номера позиций из перечня компонентов товара, прилагаемого к решению о классификации, с указанием количества каждого компонента) для товара ________» (указывается наименование товара согласно решению о классификации).

Таким образом, в перечне компонентов рекомендуется отражать сведения о моделях, артикулах, серийных и других индивидуальных номерах компонентов без указания наименования производителя компонента;

5) техническое описание с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, в том числе взаимодействия отдельных компонентов товара;

6) описание отдельных компонентов товара с указанием назначения, выполняемых функций, принципа действия, материала, из которого они изготовлены;

7) сборочный (монтажный) чертеж (схема).

Если представленные заявителем документы и сведения недостаточны для принятия решения по классификации товара, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела, уведомляет заявителя о необходимости предоставления дополнительной информации в течение 30 календарных дней со дня подачи заявления о принятии решения по классификации товара.

Дополнительная информация должна быть предоставлена в течение 60 календарных дней со дня уведомления заявителя в письменной форме. Если информация не предоставлена в установленный срок либо заявитель отказался предоставить документы и сведения, необходимые для классификации товара, заявление о принятии решения по классификации товара отклоняется. Данное заявление также отклоняется, если в таком заявлении и документах, прилагаемых к нему, содержится противоречивая информация или если компоненты товара в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, в соответствии с правилами классификации не образуют товар, классифицируемый по коду завершенного или комплектного товара.

Решение по классификации товара принимается в течение 90 календарных дней со дня регистрации заявления о принятии решения по классификации товара. В случае необходимости предоставления дополнительной информации течение срока приостанавливается и возобновляется со дня получения ФТС России последнего документа, содержащего запрашиваемые сведения.

Решение по классификации товара вступает в силу со дня его принятия.

 

В каких случаях таможенные органы могут вносить изменения в выданное решение по классификации товара и когда действие такого решения прекращается?

Изменение решения по классификации товара производится в случаях:

  • принятия Комиссией Таможенного союза или федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в области таможенного дела, обязательного для исполнения таможенными органами решения или разъяснения по классификации отдельных видов товаров;
  • выявления ошибок, опечаток, допущенных при принятии решения по классификации товара или при подготовке документов заявителем;
  • изменения условий внешнеэкономической сделки, если такое изменение относится к товару или его отдельным компонентам;
  • изменения Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности.

Решение об изменении решения по классификации товара вступает в силу в срок, указанный в решении об изменении решения по классификации товара.

Действие решения по классификации товара прекращается:

  • если таможенным органом установлено, что заявитель для принятия решения по классификации товара представил подложные документы или заявил недостоверные сведения;
  • если итоговая таможенная декларация не подана в сроки, предусмотренные ч. 8 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ;
  • если заявитель в письменной форме отказался от поставок товара, в том числе после ввоза или вывоза отдельных компонентов товара.

Решение о прекращении действия решения по классификации товара не принимается, если условно выпущенные компоненты товара в соответствии с правилами классификации относятся к классификационному коду завершенного или комплектного товара, указанного в решении по классификации товара.

Решение о прекращении действия решения по классификации товара вступает в силу со дня принятия решения по классификации товара.

 

Особенности декларирования товаров, ввозимых в разобранном виде и классифицируемых единым кодом в соответствии с ТН ВЭД

В соответствии с ч. 3 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ до начала декларирования товара декларант направляет в таможню, в регионе деятельности которой будет осуществляться декларирование товара, письменное уведомление о планируемых поставках с приложением копии решения о классификации, заверенной декларантом. В уведомлении указываются сведения о:

1) декларанте;

2) решении о классификации товара (номер и дата его выдачи);

3) планируемых сроках ввоза или вывоза товара;

4) месте нахождения товара на территории Российской Федерации, где будет осуществляться его хранение, монтаж либо сборка (для ввозимого товара).

При этом декларант вправе указать в уведомлении иные сведения, имеющие значение для проведения таможенного контроля в отношении ввозимого товара.

Каждая отдельная партия товара, ввозимого (вывозимого) в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, подлежит предъявлению таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование.

Компоненты ввозимого товара подлежат условному выпуску на основании поданного декларантом заявления на условный выпуск и приложенных к нему документов, необходимых для таможенного декларирования, копий решения о классификации и уведомления. Заявление на условный выпуск (заявление на выпуск компонента вывозимого товара) составляется в соответствии с Инструкцией № 206.

 

Сколько экземпляров заявления на условный выпуск представляется в таможенный орган?

