Основу себестоимости продукции промышленного предприятия составляют материальные затраты на ее производство, которые зависят от нормы расхода материального ресурса и цены на данный ресурс. Если создать на предприятии систему контроля за ценами производственных ресурсов, это позволит снизить себестоимость выпускаемой продукции. Как создать такую систему и контролировать затраты на сырье и материалы, рассмотрим в данной статье.
СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗА ЦЕНОЙ ПРОИЗВОДСТВЕННОГО РЕСУРСА
Система контроля за ценой производственного ресурса состоит из трех основных элементов:
- проведение тендеров на закупку;
 - оценка поставщика;
 - принятие решения о выборе поставщика.
 
Проведение тендеров на закупку
Организацией процесса закупок на промышленном предприятии чаще всего занимается отдел материально-технического снабжения. Основная задача отдела снабжения — бесперебойное обеспечение производственного процесса материалами в нужном объеме и нужного качества по приемлемой цене.
Чтобы выявить лучшие условия закупок для предприятия, проводят тендерный отбор. Работой, связанной с тендерами, руководит тендерный комитет, участников которого назначает директор организации.
Основные функции тендерного комитета:
- координация и контроль за деятельностью должностных лиц и структурных подразделений предприятия в части осуществления закупок;
 - организация и проведение тендеров, в том числе контроль за осуществлением уполномоченными работниками предприятия всех действий, предусмотренных правилами проведения конкретных тендеров;
 - утверждение условий конкретных тендеров, порядка их подготовки, организации и проведения;
 - утверждение заключений о победителях тендеров и условий заключаемых с ними договоров (контрактов).
 
Часто в обязанности тендерного комитета входит не только проверка условий проведения тендеров, но и контроль за объемами ресурса, заявленного к приобретению.
Отдел снабжения планирует закупки исходя из потребности в материалах на основное производство и заявок на комплектующие, поступающих от производственных подразделений.
К СВЕДЕНИЮ
Основные документы, которые используют при формировании заявок на материалы и комплектующие:
• производственный план предприятия, утвержденный директором;
• план планово-предупредительного ремонта и план строительно-монтажных работ, утвержденные в установленном порядке;
• технологическую, конструкторскую, проектную документацию на продукцию, выпускаемую производственным подразделением;
• спецификацию норм расхода материалов на изделия.
Отдел материально-технического снабжения определяет общую потребность предприятия в конкретных видах материалов, проверяет остатки закупленных для производственного подразделения материалов.
Проверку расчетов и соответствие потребности в материалах планам по приобретению проводит тендерный комитет.
Наличие тендеров и тендерного комитета позволяет значительно снизить риск злоупотребления должностным положением лицами, ответственными за закупки, и добиться условий сотрудничества, наиболее благоприятных для предприятия.
Оценка поставщика
Принимая решение о выборе поставщика производственного ресурса, в качестве критериев нужно учитывать не только минимальные цены, но и другие факторы:
- репутация поставщика;
 - качество продукции;
 - условия отгрузки;
 - сервисные услуги и т. д.
 
Для удобства работы с поставщиками производственного ресурса составляют реестр поставщиков. Форма реестра представлена в табл. 1.
| 
			 Таблица 1. Реестр основных и резервных поставщиков материалов и комплектующих изделий  | 
		||||
| 
			 Наименование материала  | 
			
			 А. Предпочтения при заключении контракта  | 
			
			 В. Контракт возможен  | 
			
			 С. Контракт по особому решению директора  | 
			
			 Д. Контракт невозможен  | 
		
| 
			 Лист холоднокатаный 1250×2500 СТ08ПС  | 
			
			 ООО «СибМет»  | 
			
			 ООО «Меттрейд»  | 
			
			 
  | 
			
			 ООО «МеталлПлюс»  | 
		
| 
			 Порошковая краска для металла  | 
			
			 ООО «Полицвет»  | 
			
			 ООО «Краска»  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		
| 
			 ООО «Радуга»  | 
			
			 
  | 
			
			 
  | 
		||
| 
			 Компоненты платы управления  | 
			
			 ООО «Новые технологии Сибири»  | 
			
			 ООО «Электронные компоненты»  | 
			
			 ООО «Завод Электрокомпонент»  | 
			
			 
  | 
		
Поставщиков включают в реестр на основании их оценки по нескольким критериям (табл. 2).
| 
			 Таблица 2. Критерии оценки поставщиков  | 
		|||
| 
			 № п/п  | 
			
			 Показатель  | 
			
			 Критерии оценки  | 
			
			 Весовые характеристики показателя (баллы)  | 
		
| 
			 1  | 
			
			 Репутация поставщика как надежного партнера для долгосрочных связей  | 
			
			 1.1. Изготовитель продукции или посредник  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 1.2. Юридический статус, наличие лицензий  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 1.3. Экономическая или финансовая стабильность  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 1.4. Соответствие объемов и сроков поставок  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 1.5. Ценовая политика  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 1.6. Наличие сертифицированной системы качества  | 
			
			 2  | 
		||
| 
			 2  | 
			
			 Оценка качества покупной продукции  | 
			
			 2.1. Наличие сертификата соответствия продукции  | 
			
			 2  | 
		
| 
			 2.2. Результат входного контроля  | 
			
			 2  | 
		||
| 
			 3  | 
			
			 Отгрузка  | 
			
			 3.1. Виды и нормы отгрузки покупной продукции  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 3.2. Сроки поставки, виды транспорта, длительность транспортировки продукции  | 
			
			 1  | 
		||
| 
			 4  | 
			
			 Сервисные услуги  | 
			
			 4.1. Оперативность при замене несоответствующей продукции  | 
			
			 1  | 
		
| 
			 4.2. Готовность удовлетворить дополнительные требования по качеству продукции, срокам и объемам поставки  | 
			
			 1  | 
		||
Выводы по результатам оценки делают с помощью коэффициента приемлемости заключения договора (К), который можно рассчитать по формуле:
К = А / Амах × 100 %,
где А — суммарное количество набранных баллов по всем показателям и характеристикам поставщиков;
Амах — максимально возможное количество баллов по всем показателям и характеристикам.
В зависимости от значения данного коэффициента принимают следующие решения (табл. 3).
| 
			 Таблица 3. Методика оценки поставщиков  | 
		||
| 
			 Коэффициент приемлемости заключения договора, %  | 
			
			 Категория  | 
			
			 Характеристика поставщика  | 
		
| 
			 От 90 до 100  | 
			
			 А. Предпочтение при заключении контракта  | 
			
			 Поставщик продукции имеет с предприятием длительные деловые связи, стабильно выполняет контрактные обязательства. Вероятность срыва сроков поставки мала  | 
		
| 
			 От 80 до 90  | 
			
			 В. Контракт возможен  | 
			
			 Поставщик продукции допускает незначительные отклонения от условий контракта по срокам и объемам поставок при сохранении стабильного качества продукции  | 
		
| 
			 От 60 до 80  | 
			
			 С. Контракт по особому решению директора  | 
			
			 Поставщик продукции имеет с предприятием деловые связи, требования к качеству, цене, условиям поставки удовлетворяет не в полном объеме, но другого поставщика данной продукции нет  | 
		
| 
			 Менее 60  | 
			
			 Д. Контракт невозможен  | 
			
			 Поставщик продукции, который без значительных изменений в отношении с потребителем продукции и в требованиях к качеству продукции не может быть допущен как деловой партнер  | 
		
Оценивать контрагентов и создавать реестр основных и резервных поставщиков нужно ежеквартально.
