Электронная версия журнала

Особенности разработки и внедрения системы нематериального стимулирования

«Планово-экономический отдел» №8 2011 / Мотивация

Руководство прогрессивных компаний понимает, что для успешного развития бизнеса необходимо осознание значимости своей роли каждым менеджером в отдельности и коллективом работников в целом. Отличительной чертой программ нематериального стимулирования является то, что часто при относительно небольших затратах компании программа приносит значительный мотивационный эффект, способствует повышению заинтересованности сотрудников в работе в компании, стремлению прикладывать больше усилий в деятельности.

К программам нематериального стимулирования могут относиться: полная или частичная компенсация компанией медицинской страховки для сотрудника и членов его семьи; полная или частичная компенсация компанией затрат на питание, мобильную связь, проезд и др.; организация корпоративных и праздничных мероприятий; организация культурного досуга сотрудников; организация корпоративных спортивных программ; организация профессиональных конкурсов и соревнований; предоставление дополнительных дней к отпуску; предоставление материальной помощи и др.

При разработке и внедрении на предприятии программ нематериального стимулирования руководство компании обычно ориентируется на достижение баланса между интересами и возможностями компании и интересами и потребностями ее сотрудников. Следует понимать, что наличие в компании социального пакета может быть фактором, не менее действенным, чем высокая оплата труда.

Цели создания системы нематериального стимулирования персонала

Система нематериального стимулирования:

  • разрабатывается для достижения стратегических целей компании и увеличения ее прибыли через стимулирование эффективного труда сотрудников с применением системы льгот и поощрений в соответствии с их потребностями; 
  • способствует обеспечению стабильности деятельности компании с помощью удовлетворения нужд сотрудников социальными гарантиями, направленными на повышение уровня лояльности коллектива к организации, достижение стабильных результатов труда в долгосрочной перспективе; 
  • посредством справедливого пропорционального распределения нематериальных благ в качестве дополнения к основному заработку сотрудников формирует бренд привлекательного работодателя.

Особенности функционирования системы

В идеале в компании труд всех сотрудников оплачивается и поощряется на равных условиях, по одним и тем же правилам. Кроме того, работники поощряются за добросовестное выполнение своих обязанностей и достигнутые экономические, материальные, финансовые и другие результаты. Наравне с материальными стимулами и дополнительно к ним могут применяться вознаграждение отдельных работников в индивидуальном порядке за стабильные успехи в труде, а также нематериальное премирование работников по результатам труда за отчетный период. Выделение средств на поощрение и материальное вознаграждение отдельных работников предусматриваются при распределении прибыли путем направления ее части в специальный фонд нематериального премирования работников. При отсутствии прибыли данный фонд не формируется.

Качество системы нематериальной мотивации оценивается по показателям эффективности, которые разрабатываются на основе установленных целей:

  • текучесть кадров в процентном соотношении за текущий период от начала работы программы нематериальной мотивации до окончания финансового года; 
  • оценка удовлетворенности сотрудников предприятия; 
  • повышение производительности труда; 
  • оценка экономического эффекта от реализации мероприятий по программе нематериального стимулирования.

Опыт использования: ООО «Визионс»

Компания ООО «Визионс» сформировала пакет нематериальной мотивации своих сотрудников из рассматриваемых ниже видов нематериальных стимулов:

  • поощрение — публичное признание результатов труда работников в виде благодарности и присвоение звания «Профессионал года»; 
  • награждение — выдача статусных знаков отличия, грамот, дипломов; 
  • ценные подарки — сувениры, купоны на приобретение ценных вещей; 
  • изменение статуса сотрудника — повышение по службе, ротация или другая, желаемая для сотрудника смена должности либо деятельности; 
  • обучение сотрудников — стажировка, участие в семинарах, тренингах и т. п.; 
  • блага, выражающиеся в предоставляемых сотруднику программах негосударственных пенсионных фондов, льготы по кредитам, страхование жизни и прочие, в том числе для родственников и членов семей работников; 
  • дополнительные льготы — оформление полиса дополнительного медицинского страхования; 
  • право пользования услугами оздоровительных учреждений в области косметологии и физической культуры; 
  • организация корпоративного досуга — выездные и иные мероприятия, конкурсы с участием ближайших родственников, выставки и конкурсы для детей сотрудников; 
  • организация рабочего места — предоставление более современной техники, выдача дополнительного мобильного телефона, рабочего стола большей площади.