Согласно Инструкции № 206 заявление на условный выпуск необходимо оформлять в двух экземплярах. Данный документ заполняется в соответствии с Порядком заполнения декларации на товары, ввозимые (ввезенные) на таможенную территорию, утвержденным Решением № 257, с учетом некоторых особенностей. Один экземпляр заявления возвращается декларанту или таможенному представителю, совершающему таможенные операции от имени и по поручению декларанта. Второй экземпляр остается в таможенном органе, в том числе используется для целей валютного контроля. Одновременно с заявлением на условный выпуск представляется его электронная копия.

В заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск) должны указываться наименования отдельных компонентов или функциональных блоков в соответствии с наименованиями, приведенными в приложении к решению о классификации. При этом не допускается указание в разных заявлениях на условный выпуск или заявлениях на выпуск элементов, из которых состоят отдельные компоненты или функциональные блоки. Заявление на условный выпуск (заявление на выпуск) должно содержать сведения о компонентах товара, поставляемых в рамках одного договора (контракта). Указание в одном заявлении на условный выпуск (заявлении на выпуск) сведений о компонентах товара, поставляемых по разным договорам (контрактам), если они ввозятся по разным договорам (контрактам), не допускается.

В итоговой декларации на товар могут содержаться сведения о товаре, ввоз компонентов которого осуществлялся как по одному, так и по нескольким договорам (контрактам).

 

Достоверность сведений, указанных в заявлении на условный выпуск, подтверждается лицом в соответствии с правилами заполнения графы 54 «Место и дата»:

  • под номером 1 следует указать номер документа, свидетельствующего о включении лица в Реестр таможенных представителей, если декларирование товаров производится таможенным представителем, а также дату и номер договора таможенного представителя с декларантом.

Дополнительно к этим сведениям указывается идентификационный номер налогоплательщика (ИНН), а через знак разделителя «/» фиксируется код причины постановки на учет (КПП) таможенного представителя. Если от имени таможенного представителя выступает его обособленное подразделение, проставляется КПП, присвоенный по месту нахождения обособленного подразделения;

 

ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ
Сведения под номером 1 не заполняются, если декларирование товаров производится декларантом, указанным в графе 14 «Декларант» декларации на товары.

 

  • под номером 2 указывают фамилию, имя, отчество физического лица, составившего заявление, номер и дату выдачи документа, удостоверяющего его личность (а также наименование такого документа), занимаемую должность в штате декларанта или таможенного представителя и номер контактного телефона;
  • под номером 3 необходимо оформить сведения о документе, удостоверяющем полномочия лица, составившего заявление:

– номер и дата документа, удостоверяющего полномочия руководителя декларанта или таможенного представителя, если декларация на товары заполнена руководителем указанного лица;

– номер и дата выдачи доверенности на совершение действий от имени декларанта или таможенного представителя, а также срок действия доверенности (если такой срок установлен), если декларация на товары заполняется работником декларанта или таможенного представителя.

Лицо, составившее заявление, проставляет в графе 54 заявления свою подпись, дату составления и удостоверяет сведения, указанные в нем, проставлением печати декларанта или таможенного представителя, если в соответствии с законодательством декларант или таможенный представитель должны иметь печать.

Ввиду того что компоненты оборудования подлежат условному выпуску, следует отметить следующее: в силу нормы п. 3 ст. 200 ТК ТС условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем. Статьей 96 ТК ТС установлено, что товары находятся под таможенным контролем при ввозе на таможенную территорию Таможенного союза с момента пересечения таможенной границы до приобретения условно выпущенными товарами статуса товаров Таможенного союза.

Согласно ч. 2 ст. 222 Федерального закона № 311-ФЗ компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, и считаются условно выпущенными до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой.

В случае нарушения указанной нормы ст. 16.20 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее — КоАП РФ) предусмотрена ответственность за пользование условно выпущенными товарами, передачу их во владение или в пользование, продажу условно выпущенных товаров либо распоряжение ими иным способом в нарушение установленных запретов и (или) ограничений на пользование и распоряжение такими товарами в виде наложения административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц — от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц — от одного до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискации предметов административного правонарушения.

Не позднее 30 дней после дня ввоза (вывоза) всех компонентов товара в таможенный орган должна быть подана итоговая декларация на товар с указанием в ней классификационного кода по ТН ВЭД согласно решению о классификации. Срок подачи итоговой декларации на товар не должен превышать один календарный год с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара. Этот срок может быть продлен таможенным органом по письменному мотивированному обращению декларанта, в котором указывается также необходимый декларанту срок подачи итоговой декларации на товар. Общий срок подачи итоговой декларации на товар в данном случае не может превышать три года с даты регистрации заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) первой партии товара.

