Электронная версия журнала

Единичное и мелкосерийное производство: позаказный метод работы

«Планово-экономический отдел» №7 2018 / Управление предприятием

 

ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗАКАЗНОГО ПРОИЗВОДСТВА: ОСОБЕННОСТИ И ФАКТОРЫ ВЛИЯНИЯ

Особенности организации производства при позаказной системе:

  • управление заказами начинают с конструкторско-технологической подготовки производства и завершают передачей изделия заказчику;
  • производственную программу внутри планового периода распределяют в соответствии с портфелем заказов, очередностью их поступления, сроками окончания, загрузкой производства. Главный отрезок времени для организации работ — месяц;
  • при разработке оперативных планов, принятии организационных решений и выдаче сменных заданий нет точных сведений о продолжительности технологической подготовки производства, нормативов трудоемкости и расхода материалов;
  • отсутствие стабильных календарно-плановых нормативов на длительный период из-за неповторяемости заказов;
  • закрепление номенклатуры за производственными цехами переменное и зависит от загрузки оборудования, портфеля заказов;
  • сложно обеспечить выполнение всех заказов в срок при постоянной полной загрузке оборудования, площадей и рабочих;
  • учетной единицей выступают заказ, комплект деталей на заказ, узловой комплект.

На организацию производства влияют следующие факторы:

1) место данного цеха в производственном процессе. Чем ближе цех к выпуску готовой продукции, тем более точными должны быть календарное планирование и диспетчерский контроль. Управление заказами имеет наиболее строгие формы в сборочных цехах, менее жесткие — в заготовительных;

2) длительность производственного цикла в данном цехе. Организация производства деталей и узлов с длительными циклами намного сложнее, чем с коротким циклом, поэтому даже в единичном производстве ведущие детали планируют по графику. В цехах с малооперационными процессами применяют простое оперативное распределение производственного задания по рабочим местам. Это характерно для металлозаготовительных, термообрабатывающих, литейных и штамповочных цехов;

3) технологические особенности организации производства. Так, в штамповочных цехах фактический размер партий запуска деталей зависит от стойкости штампов. В литейных цехах планируют только ведущую операцию — формовку, остальные операции распределяют с ориентировкой на план формовки. Для сборочных цехов типичны сложности в оперативной подготовке производства — в связи с комплектованием деталей, своевременной поставкой покупных комплектующих, которые нужны для монтажа и сборки.

Чтобы организовать своевременное выполнение заказов, нужна следующая техническая документация:

  •  техническая спецификация — содержит полный перечень всех сборочных единиц и деталей, включая стандартный крепеж и покупные изделия. На основе спецификации разрабатывают номенклатуры плановых заданий цехам на изготовление деталей и заявки в отдел материально-технического снабжения (ОМТС) на покупные комплектующие;
  • маршрутные технологические карты на каждую деталь и сборочную единицу — содержат норму расхода материалов, пооперационный технологический маршрут, нормы трудоемкости;
  • спецификации технологического оснащения, ведомости оснастки используют для технологической подготовки производства.

Весь учетный персонал по сопровождению заказов должен уметь ориентироваться в конструкторско-технологической документации. Это позволит оперативно затребовать технический документ в ОГТ (отдел главного технолога) или ОГК (отдел главного конструктора), если возникнет та или иная производственная задача. Например, узнать длину конвейерной ленты, которую необходимо заказать поставщику.

Особенности организации работы с материальными ценностями:

  • склад работает не на основе производственного плана, а по заявкам-требованиям на закупку материалов по отдельным заказам;
  • контролируют и поддерживают минимальные запасы по часто используемым материалам. Как правило, это металл ходового сортамента и типоразмера;
  • при открытии нового заказа резервируют материал из складских остатков;
  • при отсутствии материала или его нехватке формируют заявки-требования на закупку;
  • при поставке материалов на склад их резервируют под действующие заказы или в качестве складского запаса для будущих заказов;
  • при передаче материальных ценностей со склада в производство их списывают на конкретный заказ. Оптимально применять лимитно-заборные карты, формируемые на основе спецификаций.

ЭТАПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ЕДИНИЧНОГО И МЕЛКОСЕРИЙНОГО ПРОИЗВОДСТВА

Рассмотрим подробно этапы организации позаказного производства.

 

Этап 1. Открытие заказа.

При изготовлении на заказ объем производства планируют исходя из заключенных договоров. Индивидуальные характеристики продукции, основание для работ, сроки и иные параметры устанавливают в Карте заказа.

 

 

Карта заказа отражает условия договора между заказчиком и заводом. Важная часть работы с заказчиками — это оплата, которая может быть разделена на несколько частей по условиям договора. Все платежи контролируют. Для этого в Карту заказа внесен блок «Контрольное событие для запуска в производство и график оплаты».

Себестоимость в единичном и мелкосерийном производстве высокая. Чтобы обеспечить конкурентные цены, нужно знать себестоимость каждого заказа и структуру затрат. Точная калькуляция себестоимости возможна после обработки конструкторской документации, создания технологической карты, уточнения норм и цен на материалы, в отдельных случаях — по факту изготовления заказа. Такой расчет не может быть получен быстро, поскольку требуется время на работу технологов, ОМТС, экономиста.

Для оперативной калькуляции стоимости заказа перед подписанием договора с заказчиком применяют оценочные алгоритмы, которые позволяют рассчитать плановую стоимость заказа. В блоке «Калькуляция стоимости заказа» Карты заказа указывают предварительную (плановую) и фактическую стоимость, анализируют отклонения.

Чтобы эффективно управлять производством, нужен оперативный учет и анализ всех затрат с детализаций по заказам. Документальное сопровождение заказа требует создания на предприятии специализированной службы. Работу с заказами поручают планово-экономическому отделу (ПЭО), производственно-диспетчерскому отделу (ПДО), бюро подготовки производства (БПП).

 

Этап 2. Регистрация заказов в Журнале, формирование и ведение портфеля заказов.

Повторяемость заказов в общем объеме незначительная, что приводит к росту номенклатуры изделий. Чтобы организовать эффективное позаказное производство, обеспечивают работу с большим объемом номенклатуры одновременно изготавливаемых изделий.

Сотрудники ПЭО после надлежащего оформления Карт заказа регистрируют заказ в Журнале регистрации заказов (табл. 1) и сообщают об открытии заказа в бухгалтерию, технические службы и производственные подразделения компании.

В Журнале регистрации заказов по каждому заказу отражают следующую информацию:

  • номер, наименование, обозначение заказа;
  • количество изделий;
  • плановые сроки выполнения проектно-конструкторских работ, разработки технологического маршрута, ведомостей покупных изделий;
  • граничные сроки получения заготовок и комплектующих, запуска в производство; изготовления и испытания заказа, передачи его заказчику;
  • аналогично — даты фактического окончания каждого этапа;
  • дата оплаты аванса, окончательного расчета;
  • характер заказа — металлоконструкция, оборудование, запчасти, контрактное производство из материала заказчика и т. д.;
  • ответственный руководитель/исполнитель;
  • признак аннулированного или приостановленного заказа.

В отдельных случаях Журнал упрощают (например, когда машзавод выпускает запчасти и узлы к оборудованию собственного производства по уже действующим чертежам).

В Журнале можно проследить регистрацию заказа № 3014 «Шестерня», карта которого рассматривалась выше.

Ответственное ведение Журнала регистрации заказов — важная часть работы по управлению портфелем заказов.

Е. С. Панченко, бизнес-консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2018.

Получить статью целиком бесплатно

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.