Стандарты рабочих мест и их распределения

Для распределения рабочих мест в офисе «Визионс» используется система стандартов, разработанная с учетом специфики бизнеса и характера работ отдельных категорий сотрудников. Офис организован по принципу открытого пространства (open-space). Количество закрытых кабинетов ограничено, часть из них предназначена для оборудования рабочего места партнера и директора подразделения.

Предоставление работнику рабочего места того или иного типа производится в зависимости от занимаемого им должностного уровня. В компании ООО «Визионс» разработаны следующие стандарты (см. таблицу).

Соотношение стандартов по должности и рабочим местам

Стандарт

рабочего

места

Должность

Закрепленные рабочие места

кабинет

угловой стол с высокими перегородками

стол с перегородками с трех сторон

стол с одной фронтальной перегородкой

стол с одной фронтальной перегородкой

Партнер

1

Директор

1

Менеджер

2

Ведущий специалист

3

Специалист

5

Ассистент

 

Услуги такси

Транспортное обслуживание работников компании ООО «Визионс» производится за счет привлекаемых транспортных организаций. В течение рабочего дня партнеры, директора, руководители подразделений и другие менеджеры могут пользоваться услугами такси для поездок по городу и прилежащим территориям в случае необходимости для встречи с клиентами, подрядчиками, партнерами. Компания не оплачивает ожидание такси более 10 минут. Трансфер в аэропорт и из него осуществляется с учетом средств, выделенных на транспортное обслуживание.

Страхование жизни

В компании осуществляется страхование от несчастных случаев, распространяющееся на страховые события, фактически произошедшие с застрахованным лицом. Страховыми рисками, на случай наступления которых проводится страхование в соответствии с договором страхования, являются частичная потеря трудоспособности в результате несчастного случая, постоянная полная потеря трудоспособности в результате несчастного случая, смерть застрахованного лица в результате несчастного случая.

Кредитование работников

Сотрудники, размер заработной платы которых составляет не менее n руб., имеют право на получение кредита от компании на приобретение жилья и иного движимого имущества. Условия предоставления кредита, размер процентной ставки и прочие требования устанавливаются локальными актами компании и предоставляются на основе подтвержденного распоряжения партнера компании. 

Компенсация аренды жилья

Компания возмещает расходы на арендованные жилые помещения для директоров и руководителей подразделений или для других категорий сотрудников по распоряжению генерального директора, а также арендует квартиры за счет предприятия для партнеров и директоров подразделений по распоряжению владельцев компании. Кроме того, она компенсирует менеджерам часть расходов в размере 30 % от ежемесячной стоимости аренды жилья. Льготы на компенсацию расходов по аренде жилья предоставляются в том случае, если нанимаемый сотрудник является иногородним и не имеет возможности приезжать в офис на транспорте каждый день.

  

Парковка

Парковка на территории офиса предусмотрена только для служебных автомобилей сотрудников, занимающих должности от старшего менеджера и выше. Резерв свободных и освобождающихся парковочных мест резервируется для новых сотрудников, нанимаемых на соответствующие должности или для тех, кто получил повышение по результатам итоговой годовой оценки персонала. После увольнения, понижения в должности, переезда в другой город для работы в подразделении компании или по другим причинам отсутствия сотрудников на работе в центральном офисе в течение более чем 6 месяцев, купон на парковочное место на территории компании аннулируется.