 

Какие экономические потери для организации может повлечь несоблюдение срока подачи итоговой декларации?

Пропуск срока подачи итоговой декларации влечет довольно серьезные последствия для организации.

Во-первых, п. 2 ч. 12 ст. 107 Федерального закона № 311-ФЗ предусмотрено, что в случае, если итоговая таможенная декларация не подана в установленные сроки, производится прекращение действия решения по классификации товара.

Согласно ч. 12 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ при прекращении действия решения о классификации компоненты товара, ввезенные (вывезенные) в каждой отдельной партии товара, подлежат декларированию с подачей отдельной декларации на компоненты товара в установленном порядке. При этом отдельные компоненты товара классифицируются в соответствии с ТН ВЭД по кодам, применимым к указанным компонентам в соответствии с правилами классификации товаров. Соответственно, в данном случае ставки ввозных таможенных пошлин, как правило, будут выше, чем ставки ввозных таможенных пошлин, установленные Единым таможенным тарифом Таможенного союза для оборудования.

Сроки подачи деклараций на отдельные компоненты товара не могут превышать 30 дней со дня уведомления заинтересованного лица о прекращении действия решения о классификации. В этом случае при исчислении суммы таможенных пошлин, налогов в декларации на отдельные компоненты товара применяются ставки таможенных пошлин, налогов, а также курсы иностранных валют, действующие на день регистрации такой декларации. За каждый день просрочки уплаты суммы таможенных платежей, начисленной по декларации на отдельные компоненты товара, взимаются пени, начиная со дня подачи каждого заявления на условный выпуск (заявления на выпуск компонента вывозимого товара) по день уплаты начисленных сумм или их взыскания в бесспорном порядке.

Во-вторых, ч. 1 ст. 16.12 КоАП РФ за несоблюдение установленных сроков подачи итоговой декларации на товары при декларировании товаров в несобранном или разобранном виде предусмотрено наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей; на юридических лиц — от десяти тысяч до пятидесяти тысяч рублей.

 

Организация будет представлять итоговую декларацию в отношении ранее ввезенных компонентов оборудования. Необходимо ли представлять товар таможенному органу в комплектном виде после завершения ввоза всех компонентов товара при подаче итоговой декларации на товар? Можно ли производить монтаж условно выпущенных компонентов оборудования?

Прежде всего следует отметить, что письмом ФТС России от 23.01.2012 № 01-11/02448 «О направлении разъяснений» разъяснено, что согласно ч. 5, 7 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ каждая отдельная партия товара, ввозимого в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, подлежит предъявлению таможенному органу, в котором будет осуществляться таможенное декларирование, для принятия решения об условном выпуске.

Таким образом, Федеральным законом № 311-ФЗ предусмотрена обязанность предъявления компонентов товара (оборудования) при подаче заявления на условный выпуск. Обязанность предъявления товара в комплектном виде после завершения ввоза всех компонентов товара при подаче итоговой декларации на товар Федеральным законом № 311-ФЗ не установлена.

В соответствии со ст. 222 Федерального закона № 311-ФЗ компоненты товара, ввозимого отдельными товарными партиями в течение установленного периода времени в несобранном или разобранном виде, в том числе в некомплектном или незавершенном виде, являются условно выпущенными товарами, которые запрещены к передаче третьим лицам, в том числе путем их продажи или отчуждения иным способом, до момента принятия таможенным органом решения о выпуске товара в соответствии с заявленной таможенной процедурой. При этом ограничений на проведение монтажа условно выпущенных компонентов товара Федеральным законом № 311-ФЗ не предусмотрено.

 

Уплата таможенных платежей

Касаясь необходимости уплаты таможенных сборов за таможенные операции при выпуске компонентов оборудования, заметим, что в соответствии со ст. 72 ТК ТС плательщики таможенных сборов, сроки уплаты таможенных сборов, порядок их исчисления, уплаты, возврата (зачета) и взыскания, а также случаи, когда таможенные сборы не подлежат уплате, определяются ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

К таможенным сборам относятся таможенные сборы за совершение действий, связанных с выпуском товаров (ч. 2 ст. 123 Федерального закона № 311-ФЗ). Таможенные сборы за таможенные операции должны быть уплачены одновременно с подачей таможенной декларации. В соответствии со ст. 128 Федерального закона № 311-ФЗ эти сборы уплачиваются при декларировании товаров, в том числе при подаче в таможенный орган таможенных деклараций — периодической, временной, неполной и полной.

