Часто бывает так, что бюджет продаж составили и утвердили, но вдруг посыпались изменения, которые требуют корректировок сформированных планов. В данной ситуации даже опытные специалисты пребывают в растерянности, не зная, как корректно отобразить изменения и нужно ли вообще это делать. Несмотря на обилие методических и разъяснительных материалов по тематике бюджетирования, этот аспект планирования рассматривается мало. В статье рассмотрим параметры, при которых значения плановых выручек подлежат корректировке, и покажем на примере, как правильно делать корректировку.
ЗНАЧЕНИЕ НАБЛЮДАЕМЫХ ОТКЛОНЕНИЙ
Обнаружив отклонения при учете новых вводных относительно первоначальных планов, не стоит паниковать и пытаться внести в утвержденные планы какие-то изменения. Нужно понимать, что не всякие выявленные или предполагаемые отклонения подлежат корректировке.
Дело в том, что плановые показатели в обычной ситуации в любом случае будут расходиться с фактом. Это связано с тем, что невозможно планировать настолько четко и точно, чтобы избежать возникновения каких-либо расхождений.
При оценке факта и плана стопроцентная точность планирования возможна только по позициям, по которым есть соответствующие четкие цифровые документарные указания. Чаще всего это расходные позиции. Например, согласно заключенному договору аренды месячная арендная плата составляет 100 тыс. руб. Соответственно, по статье расходов «Аренда» возможно точное планирование с отображением затрат по 100 тыс. руб. в месяц и 1200 тыс. руб. в год, если не предполагать повышение аренды.
Очень редко с такой точностью можно спланировать и отдельные виды выручки. Например, в ситуации сдачи площадей в аренду. Если есть постоянный арендатор, заключен договор аренды, определена арендная сумма, то и план выручки по данной позиции может быть стопроцентно точным.
В остальных случаях мы можем говорить только о возможной максимально точной, но все равно только приблизительной оценке плановых параметров. Это объяснимо и объективно. Есть очень много факторов, влияющих на момент планирования, еще больше факторов может сработать уже на момент реализации плана. Поэтому стопроцентной точности прогнозных показателей по всему массиву плановых значений добиться нельзя.
Таким образом, отклонения плана от факта в определенных параметрах просто неизбежны. Как ни парадоксально, эти отклонения даже полезны. Это как температура и боль в человеческом организме. Симптомы неприятные, но необходимые для понимания болезненных процессов. Так и отклонения плана от факта. Они указывают на экономические процессы в деятельности компании, на имеющиеся недостатки, которые нужно исправлять, или на положительные тенденции, которые необходимо выявлять и закреплять.
Важный момент: расхождения нужно выявлять и анализировать, чтобы определить причины их возникновения, устранить недостатки планирования и проблемные моменты в деятельности компании.
Компания «Корвет» запланировала выручку по осуществляемым видам деятельности. При этом еще в начале периода стало понятно, что возникнут следующие оценочные отклонения факта от спланированной выручки:
- по торговле — превышение факта над планом на 10 %;
- по услугам — недовыполнение плана на 8 %.
Фактически по окончании отчетного периода сложилась следующая ситуация:
- по торговле — перевыполнение плана на 12,87 %;
- по услугам — недовыполнение плана на 5,44 %.
На любом из данных этапов подобные отклонения не являются основанием для внесения корректировок в плановые значения.
ПАРАМЕТРЫ, ПРИ КОТОРЫХ ЗНАЧЕНИЯ ПЛАНОВЫХ ВЫРУЧЕК ПОДЛЕЖАТ КОРРЕКТИРОВКЕ
Сразу отметим, что данные параметры не могут быть унифицированы для всех организаций. Подходы к планированию вообще и к корректировкам в частности нормативно не урегулированы. Компании в пределах экономических законов и базовых принципов свободны в своих подходах к бюджетированию. Соответственно, рассматриваемые параметры для разных компаний могут быть разными. Тем не менее можно вывести общие принципы оценки подобной существенности.
Корректировки могут понадобиться:
• до утверждения бюджетов. Это самый простой вариант. В таком случае в сформированный бюджет сразу вносятся коррективы, бюджет полностью перестраивается. На утверждение сдается уже актуальный вариант;
• после утверждения бюджетов, но до начала планового периода. В этом случае утвержденный бюджет изменить довольно сложно. Во многих организациях сложная система согласований, утверждений. Собственники могут находиться вне места расположения компании и удаленно не решают такие вопросы. Поэтому тот факт, что плановый период еще не начался, зачастую не слишком упрощает ситуацию;
• в самом начале планового периода. Период только начался, никакие промежуточные фактические данные еще не сформированы, но уже ясно, что понадобятся корректировки;
• по мере завершения промежуточных периодов, которые входят в плановый. Например, могут производиться корректировки годовых планов по окончании первого квартала и выведения соответствующих фактических итогов по окончании полугодия.