Мероприятия по нематериальной мотивации

В целях признания достижений работников, повышения качества внутренних коммуникаций и улучшения внутренней культуры компании, приводящей к высокой лояльности сотрудников и выражающейся в качественном труде, компания проводит ежегодные корпоративные мероприятия, направленные на мотивирование персонала, — номинирование и награждение сотрудников, достигших выдающихся результатов в привлечении клиентов, увеличении прибыли, внедрении новых успешных идей, проектов, технологий.

Чтобы объединить интересы работников и компании, выразить благодарность персоналу за труд, компания проводит:

  • мероприятия в честь ежегодных государственных праздников;
  • мероприятия для чествования компании (день рождения, юбилей);
  • мероприятия для чествования сотрудников (церемония награждения «Лучший профессионал»);
  • мероприятия для развлечения и объединения интересов сотрудников (выездные мероприятия, спортивные и профессиональные конкурсы);
  • мероприятия с участием членов семьи (конкурс рисунка для детей сотрудников) и т. п.

Особенности применения положения о нематериальном стимулировании в компании ООО «Визионс»

Право распоряжаться фондом нематериальной мотивации принадлежит генеральному директору организации. Компания вправе одновременно применять к работнику несколько мер поощрения при наличии для этого оснований (мотивов). Меры поощрения не применяются к работникам, совершившим в оцениваемый период хотя бы один дисциплинарный проступок и имеющим в связи с этим дисциплинарное взыскание, поскольку непременным основанием применения мер поощрения является добросовестное исполнение работником своих трудовых обязанностей. При наличии оснований для поощрения работника уполномоченное лицо подает представление о поощрении работника директору по персоналу. Представление о поощрении работника подается на имя генерального директора организации следующими лицами: директором по персоналу (представление о награждении благодарственным письмом), непосредственным руководителем работника (руководителем структурного подразделения, в котором трудится поощряемый работник, или заместителем директора в случае поощрения руководителя структурного подразделения). Представление о применении материальных мер поощрения согласовывается с бухгалтерией и отделом по управлению персоналом.

Важно также и то, что с приказом о поощрении работника (работников) знакомят под подпись. Содержание приказа доводится до сведения трудового коллектива на общем собрании работников или путем размещения соответствующего объявления на информационной доске организации. В трудовую книжку и личную карточку работника вносятся сведения о награждениях и иных мерах поощрения, предусмотренных законодательством РФ, а также коллективными договорами, правилами внутреннего трудового распорядка организации, уставами и положениями о дисциплине компании ООО «Визионс».

Отдел по управлению персоналом разрабатывает программы мероприятий по нематериальной мотивации сотрудников компании и оформляет план их проведения в формализованных документах, основанных на положении о нематериальной мотивации сотрудников компании ООО «Визионс» и утвержденных директором по персоналу. В программах мероприятий используются методы, средства, способы нематериальной мотивации, наиболее точно отвечающие потребностям компании и установленным стратегическим целям.

Именно во внутренней нематериальной мотивации сотрудников кроется огромный потенциал. Если руководство уделяет достаточно внимания своим сотрудникам и по возможности не демотивирует их, то компания станет для персонала «вторым домом». В подобных организациях работники очень лояльны и готовы переживать все трудности вместе с компанией и трудиться на ее благо. А это, в свою очередь, является важным фактором для дальнейшего развития бизнеса.

 

Д. И. Панферов, экономист

Статья опубликована в журнале «Планово-экономический отдел» № 8, 2011.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.
  • Подведут черту бедности

    Минтруд для назначения социальных пособий предлагает учитывать все доходы россиян и их собственность

  • Утилизация в налоговом порядке

    Экологический сбор с шин и холодильников предлагают сделать безальтернативным

  • 1-2 декабря в деловом центре Radisson Славянская состоится крупнейший в России и СНГ B2B & B2C финансовый ивент — MOSCOW FINANCIAL EXPO 2017