В свою очередь, согласно ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ компоненты ввозимого товара подлежат условному выпуску на основании поданного декларантом заявления на условный выпуск и приложенных к нему документов, необходимых для таможенного декларирования, копий решения о классификации и уведомления. Также п. 10 Инструкции № 206 установлено, что таможенные сборы за таможенные операции при оформлении заявления на условный выпуск не взимаются.

Таким образом, в случае ввоза компонентов оборудования и представления в таможенный орган заявления на условный выпуск таможенные сборы за таможенные операции уплате не подлежат.

Согласно ч. 10 ст. 215 Федерального закона № 311-ФЗ таможенные пошлины, налоги при декларировании товара (то есть при подаче итоговой декларации) уплачиваются по ставкам, применимым к товару в соответствии с классификационным кодом по ТН ВЭД согласно решению о классификации и действующим на день подачи декларации на товар.

 

Необходимо ли предоставлять обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в случае условного выпуска компонентов оборудования? Каким образом предоставляется обеспечение уплаты таможенных пошлин и налогов в этом случае?

В соответствии с п. 9 Инструкции № 206 условный выпуск осуществляется при условии обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов. При этом п. 2 ст. 85 ТК ТС установлено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется:

  • если сумма подлежащих уплате таможенных пошлин, налогов и процентов не превышает сумму, эквивалентную 500 (пятистам) евро по курсу валют, устанавливаемому в соответствии с законодательством государства — члена Таможенного союза, в котором подлежат уплате таможенные пошлины, налоги, действующему на день регистрации таможенной декларации, а если таможенная декларация не представляется — на день принятия решения о непредоставлении обеспечения;
  • в иных случаях, предусмотренных ТК ТС и (или) законодательством государств — членов Таможенного союза.

В частности, ст. 137 Федерального закона № 311-ФЗ определено, что обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в случаях, установленных международными договорами, ТК ТС, актами Президента Российской Федерации или Правительства РФ, а также в случае, если таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, будут выполнены.

Кроме того, обеспечение уплаты таможенных пошлин, налогов не предоставляется в отношении технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), ввоз которого не подлежит обложению НДС в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (перечень данного оборудования содержится в Постановлении Правительства РФ от 30.04.2009 № 372 (в ред. от 21.06.2014) «Об утверждении перечня технологического оборудования (в том числе комплектующих и запасных частей к нему), аналоги которого не производятся в Российской Федерации, ввоз которого на территорию Российской Федерации не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость»). Однако вне зависимости от этой нормы таможенные органы вправе принять решение о необходимости предоставления обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов в случаях:

  • если декларант осуществляет внешнеэкономическую деятельность менее одного года;
  • если декларант имеет неисполненные требования по уплате таможенных платежей в установленные данными требованиями сроки;
  • если декларант в течение одного года до обращения в таможенный орган привлекался к административной ответственности по ст. 16.20 КоАП РФ;
  • если декларант имеет неисполненные постановления по делам об административных правонарушениях в области таможенного дела;
  • в иных случаях, когда таможенный орган имеет основания полагать, что обязательства, взятые перед ним, не будут выполнены.

Согласно ст. 86 ТК ТС уплата таможенных пошлин, налогов обеспечивается следующими способами:

  • денежными средствами (деньгами);
  • банковской гарантией;
  • поручительством;
  • залогом имущества.

Следует отметить, что иные способы обеспечения уплаты таможенных пошлин не предусмотрены, а плательщик вправе выбрать любой из способов обеспечения уплаты налогов.

В соответствии со ст. 86 ТК ТС исполнение плательщиком обязанности по уплате налогов должно быть обеспечено непрерывно в течение всего срока действия обязательства. Срок действия предоставляемого обеспечения уплаты налогов должен быть достаточным для своевременного направления принятого перед этим таможенным органом требования об исполнении обязательства. При этом порядок применения способов обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов, а также валюта, в которой вносится сумма такого обеспечения, определяются законодательством государства — члена Таможенного союза, в таможенный орган которого предоставляется обеспечение.

Наиболее интересными с финансовой точки зрения видами обеспечения уплаты таможенных платежей являются банковская гарантия, поручительство и залог имущества.

В силу положений ст. 141 Федерального закона № 311-ФЗ таможенные органы в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов принимают банковские гарантии, выданные банками, иными кредитными организациями или страховыми организациями, включенными в Реестр банков, иных кредитных организаций и страховых организаций, обладающих правом выдачи банковских гарантий уплаты таможенных пошлин, налогов, который ведет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области таможенного дела (далее — Реестр).

Заметим, что банковская гарантия принимается таможенным органом, если на момент ее поступления в таможенный орган гарант включен в Реестр, при условии непревышения максимальной суммы одной банковской гарантии и максимальной суммы всех одновременно действующих банковских гарантий, указанных в Реестре для данного гаранта.

