Электронная версия журнала

Прогноз оборотного капитала предприятия: сколько денег потребуется для пополнения?

«Планово-экономический отдел» №7 2016 / Технологии управления

В статье представлены методика и пример расчета будущей величины оборотного капитала предприятия исходя из планируемых объемов производства и реализации, особенностей управления запасами, условий расчетов с поставщиками и покупателями. В результате расчета появляется возможность определить, какая сумма денежных средств потребуется для финансирования оборотного капитала в предстоящем периоде.

ЭЛЕМЕНТЫ ОБОРОТНОГО КАПИТАЛА

Возможность прогнозировать платежи по каждому договору с поставщиками и приходы денег по каждому договору с заказчиками существует не у всех компаний. При этом практически для любого предприятия актуальна задача — определить потребность в финансировании оборотного капитала с учетом условий приобретения исходных ресурсов и сбыта готовой продукции. Для решения этой задачи можно выполнить укрупненный расчет величины отдельных элементов оборотных активов и краткосрочных обязательств, который базируется на известных финансовых закономерностях и формулах.

Здесь и далее под элементами оборотного капитала следует понимать

  • запасы в виде сырья и материалов, незавершенного производства, товаров и готовой продукции;
  • дебиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (задолженность покупателей за отгруженные им товары и оказанные услуги);
  • дебиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками (авансы, уплаченные поставщикам);
  • кредиторская задолженность по расчетам с поставщиками и подрядчиками (задолженность перед поставщиками за полученные от них ресурсы и услуги);
  • кредиторская задолженность по расчетам с покупателями и заказчиками (авансы, полученные от покупателей).

Первые три элемента входят в состав оборотных активов предприятия, два последних представляют собой часть краткосрочных обязательств.

Величина каждого из перечисленных элементов оборотного капитала зависит от двух составляющих:

  • объема производства и реализации продукции (товаров, работ, услуг).

Чем выше объем производства и реализации, тем больше объем материалов и комплектующих требуется закупить, тем значительнее суммы выплачиваемых авансов поставщикам, тем существеннее величина дебиторской задолженности покупателей. В то же время возрастают суммы получаемого от покупателей авансирования, растет размер кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками за увеличившийся объем полученных материалов и услуг;

  • условий управления оборотным капиталом (периодичность закупки материалов (сырья, комплектующих, товаров), предоставляемая поставщиками отсрочка платежей, сроки оплаты покупателями отгруженных им товаров и оказанных услуг, продолжительность периода предоплаты, требуемая поставщиками и запрашиваемая у заказчиков).

При неизменном объеме реализации размер дебиторской задолженности будет возрастать в случае ухудшения платежной дисциплины покупателей. При одном и том же объеме закупок материалов размер кредиторской задолженности уменьшится, если поставщик установит новые, более короткие, сроки оплаты по договору поставки.

Важная деталь: обе составляющие должны быть учтены при расчете прогнозной величины оборотного капитала.

ОБОСНОВАНИЕ ФОРМУЛ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В РАСЧЕТАХ

Одним из направлений диагностики финансового состояния компании является анализ оборачиваемости, который включает в себя расчет и интерпретацию периодов оборота краткосрочных активов и обязательств. В этих расчетах участвует фактическая величина составляющих оборотного капитала, доходов и расходов компании (табл. 1).

Представленные формулы логично применить для прогнозных расчетов — определения будущей величины оборотного капитала предприятия исходя из прогнозируемых доходов, затрат и условий работы.

 

Таблица 1. Расчетные формулы и интерпретация периодов оборота отдельных элементов оборотных активов и краткосрочных обязательств

Период оборотаПрим. 1

Расчетная формулаПрим. 2

Интерпретация

Запасов, в том числе материалов, незавершенного производства, готовой продукции

Запасы / Среднедневная себестоимость продаж

Продолжительность периода от момента поступления материалов на склад до момента отгрузки готовой продукции покупателямПрим. 3

Дебиторской задолженности покупателей и заказчиков

Дебиторская задолженность (или авансы покупателей) /  Среднедневная выручка

Средний срок оплаты счетов покупателями после отгрузки им товаров (оказания услуг)

Авансов покупателей (кредиторской задолженности по расчетам с покупателями и заказчиками)

Средний срок предоплаты со стороны покупателей до момента отгрузки им товаров или оказания услуг

Кредиторской задолженности перед поставщиками и подрядчиками

Кредиторская задолженность перед поставщиками (или авансы поставщикам) / Среднедневные расходы

Средняя продолжительность отсрочки по оплате счетов, выставленных поставщиками

Авансов поставщикам (дебиторской задолженности по расчетам с поставщиками и подрядчиками)

Средняя продолжительность периода предоплаты поставщикам до момента получения от них ресурсов

 

Примечания:

1.                   Без скобок приводятся управленческие наименования периодов оборота, в скобках — уточнения языком бухгалтерского баланса.

2.                   Во всех формулах значения в числителе — средняя величина показателя в периоде, определенная следующим образом: (Показатель на начало периода + Показатель на конец периода) / 2.

Значения в числителях формул определяются по данным баланса на начало и конец отчетного периода, значения в знаменателях формул — по данным отчета о финансовых результатах за отчетный период. При этом под расходами здесь понимается сумма значений по строкам «Себестоимость продаж», «Коммерческие расходы», «Управленческие расходы» отчета о финансовых результатах.

Среднедневные значения выручки (расходов) определяются путем деления выручки (расходов) за отчетный период на количество дней в отчетном периоде.

Для дебиторской задолженности и авансов покупателей знаменателем формулы является выручка от продаж (а не себестоимость продаж), так как суммы задолженности или предоплаты покупателей возникают исходя из цен и объемов реализации товаров и услуг.

Знаменателем формулы периода оборота кредиторской задолженности перед поставщиками и авансов поставщикам являются среднедневные расходы, так как сумма такой задолженности или аванса определяется исходя из стоимости приобретаемых ресурсов, а не цен реализации товаров и услуг.

В методической литературе в знаменателе данной формулы нередко можно увидеть себестоимость продаж, но не совокупные расходы. Однако управленческие и коммерческие расходы, так же как элементы себестоимости продаж, оплачиваются по счетам и, следовательно, приводят к возникновению авансовых выплат или задолженности перед кредиторами.

3.                   Совокупный период оборота запасов объединяет три составляющие: срок хранения материалов на складе (периодичность закупок материалов); продолжительность цикла производства продукции или услуг предприятия; срок хранения готовой продукции на складе с момента ее производства до момента отгрузки заказчикам (срок хранения товаров с момента поступления на склад до момента отгрузки покупателям).

Если нужно оценить периоды оборота отдельных составляющих запасов, в числителе формулы надо задать величину соответствующего элемента: запаса материалов, незавершенного производства, готовой продукции.

 

А. А. Васина, финансовый консультант

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Планово-экономический отдел» № 7, 2016.

Купить этот номер в электронном виде

Подпишитесь на нашу рассылку

Рассылка о новых материалах в блоге и новых номерах журналов. Отправляется в среднем 1 письмо в 2 недели.