Банковская гарантия должна быть безотзывной, то есть в силу ст. 371 Гражданского кодекса РФ она не может быть отозвана гарантом. В банковской гарантии должны быть указаны:

  • обязательства плательщика таможенных пошлин, налогов, надлежащее исполнение которых обеспечивается банковской гарантией;
  • право на бесспорное списание таможенным органом с гаранта причитающейся суммы в случае неисполнения гарантом обязательств по банковской гарантии;
  • обязанность гаранта уплатить таможенному органу неустойку в размере 0,1 % суммы, подлежащей уплате за каждый календарный день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств гаранта по банковской гарантии является фактическое поступление денежных средств на счет Федерального казначейства и (или) на счет, определенный международным договором государств — членов Таможенного союза;
  • срок действия банковской гарантии.

Срок действия предоставленной банковской гарантии не может превышать 36 месяцев и должен быть достаточным для своевременного направления таможенным органом гаранту требования по банковской гарантии в случае неисполнения обязательств, обеспеченных банковской гарантией.

Залог имущества оформляется путем заключения между таможенным органом и плательщиком таможенных пошлин, налогов договора о залоге имущества. При этом следует обратить внимание на следующий момент: в силу положений ст. 140 Федерального закона № 311-ФЗ предметом залога может быть имущество, которое в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации может являться предметом залога, за исключением:

  • имущества, находящегося за пределами Российской Федерации;
  • имущества, уже заложенного для обеспечения иного обязательства, либо имущества, обремененного иными предшествующими обязательствами в пользу третьих лиц;
  • товаров, подвергающихся быстрой порче;
  • животных;
  • электрической, тепловой и иных видов энергии;
  • предприятий;
  • имущественных прав;
  • ценных бумаг;
  • космических объектов;
  • залога товаров в обороте;
  • продукции и отходов производства, свободная реализация которых в соответствии с законодательством Российской Федерации запрещена;
  • имущества, взыскание на которое в соответствии с законодательством Российской Федерации обращается только по решению суда.

Лицо, которому принадлежит закладываемое имущество, при выборе залога имущества в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов направляет в таможенный орган предложение о заключении договора о залоге имущества. Вместе с указанным предложением представляются в двух идентичных экземплярах проект договора о залоге имущества, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, и документы, подтверждающие право собственности на предмет залога и его рыночную стоимость, которые могут быть представлены в виде оригиналов или нотариально заверенных копий.

Проект договора о залоге имущества должен содержать положения о том, что:

  • последующий залог имущества, заложенного для обеспечения обязательств перед таможенными органами, в течение срока действия договора о залоге имущества не допускается;
  • лицо, которому принадлежит заложенное имущество (залогодатель), не вправе распоряжаться предметом залога без согласия таможенного органа;
  • залогодатель обязан страховать за свой счет переданный в залог предмет залога независимо от того, остается предмет залога у залогодателя или передается таможенному органу;
  • залогодатель производит оценку предмета залога за свой счет;
  • залогодатель и таможенный орган пришли к соглашению об обращении взыскания на заложенное имущество во внесудебном порядке в случае неисполнения обязательств, обеспеченных залогом имущества;
  • замена предмета залога допускается с письменного согласия таможенного органа другим равным по стоимости имуществом, что оформляется дополнительным соглашением к договору о залоге имущества;
  • в случае обращения взыскания на предмет залога расходы на его реализацию покрываются за счет денежных средств, вырученных от реализации предмета залога, а при их недостаточности — за счет залогодателя.

Договор о залоге имущества может быть заключен, если рыночная стоимость предмета залога превышает размер необходимого обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов более чем на 20 %.

Поручительство оформляется путем заключения между таможенным органом и поручителем договора поручительства. К правоотношениям, связанным с заключением договора поручительства, выполнением обязательств, обеспеченных поручительством, представлением поручителю требования, прекращением поручительства, применяются положения законодательства Российской Федерации.

При выборе плательщиком таможенных пошлин, налогов поручительства в качестве обеспечения уплаты таможенных пошлин, налогов лицо, имеющее намерение стать поручителем, направляет в таможенный орган предложение о заключении договора поручительства. Вместе с указанным предложением представляется в двух идентичных экземплярах проект договора поручительства, подписанный и удостоверенный данным лицом в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации, а также согласие плательщика таможенных пошлин, налогов с тем, что лицо, имеющее намерение стать поручителем, может выступать за него поручителем.

Н. А. Дубинский, доц., канд. техн. наук

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 9, 2014.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.